Василий Великий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Василий Великий

330-379

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Великий

Василий Великий — святитель, христианский церковный деятель, один из отцов Церкви. Родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской, умер 1 января 379 году там же. С 370 г. епископ Кесарии Каппадокийской. Василий Великий принадлежал к тем кругам восточноримской знати, которые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству. Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость Церкви от императора. Считал возможным «полезное использование» в интересах христианства античной культуры (проповедь «К юношеству»). Основные сочинения Василия Великого: «Добротолюбие» (составленный совместно с Григорием Богословом сборник извлечений из сочинений Оригена), «Против Евномия» (опровержение арианского учения), трактат «О Святом Духе», беседы (в том числе «Шестоднев», в котором изложены принципы христианской космогонии). В своих работах фактически явился создателем византийской православной богословской терминологии, заложил фундамент догматической мысли, разделив и определив понятия ипостаси и усии (сущности). Сочинения Василия Великого послужили основой для православной христологии Четвертого, Пятого и Шестого Вселенских соборов. В Средние века они знакомили читателей с трудами античных мыслителей, которые обильно в них цитировались. Письма Василия Великого, написанные около 350 г., особенно важны для понимания истории церковной борьбы в Римской империи IV в. В памяти византийцев Василий остался как один из трех важнейших святителей Восточной Церкви — наряду с Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 185-186.


Василий Великий (329-379) один из Отцов церкви, автор многочисленных богословских трактатов, писем и бесед. Из 21 проповеди на различие темы наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов», где он доказывает необходимость изучения древнегреческой философии и говорит о пользе светского образования.

Решая необходимую для своего времени задачу «воцерковления», христианизации греческой культуры, Василий Великий истолковывает христианство в понятиях и категориях философии, тем самым пытаясь достичь синтеза веры и утонченного интеллектуализма Платона и Аристотеля. Доказывая, что греческая мысль вполне совместима с библейским Откровением и между ними нет противоречий, он в учении об устройстве мира (космологии) ссылается на идеи Платона в «Тимее» и стоика Посидония, дает символическую интерпретацию семи дней сотворения Богом нашего мира. Числовой символизм позволяет ему истолковать понятия времени и вечности в рамках представлений и умозрений греческой философии. Пытаясь осмыслить природные явления, он пользуется аргументами из аристотелевской «Физики» и комментариями неоплатоников.

Обсуждая вопрос о сотворении человека, Василий Великий развивает учение об «образе и подобии»: человек предстает как теоцентрическое существо, всё бытие которого призвано деятельно стремиться к совершенству божественной жизни здесь, на Земле, поскольку он сотворен по образу и подобию Бога. В то же время человек есть «микрокосм». Он как бы собирает, фокусирует (в святоотеческой терминологии — «рекапитулирует») в себе весь тварный мир, центром которого он призван быть. Труды Василия Великого оказали громадное влияние на последующее развитие христианского антропологического учения. Его богословские заслуги заключаются в преодолении еретического учения Ария, в упорядочении правил монашеской жизни и создании монастырского устава. Василий Великий оказал значительное влияние на выработку восточного (православного) обряда христианства.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 43.


Василий Великий (Βαοίλεος ό Μέγας),   Василий  Кесaрийский (ок. 330, Кесария Каппадокийская, —1.1.379, там же), греческий церковный деятель, мыслитель и писатель. Один из виднейших представителей патристики, глава так называемого каппадокийского кружка. С 370 года епископ города Кесарии, организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период арианству. Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате «О святом Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам античной культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм). Его толкования на рассказ библейской книги Бытия о шести днях творения основали богатую традицию средневековых «Шестодневов» и повлияли на распространённые космологического и естественнонаучного представления последующих столетий (в частности, у славянских народов). В православной традиции — один из трёх главных «святителей» восточной церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творения..., в кн.: Творения святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915

Литература: AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; Treuсker В., Politische und soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen, Münch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhängigkeit des Basilius von Plolin, B., 1964.


Василий Великий (Βασίλειος ὁ Μέγας) (ок.329, Кесария Каппадокская — 1 января 379, там же) — греческий церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадокийского кружка, один из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной церкви. Родился в благочестивой христианской семье. Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем изучал философию в Афинах. По возвращении (около 356) после краткого периода занятий риторикой был крещен и решил посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями основал монашескую общину недалеко от Неокесарии на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии. По возвращении вместе с Григорием Богословом составил «Филокалию» — антологию сочинений Оригена — и монашеские «Правила». В 364 принял священнический сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской и благотворительной деятельности, но особенно важной была его борьба против арианства, поддерживаемого императором Валентом и официальными кругами Константинополя. Его церковная и богословская стратегия — это стремление объединить против арианства, с одной стороны, полуариан, с другой — сторонников староникейской партии с помощью примиряющего определения Божественного триединства: «три ипостаси в одной сущности». Первым разграничил термины «сущность» и «ипостась», прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин «ипостась» он использовал для обозначения троичности лиц, а термин «сущность» — для обозначения Божественного единства. Тем самым он избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их.

Богословская и литературная деятельность Василия Великого определялась во многом его практическими интересами как пастыря и церковного руководителя. В его космологии прослеживается влияние платонической традиции (комментария Посидония на платоновский «Тимей»), в тринитарном богословии он использует средства аристотелевской логики, наконец, его описание действий Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о мировой душе.

Полемический трактат «Против Евномия» направлен против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования), то Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом.

Наряду с Афанасием Александрийским Василий Великий положил начало богословию Святого Духа — до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. В обширном догматическом послании «О Святом Духе» он утверждает божественность Святого Духа, не употребляя, однако, слов «единосущный Отцу» и «Бог», чтобы избежать жесткой реакции со стороны ариан. Монашеские «Правила», дошедшие до нас в двух редакциях — краткой и пространной, и другие аскетические сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный им во время жизни в общине, в поездках по центрам восточного монашества и во время наблюдения за монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму монашества, поскольку только в киновии может быть осуществлена заповедь братской любви. «Правила» оказали решающее влияние на развитие и организацию восточного монашества, а на Западе были восприняты через Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем «Уставе». Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, главным образом, этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них место занимают девять великопостных гомилий на Шестоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в которых строго креационистское понимание космогонии сочетается с популярными космологическими и естественнонаучными представлениями античности. Особняком в его наследии стоит послание «К юношам» о пользе чтения языческой литературы: хотя греческая классическая литература и уступает Писанию, однако она полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, что этому способствует; представление это значительно повлияло на позицию Церкви по отношению к античному культурному наследию.

А. В. Иванченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 368.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

MPG, t. 29-32. Р., 1857-66;

Traite du Saint-Esprit. P., 1947;

Homeliessur l'Hexameron. P., 1949;

Auxjeunes gens sur la manierede tirer profit des lettres helleniques. P., 1952;

Lettres, 3 vol. P.. 1957—66;

Contre Eunome, 2 vol. P., 1982 — 83; в рус. пер.: Творения.., т. 1—3. СПб., 1911.

Литература:

Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906;

Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви, т. 2. СПб., 1882;

Amand D. L'ascese monastuque de saint Basile. Maredsous, 1948;

Backus J. D. Lectures humanistes de Basile de Cesaree. P., 1990;

Giet S. Les Idees et l'action sociale de saint Basile. P., 1941;

GribomoniJ. Saint Basile. Evangile et Eglise, 2 vol, Abbaye de Bellefontaine, 1984;

Treuker B. Politische und sozialgeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen. Munch., 1961;

Dehnard H. Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plotin. В., 1964;

Angeli A. Basilio di Cesarea. Mil., 1968.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС