Ярош Киприан Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Ярош Киприан Николаевич

1854-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Киприан Николаевич Ярош

Ярош Киприан Николаевич (1854, Льговский у. Курской губ. - 6. 10. 1921, Монтрё, Швейцария) - философ права, публицист, доктор государственного права, профессор энциклопедии права и истории философии права Харьковского университета (с 1881 г.). В 1876 году закончил юридический факультет Харьковского университета и был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1886 году защитил докторскую диссертацию «Иеремия Бентам и его отношение к учению о естественном праве». В 1880-1890 годы опубликовал ряд философских и публицистических работ, в т. ч. «Историю идеи естественного права»(1885), где подверг основательной критике саму идею естественного права. По своим философским воззрениям был близок к монтеневскому скептицизму. В своем университетском курсе «Истории философии права», выдержавшем несколько изданий (последнее - 1907 год), Ярош трактует философию права как составляющую часть философии, сосредоточивает внимание на нравственно-правовой стороне человеческого общения (вопросы соотношения правды и справедливости, критерии права, принципы взаимоотношений государства и общества).

В ряде философско-публицистических работ, публиковавшихся в газете «Московские ведомости» и журнале «Русский вестник» и составивших затем книги «Вопросы современной морали» (1888) и «Чувство законности и мировая юстиция» (1888), Ярош исследовал морально-этические аспекты общественной жизни, соотношение права, политики и нравственности и отражение этих вопросов в литературе. Например, оценивая искания Толстого, он писал: «Завершением нравственных воззрений графа Л. Н. Толстого служит апология жизни труда, и прежде всего труда физического.,.» (Вопросы современной морали. Харьков, 1888. С. 164). В этих работах он выступал с консервативных позиций, близких воззрениям Данилевского и Розанова, отстаивал патриотический взгляд на исторический путь развития России (например, в очерке «Польско-русские отношения», 1898).

С этих позиций он критиковал взгляды В. С. Соловьева на проблему «Россия и Европа», в т. ч. его статьи о национальном вопросе в России, мысль о том, что человечество - исторически единый организм, развитие которого есть процесс усвоения «отсталыми» народами «более высоких» (зап.) культур, что русская национальность должна развиваться «путем усвоения сверхнациональной идеи», «национального самоотречения» и т. п. Ярош был противником космополитизма как мировоззрения, считал, что понятие общечеловеческих ценностей - это «только пустые слова, обманчивые и вредные фразы, которые вносят путаницу в мысли»; слова типа «общечеловеческий идеал», как мнимо-описательные термины, относящиеся к чему-то такому, чего на самом деле нет, должны быть изгнаны из лексикона языков», а «ссылки на общечеловеческие идеалы, когда они не составляют продукта простого недомыслия, служат обыкновенно удобной маской шарлатанам, которые морочат наивных людей, выдвигают на поклонение толпе слепленных собственными руками идолов и из-за спины этих истуканов стремятся угнетать общественную мысль личными симпатиями и вкусами, выдаваемыми обманно за «общечеловеческие» принципы» (Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893. С. 15).

По поводу высказывания B.C. Соловьева (в статье «Россия и Европа», 1888) о том, что Россия якобы «всегда оказывалась бессильной произвести что-нибудь великое или хотя бы просто значительное, - без заимствования из Европы», Ярош писал: «Это обвинение, конечно, есть не более, как плод какой-то детской раздражительности. Духовные силы России дали себя знать во всех направлениях, в которых нашлась им возможность проявить самостоятельность и сбросить иго западного влияния. Нужно ли приводить ряд имен русских представителей естествознания, математики или правоведения, которые занимают место не в хвосте, а среди славных деятелей общеевропейской науки? Нужно ли называть выразителей русского гения на поприще художественного творчества? <...> Есть, правда, сфера, в которой проявляется наша отсталость; эта сфера - область философии. Но наша слабость в этой области объясняется именно господствующим здесь «национальным самоотречением». С давних пор у нас установилась привычка отправляться за границу «за отвлеченными общими взглядами» (Русские и иностранные критики России // Русский Вестник. СПб., 1889. № 1. С. 108-110).

К. Н. Леонтьев в одном из писем к В. С. Соловьеву отмечал: «Счастье ваше в том, что вы способностями выше всех нас, ваших противников <называет Страхова, Яроша, себя и Астафьева>, но из этого не следует, что вы теоретически правы и что жизнь пойдет по вашему пути...» (Из переписки К. Н. Леонтьева // Русский Вестник. СПб., 1903. № 5. С. 161). Не одобряя нововведений в высшем образовании России 1900-х годов Ярош, выслужив пенсию, оставил преподавательскую деятельность в университете и в начале 1910-х годов уехал в Швейцарию.

В. Н. Дядичев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 820.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Спиноза и em учение о праве. Харьков, 1877; Обо всем по силе разумения. Харьков, 1882; История философии права. Харьков, 1897; 1907; Забота о ближнем (очерки благотворительности'). Харьков, 1891. Философия смерти. Харьков, 1898; Польско-русские отношения. Харьков, 1898; Характеры былого времени: Протопоп Аввакум. Казак XVI столетия. Русский ученый XVIII века. Харьков, 1898; Сказки для взрослых. Харьков, 1900.

Литература:

Ред. Из общественной хроники: г. Ярош и «звание человека», г. К. Леонтьев и «вовсе новый путь» // Вестник Европы 1891. № 7; Фатеев А. Н. Ярош Киприан Николаевич // Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования, 1805-1905. Харьков, 1908.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС