Васильев Василий Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Васильев Василий Павлович

1818-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Павлович Васильев

Васильев Василий Павлович (20.02(4.03). 1818-20.04(1.05). 1900) - востоковед, историк буддийской философии, профессор Казанского университета, академик (с 1886). Главный труд Васильева («Буддизм, его догматы, история, литература») был задуман как 3-томный, вышли в свет 2 том - первое на русском языке капитальное исследование в области истории философских систем Востока. Основное внимание в этой книге Васильев уделяет связи между философской и религиозной сторонами буддийского учения, реконструкции категориального аппарата, выработанного буддийской мыслью для целей проповеди, образования, толкования истин учения о просветлении. Васильев предпринимает попытку систематического изложения истории развития буддийской мысли от ее древних форм, хинаяны, до махаянических философских систем и «мистических» - прикладных - построений ваджраяны (в переводе Васильева - «яны волхвований») - третьей из важнейших ветвей буддизма, распространенной в Тибете, а также среди буддистов на территории России. Васильев впервые в отечественной науке поставил вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки, в частности о возможности применения таких понятий, как «спасение», «подвижничество», «святость», «божественное», «духовное», «плотское», «грех», к буддийским реалиям. Васильев стоит у истоков отечественной востоковедческой школы, ряд его идей развивали в своих работах Розенберг, Щербатской и др.

Н. Н. Трубникова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 87.


Васильев Василий Павлович (20.II(4.III).1818 - 27.IV(10.V).1900) - русский китаевед и специалист по буддизму, академик (с 1886 года: член-корреспондент с 1866 года). Родился в Нижнем Новгороде (ныне город Горький) в семье мелкого чиновника. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета по разряду монгольский и татарский языки (1837). В 1839 году защитил диссертацию «Об основаниях философии буддизма» (рукопись), за которую он в 1840 году получил степень магистра монгольской словесности (первым в России). В 1840-1850 годы находился в Пекине (был прикомандирован к Российские духовной миссии), где изучал китайский, тибетский, санскрит, монгольский и маньчжурский языки. В 1851-1855 годы - профессор Казанского университета, с 1855 года - профессор восточного факультета Петербургского университета (в 1878-1893 годы был деканом факультета). С 1852 года - член Русского географического общества. В 1864 году защитил докторскую диссертацию «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» (1863). В 1887 году был избран почетным членом Петербургского университета. Научная деятельность Васильева (начиная со времени его пребывания в Пекине) была чрезвычайно широкой и разнообразной. Васильеву принадлежат труды в самых различных областях китаеведения (язык, литература, история, география Китая) и по буддизму; все труды Васильева основаны на глубоких филологических исследованиях и анализе. Как историк Васильев исследовал ряд вопросов истории Китая и сопредельных стран. Его монография «История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII в.» (1857) тесно примыкает к трудам Н. Я. Бичурина по истории Средней Азии. В «Сведениях о маньчжурах...» Васильев исследовал раннюю историю маньчжур; в этой работе Васильев отчетливо поставил вопрос о критическом отношении к китайским династийным историям. На исторических работах Васильева сказалось влияние так называемой государственной школы в русской историографии (С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин и др.). Васильев опубликовал 2 части из задуманного им и вчерне полностью подготовленного многотомного труда по буддизму «Буддизм, его догматы, история и литература», ч. 1 - "Общее обозрение" (1857), ч. 3 – «История буддизма в Индии, сочинение Даранаты. Перевод с тибетского» (1869). Эти работы вместе с трудом о буддизме французского ученого Э. Бюрнуфа (1801-1852) положили начало систематическому научному исследованию буддизма в Европе. В изучении буддизма Васильев далеко опередил своих современников. Его труды по буддизму снискали ему всемирную славу и не потеряли своего научного значения и поныне. Педагогическая деятельность Васильева имела большое значение для развития востоковедного образования в России.

П. Е. Скачков. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Горбачева З. И., Петров Н. A., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И., Рус. китаевед акад. Василий Павлович Васильев, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, М., 1956 (в приложении даны библиография опубл. и неопубл. трудов В. и мат-лы к библиографии трудов о В. и работ, его упоминающих); Петров Н. A., Акад. В. П. Васильев и вост. ф-т, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 8; Столетие дня рождения акад. Василия Павловича Васильева. Речи, читанные в торжеств. заседании Росс. АН, П., 1918 (речи С. Ф. Ольденбурга, В. В. Бартольда, А. И. Иванова).


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Исторические лица Китая (биографический указатель, в том числе китаеведы).

Все о Китае и китайцах (справочник).

Сочинения:

Буддизм, его догматы, история, литература. Ч. 1. Общее обозрение. Спб., 1857; Ч. 3.

История буддизма в Индии: Соч. Даранты. Спб., 1869; Р

Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. Спб., 1873.

Литература:

Ольденбург С. Ф. Памяти В. П. Васильева и о его трудах по буддизму, 1818-1918// Изв. Рос. АН. 1918;

Завадская Е. В. В. П. Васильев - родоначальник буддологии в России // История и культура Китая. М., 1974.

Горбачева З. И., Петров Н. A., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И., Рус. китаевед акад. Василий Павлович Васильев, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, М., 1956 (в приложении даны библиография опубл. и неопубл. трудов Васильева и мат-лы к библиографии трудов о В. и работ, его упоминающих);

Петров Н. A., Акад. В. П. Васильев и вост. ф-т, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 8;

Столетие дня рождения акад. Василия Павловича Васильева. Речи, читанные в торжеств. заседании Росс. АН, П., 1918 (речи С. Ф. Ольденбурга, В. В. Бартольда, А. И. Иванова).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС