Уорд Лестер Франк
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уорд Лестер Франк

1841-1913

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Лестер Франк Уорд

Уорд (Ward) Лестер Франк (18.6.1841, Джолиет, шт. Иллинойс, — 18.4.1913, Вашингтон), американский социолог, один из основоположников психологизма в социологии; геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. Первый президент Американской социологической ассоциации (1906-08).

Социологическая концепция Уорда сложилась под влиянием Конта и Спенсера. Но в противоположность биологизму Спенсера Уорд считал, что социальная эволюция имеет активный характер, направляется психологическими силами и главным образом волей. Первоначально социальной силой является желание, выражающее природные импульсы. Основных желаний два — удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Они определяют поведение человека, толкают его к переделке естественного окружения. Главной движущей силой исторического развития Уорд считал интеллект, уникальное обладание которым позволяет человеку и человеческим коллективам заменить действие слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире, осознанным, «теллическим» прогрессом. Классы, государство и системы права возникают, по Уорду, из борьбы рас. Расы-победители и расы-побеждённые не могут ассимилироваться благодаря вражде, ненависти и презрению, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст — причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами.

Общественно-политические взгляды Уорд двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она всего лишь проявление «группового чувства сохранения перед новым и своеобразным» и её функции сводятся к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, Уорд враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии — «научного контроля социальных сил посредством коллективного разума общества», представляющей собой попытку преобразовать капиталистическое общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обязательного образования.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Glimpses of the cosmos, v. l—6, Ν. Υ., 1913—18; Textbook of sociology, N. Y., 1920 (совм. с J. Q. Dealey); The Ward-Hoss correspondence, [s. 1.1, 1946; L. F. Ward. Selections from his work, N. Υ., 1963; Dynamic sociology, ν. 1—2, Ν. Υ., 1968; Pure sociology, Ν. Υ., 1970!; Applied sociology, Ν. Υ., 1974; в рус. пер.— Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.

Литература:

Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961 (см. указатель); Кон И. С., Позитивизм в социологии, М.., 1964.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС