Южаков Сергей Николаевич |
|
1849-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Николаевич ЮжаковЮжаков Сергей Николаевич [17 (29). 12. 1849, г. Вознесенск Херсонской губ., ныне Николаевской обл. УССР, - 29. 11 (12. 12). 1910, Петербург], русский публицист и социолог, либеральный народник, брат Е. Н. Южаковой. Из дворян. С 1865 учился на историко-филологическом факультете Новороссийского ун-та (Одесса), участвовал в студенческих волнениях 1868-1869. С 1868 сотрудничал в демократическом журналах "Знание", "Отечественные записки", "Дело" и др. В 1876-1879 товарищ редактора "Одесского вестника", близок к революционному подполью. В 1879-1882 как политически неблагонадёжный был в ссылке в Вост. Сибири. В 1885-1889 чл. редакции журн. "Северный вестник", в 1894-1898 - "Русское богатcтвo", участвовал в полемике народников с марксистами. В 1898-1909 редактор 22-томной "Большой энциклопедии" товарищества "Просвещение". В своих трудах выдвинул программу реформ с целью поддержки сел. общины и артели, которые, по его мнению, могли стать основой обобществления производства в сельском хозяйстве и кустарных промыслах. В области социологии Южаков выступал как субъективный идеалист, отрицая классовую борьбу и отводя "этическим факторам" главную роль в социальном прогрессе. Взгляды Южакова подверглись острой критике в работах В. И. Ленина. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.
Южаков Сергей Николаевич (17 (29)42-1849, Вознесенск Херсонской губ. - 29.11(12.12). 1910, Петербург) - социолог, публицист, либеральный народник, брат Е. Н. Южаковой - революционерки-народницы. Из дворян. Получил домашнее образование и воспитание. С 1865 года учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (не закончил по болезни), участвовал в студенческих волнениях 1868-1869 годов. С 1868 года сотрудничал в демократических журн. «Знание», «Отечественные записки», «Дело» и др. В 1876-1879 годы в редакции «Одесского вестника», близок к революционному подполью. В 1879-1882 годы как политически неблагонадежный был в ссылке в Восточной Сибири. В 1885-1889 годы член редакции журн. «Северный вестник», в 1894-1898 годы - журнала «Русское богатство». Участвовал в полемике народников с марксистами (взгляды Южакова подверглись критике в работах Ленина). В 1898 - 1909 годы редактор 22-томной «Большой энциклопедии». Кареев называл Южакова одним из основателей русской социологии. Будучи социологом «первой волны», Южаков находился под влиянием О. Конта, а также субъективной социологии Лаврова и Михайловского В духе позитивизма он исходит из единства законов, в одинаковой мере распространяющих свое действие на мир живой и неживой природы: социальные законы (хотя и со своей спецификой) есть частный случай законов природы. Социология - наука, которая связывает данные естествознания и обществоведения, частные социальные законы, выявляет общие законы общественного развития. Стремясь к максимальному формализму, Южаков определяет общество как одну из форм в длинной цепи агрегатов (сложных тел), где меньшее тело является частью большего. В обществе (как любом природном теле) идут процессы накапливания и траты энергии, постоянного обмена вещества и силы, приспособления к внешним условиям среды, что ведет к нескончаемой смене состава тела. Природа и общество развиваются целесообразно, прогрессивно, что подразумевает процесс установления равновесия между требованиями жизни (потребностями) и условиями среды. Выделяются два вида прогресса: 1) органический (приспособление жизни к условиям физической среды); 2) исторический (приспособление среды к условиям жизни). Органический прогресс отличается пассивностью, определяется естественным отбором и способностью приспосабливаться, не меняя условий среды. В историческом прогрессе главную роль играет культура, которая активно воздействует на физическую среду, заметно ее меняя. Благодаря историческому прогрессу человеческое об-во создает свою, новую среду обитания - культуру, цивилизацию, что и является, по Южакову, целью истории. Культура, таким образом, становится сферой, где каждое последующее поколение наследует от предыдущего и совершенствует дальше способы приспособления (физической среды к потребностям жизни. Причисляя себя к субъективной социологии, Южаков признавал верность ее основных положений: личность - главный субъект истории; понять об-во и историю можно только путем изучения отдельной личности; поскольку личность может сама творить социальные законы, развитие общества можно направлять. Вместе с тем он критиковал субъективный метод за отрицание повторяемости социальных явлений - явления истории не повторяются как факты, но повторяются как факты данного рода. Так, каждое государство погибало по-своему, но в данном процессе можно отыскать некоторые общие закономерности. Политическая программа Южакова в целом не выходила за рамки либерального народничества. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 809-810. Сочинения: Социологические этюды. М., 2008; М. М. Сперанский. СПб., 1892; Ж. Ж. Руссо. СПб., 1894; Любовь и счастье в произведениях Пушкина. Одесса. 1895; Аграрный вопрос в России. СПб.. 1906. Литература: Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978С. 181-188; Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 69-74; Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е. И. Кукушкиной. М., 2004. С. 77-78; Павлов К. Этическая социология г. Южакова // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008; Русанов Н. С. С. Южаков, социолог и публицист // Там же: Воронцов В. П. Кризис идей семидесятых годов // Там же; Ленин В. И. Критика народнической социологии // Там же; Михайловский Н. К. Об одном социологическом вопросе // Там же.
Южаков Сергей Николаевич (1849–1910). Русский ученый-социолог, экономист, общественный деятель, публицист, представитель либерального народничества. Сотрудничал в журналах “Знание”, “Русское богатство”, “Отечественные записки”. Участвовал в редактировании “Большой энциклопедии” (Вена – Лейпциг, СПб., 1900–1909). Придерживался субъективного метода в русской социологии. Создал оригинальную концепцию, явившуюся альтернативой натурализму и экономическому материализму в социологии. Считая общество частью природы, Южаков определял его как общежитие активных особей, создающих специфическую среду (культуру) и составляющих в единстве с ней сложно организованное целое (активно-культурное общежитие). Главные понятия, с помощью которых Южаков исследовал общество как часть природы – личное начало, активность, солидарность и культура – нашли свое место в его теории. Законы развития общества, или “формулы взаимодействия личностей” (термин Южакова), есть не что иное, как “равнодействующая личных сил”. В книге “Социологические этюды” Южаков излагает свои взгляды на предмет и задачи социологии, на природу социального и его отличие от биологического, на происхождение нравственности и ее место в общественной жизни, на движущие силы социального прогресса. Нравственность трактуется как фактор ограничения сферы действия борьбы за существование, а затем и вытеснения ее из общественной жизни. В ослаблении биологических законов в процессе развития общества Южаков видел усиление нравственного начала в формировании взглядов на понимание общественного идеала в воспитании человека. Личность, понимаемая как “сложная активность”, и искусственно созданная среда (“социальная культура”) в социологической теории Южаков составляют главные структурные элементы и одновременно основные факторы развития общества. Механизмом регуляции жизнедеятельности общества является, по его терминологии, “исторический подбор”, который действует в общественной жизни наряду с “естественным подбором” и “подбором половым”. Основные силы исторического подбора составляют материальная и духовная культура. Такие средства культуры, как социализация личности, воспитание, сохранение традиций, обеспечивают социальную динамику и ограничивают биологическое начало в обществе. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Далее читайте:Южакова Елизавета Николаевна (1852-1883), народница-террористка, сестра Сергея Николаевича. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Социологические этюды, т. [1] -2, СПБ, 1891 - 96; Аграрный вопрос в России, [2 изд.], СПБ, 1917. М. М. Сперанский. СПб., 1892; Ж. Ж. Руссо. СПб., 1894; Любовь и счастье в произведениях Пушкина. Одесса. 1895; Литература:Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 489); Ленин В. И. Критика народнической социологии // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978С. 181-188; Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 69-74; Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е. И. Кукушкиной. М., 2004. С. 77-78; Павлов К. Этическая социология г. Южакова // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008; Русанов Н. С. С. Южаков, социолог и публицист // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008: Воронцов В. П. Кризис идей семидесятых годов // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008; Михайловский Н. К. Об одном социологическом вопросе // Южаков С. Н Социологические этюды. М., 2008.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |