> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ВАВ > ВАС > ВЕ  > ВИ  > ВЛ  > ВО > ВР >
ссылка на XPOHOC

Василий Новгородский

---

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Василий Новгородский (Василий Калика, в миру — Григорий) (?—3.07.1352), архиепископ Новгородский, автор «Послания о рае» Тверскому епископу Феодору Доброму.

Летописи сообщают об активной культурной и градостроительной деятельности новгородского архиепископа. В 1331 он заложил каменные стены Новгорода. В 1333—42 обновил и заново устроил новгородский Софийский собор. В 1336—45 построил новые церкви — Входоиерусалимскую, Благовещенскую, Пятницкую, Космодемьянскую, Спасскую в Ковалевом монастыре. В 1338 построил новый мост через Волхов. Авторитет Василия Калики как строителя был столь высок, что в 1352 бояре и посад просили его построить башни в крепости Орешек. Архиепископ просьбу выполнил быстро и успешно.

Участвовал в политической жизни Руси. В 1333 провел неудачные переговоры о мире с вел. князем Московским Иваном Калитой и приехал в Тверь, соперничавшую с Москвой. Здесь он крестил сына Тверского князя, а 8 лет спустя наставлял своего крестника в книжном учении. В 1335 Василий Калика замирился с Иваном Калитой. В 1340 заключил мир с новым вел. князем Московским Симеоном Гордым. В 1348 организовывал оборону Новгорода и Пскова от шведов.

В 1352 в Пскове вспыхнула моровая язва. Василий Калика в сопровождении многих священников тотчас отправился на помощь псковитянам. В Пскове он заразился и на обратном пути скончался в Михайловском монастыре на устье р. Узы, притока Шелони. Похоронен в новгородском соборе Св. Софии.

С именем Василия Калики связано важнейшее церковно-политическое и религиозно-мистическое событие в истории Руси. В 1335 и в 1346 Константинопольский патриарх прислал Василию Калике, первому на Руси, особые знаки епископского достоинства — «белый клобук» и «крещатые ризы». Эти знаки выделили новгородских епископов среди др. русских архиереев. «Белый клобук» позднее получил религиозно-мистическое значение. Его стали рассматривать как свидетельство того, что Русская церковь является наследницей не только «Второго Рима» (Византийской империи), но и «Первого Рима» (Римской империи). Согласно позднейшей «Повести о белом клобуке» этот монашеский головной убор в IV в. получил из рук римского имп. Константина первый папа римский Сильвестр. Затем он чудесным образом попал в Византию и столь же чудесным образом — на Русь. В сер. XVI в. «белый клобук» будет передан в Москву — его станут носить московские митрополиты и, позднее, патриархи.

Василий Калика — автор «Послания о рае» Тверскому епископу Феодору Доброму (1342—60). Послание сохранилось в Софийской Первой, Воскресенской, Новгородской Третьей и др. летописях под 1347. Обычно этим годом и датируется время написания Послания. Само Послание связано с тем, что в Твери в это время разгорелись споры о рае — сохранился ли на земле рай, в котором жили Адам и Ева? В своем Послании Василий выступает с доказательствами в пользу существования этого «земного рая».

Очень важно объяснение Новгородским архиепископом причин, по которым он берет на себя смелость рассуждать на столь потаенные и, казалось бы, непозволительные для христианина темы: «Понеже, брате, по Божию повелению, должни есми другъ къ другу посланиа творити о исправленыхъ намъ Божественых писаний отъ святых апостолъ и великих святитель, якоже бо те святии апостоли бес престаниа посланиа творяху другъ къ другу, такоже и намъ подобно есть, в нихъ бо место поставлени есмы». Иначе говоря, архиеп. Василий осмысливает и свою роль, как иерарха Русской церкви, и роль всех др. иерархов как апостольскую миссию, ибо все они поставлены ныне на место апостолов. «Кто во что позванъ, тот в томъ пребывает», — заключает свою аргументацию Василий Калика. И следовательно, раз они «позваны» Самим Господом, то обязаны не только распространять Христово учение, но и имеют право постигать Божий Промысел. Потому-то, чуть ранее, новгородский архиепископ и пишет: «Пребых много дний о взыскании исправлениа Божественаго закона».

Источниками размышлений новгородского архиепископа служили не только книги Священного Писания. Большую, если не большую часть аргументов он находит в апокрифической литературе, обильно цитируя различные апокрифы — «Хождение Зосимы к рахманам», «Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском». Подобное вполне понятно, ведь именно в апокрифах русские книжники могли найти самые разные описания рая или путешествия в рай.

В полемике с Тверским еп. Феодором, который, как следует из послания, признавал только «рай мысленый», Василий Новгородский формулирует свою концепцию существования «рая мысленого» и рая земного, что «насади Богъ на въстоце». По его представлениям, «рай мысленый» — это время и место после Второго пришествия Христа, Царство Божие, пришедшее во всей силе («пришедша в силе»). Вся земля будет обновлена в этом раю огнем: «А мысленый рай то и есть, брате, егда вся земля огнемъ искушена будетъ». И этот рай недоступен простым людям, даже святым, пока они продолжают земную жизнь: «Не возможно бо его, брате, ни святымъ видети мысленаго рая, въ плоти суще. Того ради сие святии видевши, не могоша стояти, ниць на землю падоша». Существует и «рай земной»: «А насаженый — не погыблъ, и ныне есть, — утверждает Василий Новгородский, и конкретизирует свое представление: — На нем же светъ самосияненъ, а твердь запята есть до горъ техъ раевых».

Доказательства существования «рая земного» различны. Прежде всего, они открываются Василию в словах Самого Христа о том, что Он обещал человеку спасение и возвращение в рай: «Обеща ему паки внити в рай». Во-вторых, о существовании рая свидетельствуют апокрифы. Третье доказательство строится по принципу «от обратного»: раз на земле существует место «адовых мук», то должен быть и «земной рай». Сами «мукы», по логике новгородского епископа, должны располагаться на западе, как оппозиция «насаженного» Богом на востоке рая. При этом Василий приводит рассказ неких новгородцев, которые повидали эти «мукы» где-то на западе, и спрашивает: «И та вся места мучимая не погибоша, а место се святое како погибе, повежь ми, брате, в немь же есть и Пречистая Богородица, и множесьтво святых, еже по въскресении Господни явишася многимъ въ Иерусалиме и паки внидоша в рай?».

Еще одно — четвертое — доказательство опять строится на народных легендах. Архиеп. Василий пересказывает некие предания о новгородцах, побывавших на севере и видевших там «земной рай». Рай тот расположен на высоких горах, осиян небывалой красоты, «многочасьтным» светом, а на вершине горы новгородцы увидели Деисуса, написанного чудесной ярко-голубой краской («лазорем»). Раздавалось в тех горах пение, веселье и ликование небывалое, привлекавшее людей. Двое новгородцев пошли туда, но не смогли вернуться. А третьему, посланному узнать, в чем дело, путешественники привязали к ноге веревку. И когда пытались удержать и его, то возвратили лишь мертвое тело. Следовательно, обратно из этого места дороги для живых не было.

И, наконец, еще одно доказательство бытия «земного рая». Утверждение о том, что рай может быть только «мысленым», Феодор, по мнению Новгородского архиепископа, все «мысленое» представляет лишь как видение: «И ныне, брате, мнитъ ти ся мысленый рай, но все мыслено мнится видениемъ». Но тогда и слова Христа о Втором пришествии тоже могут казаться лишь видением, а это уже серьезное заблуждение: «А еже Христос рече въ Еуангелии о Второмъ пришествии, и то ли мыслено сказаете?». Такого же быть не может, ибо: «Ни едино же дело Божие есть тленно, но вся дела Божиа нетленна суть».

Тверские споры о рае и вмешательство в них Новгородского архиепископа свидетельствуют о том, что многие сложные богословские дискуссии уже вышли за пределы только монастырских или церковных стен. Мистические рассуждения о конце света, о путях спасения, о райских кущах постепенно становятся достоянием широкой публики. А это означает, что простые миряне уже воспринимали христианское вероучение как свое собственное, пытаясь разобраться в различных богословских хитросплетениях, примерить их к своей реальной, обыденной жизни. Значит, проблема смысла жизни и посмертного спасения более чем серьезно волновала умы и сердца русских людей.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС