Ященко Александр Семенович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Ященко Александр Семенович

1877-1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Семенович Ященко

Теоретик права

Ященко Александр Семенович (24.02(8.03). 1877, Ставрополь - 10.06,1934, Берлин) - теоретик права, философ, литературный критик, издатель. Учился на математическом факультете Московского университета, затем перевелся на юридический, по окончании которого (1900) был оставлен на кафедре международного права для подготовки к профессорскому званию. В 1913 году в Московском университете защитил докторскую диссертацию «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». С 1913 года - профессор Петербургского университета. В 1918 году в составе советской делегации в качестве эксперта по международному праву выехал в Берлин. В Советскую Россию вернуться отказался. С 1924 года - профессор, заведующий кафедрой международного права юридического факультета Каунасского университета. В начале 1930-х годов возвратился в Берлин. Ященко - автор работ по теории права и государства, в которых он попытался развить отдельные положения философии всеединства В. С. Соловьева и создать на их основе некую универсальную «синтетическую теорию права». Предлагаемый им синтез включает в себя «гармоничное соединение» индивидуальной свободы и «общественного блага», внутреннего психического переживания права и его внешней принудительности, права и религии, права и нравственности, права и закона. Противоречия между различными гранями права снимаются в Абсолюте, где религия, нравственность и право представляют собой элементы органического единства универсального мирового бытия, пронизывающего всю общественную жизнь. В праве нравственность, религия и сама зримая Церковь Христова получают «внешнюю принудительную охрану», что позволило Ященко (вслед за Соловьевым) определить право как «принудительный минимум добра». «Синтетическое понимание права», оазирующееся на религиозно-онтологическом монизме, предполагает, в конечном счете, воцерковление в той или иной форме политико-правовых институтов, подчинение их христианским догматам.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 820-821.


Верный последователь B.C. Соловьева

Александр Семенович Ященко. Одним из самых верных последователей философских идей B.C. Соловьева был Александр Семенович Ященко (1877—1934) - теоретик права, философ, литературный критик, издатель. Как и Соловьев, Ященко начинал учиться на математическом факультете Московского университета. Затем он перевелся на юридический факультет, по окончании которого был оставлен на кафедре международного права «для подготовки к профессорскому званию». Стажировался во Франции, где одновременно работал журналистом. В 1908 г. в Московском университете Ященко защитил магистерскую диссертацию на тему «Международный федерализм: Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века». В 1913 г. в Московском университете он защитил докторскую диссертацию «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». В том же году Ященко становится профессором Петербургского университета и приступает к работе над уникальным трудом «Русская библиография по философии и религии с начала письменности и по наши дни». До 1917 г. он преподавал в университете на кафедре энциклопедии и истории права.

В только что образованном в 1917 г. Пермском университете Ященко работал до 1918 г. профессором кафедры международного права. По линии университета в 1918 г. он был приглашен в качестве специалиста по международному праву в Берлин. В Советскую Россию вернуться отказался, тем самым став одним из первых «отказников» в СССР. С 1924 г. он — профессор, заведующий кафедрой международного права юридического факультета Литовского университета в Каунасе. В начале 1930-х годов Ященко вернулся в Берлин, где и скончался в 1934 г.

Если Соловьев, Трубецкой и Новгородцев в своих теоретических построениях стремились соотнести мораль и право, то Ященко поставил своей задачей гармонизировать право, мораль и религию, тем самым разделив последние две сущности. Нравственность у Ященко выражает требования религиозного идеала, а право — одна из ступеней построения Царства Божьего, осуществления идеалов Добра. Как отмечал П.И. Новгородцев, «из тех своеобразных элементов русской философии права, которые составляют ее отличительные особенности, учению Ященко в наибольшей степени соответствует: не раскол между правом и нравственностью, как это происходит в западном юридическом позитивизме, а непосредственная связность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону» 1.

Основываясь на учении B.C. Соловьева, в том числе и на его «теории равновесия права», А.С. Ященко сконструировал собственную оригинальную модель государства и права, универсальную «синтетическую теорию права». В своих исканиях он активно использовал историко-политологические исследования социально-политических и правовых систем, а также критический анализ различных теорий права — как иррационалистического (П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой), так и рационалистического (Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов) направления.

Ященко в отличие от других иррационалистов не противопоставлял духовный и материальный миры, а видел их органическое единство: «Вся коллективная жизнь людей есть органическое единство; все ее стороны, вроде языка, религии, права, хозяйства и т.п., соединены в неразрывное целое; поэтому образование и развитие права обусловлены всем органическим целым общественной жизни. Но указания на факт и на его неизбежность еще недостаточно для его оправдания. Человек чувствует себя существом, способным произвольно делать выбор и создавать свою жизнь по собственному усмотрению; поэтому мало сказать, что право существует в силу исторической необходимости, нужно доказать, что оно и должно существовать, как отвечающее тем или иным желательным целям» 2.

Как и другие представители иррационального подхода к построению правовой аксиоматики, Ященко полагал, что право - явление того же порядка, что и мораль, религия, этика. Однако в отличие, например, от Трубецкого и Новгородцева, у которых право растворялось в морали, он сделал акцент на принудительном характере права: «Право есть совокупность действующих в обществе вследствие коллективно-психического переживания членами общества и принудительного осуществления органами власти норм поведения, устанавливающих равновесие между интересами личной свободы и общественного блага» 3. Иными словами, право — это вооруженный санкциями охранник нравственности и религии, который в историческом развитии общества осуществляет принудительный минимум нравственного добра.

Как для всякого либерального мыслителя, центральной ценностью как в праве, так и в морали для Александра Семе-новича является свобода. «Руководящая синтетическая идея права, — писал он, — дается основной идеей нравственности — равновесием личной свободы и общего блага. Право есть определенно фиксированный заранее принудительный минимум нравственности. Право есть мирный договор между свободой и общим благом, устанавливающий общественный порядок» 4. Однако, согласно его теории, разграничить свободу одного и свободу другого можно только в праве, так как «основание, по которому может быть производимо разграничение свобод, нельзя искать в самих свободах; оно должно быть взято извне» 5.

Равенство и справедливость, по Ященко, так же как и свобода, выражают сущностную природу права. Равенство служит естественным ограничителем свободы. С точки зрения Ященко, равенство должно утверждать обязанность людей по отношению к тому, что для социума является жизненно необходимым. Причем право само по себе не способно определить это должное для всех членов социума. Оно должно привноситься в право извне. Только тогда будет осуществлена справедливость «как равенство перед должным, или справедливое равенство» 6.

В конечном счете право, мораль и религия где-то там, в Царстве Божием, должны слиться в органическое единство универсального мирового бытия, пронизывающего всю общественную жизнь. А Царство Божие «есть добро в абсолютном его понимании как безусловно должное, так и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» 7.

Все эти изощренные умопостроения для Александра Семеновича были отнюдь не целью, а средством. Главной целью своих исследований Ященко видел в создании «всемирного права», существующего в рамках «единого человечества», которое определяется синтезом этико-правового принципа 8. Собственно, базовой его специализацией было международное право.

Примечания

1. Новгородцев П.И. Соч. С. 374.

2. Ященко А. Международный федерализм: Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. М.: Тип. Имп. Мое. ун-та, 1908. С. 109.

3. См.: Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. МЛ. Маслина. 2-е изд., дораб. и доп.; [Сост. и науч. ред. А.А. Апрышко, А.П. Поляков]. М.: Кн. Клуб Книговек, 2014. С. 820-821; Антонов М.В. История правовой мысли России: Конспект лекций. С. 166.

4. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Алетейя, 1999. С. 147.

5. Там же. С. 130

6. Там же.

7. Там же. С. 88.

8. См.: Макаров Р.Н. Идея этико-правового синтеза в философии права А.С. Ященко: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2003

Цитируется по изданию: Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017, с. 50-55.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Социальные задачи международного права. Спб.. 1911; Новая теория государственного права. Спб., 1911; Роль России в сближении Востока и Запада. 1912; Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915; Русские интересы в Малой Азии. М., 1916; Какие национальные требования справедливы? Пг., 1917; Что такое федеративная республика и желательна ли она для России. М., 1917; Русская политическая литература за границей // Русская книга. Берлин, 1921.        № 5; О новых путях и «новом» искусстве // Там же. 1922. № 3; Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Спб, 1999.

Литература:

Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин. 1921-1923. Париж, 1983. С. 9-13; Алексеев П. В Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М,, 2002; Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984; М., 1996; Альбов А. П. Ященко - идея синтеза в праве // Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Спб., 1999; Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 236, 912; Жуков В Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001; Он же. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС