> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЗА  > 
ссылка на XPOHOC

Зетцен Ульрих Гаспар

--

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

Зетцен Ульрих Гаспар (Яспер) родился в Восточной Фрисландии, окончил университет в Гёттингене и стал советником-аудитором в одном из маленьких германских княжеств, принадлежавших тогда русскому императору. Он опубликовал несколько работ по статистике и по естественным наукам. Эти статьи обратили на него внимание правительства.

Зетцен мечтал о путешествии в Центральную Африку. Но прежде он хотел исследовать Палестину и Сирию. Хотя в Святую Землю и в Сирию посещало много путешественников, об этих странах имелись отрывочные сведения. Вопросы физической географии не были изучены с достаточной полнотой. Некоторые области, например Ливан и Мертвое море, вовсе оставались неисследованными.

В 1802 году Зетцен отправился в Сирию.

Зетцен пересек всю Анатолию и в мае 1804 года прибыл в Халеб. Там он занимался изучением арабского языка, делал выписки из трудов восточных географов и историков и уточнял астрономическое положение ХалебаВ апреле 1805 года Зетцен выехал из Халеба в Дамаск. Сначала ему пришлось пересечь Хауранский и Джоланский округа, расположенные на юго-восток от этого города. До него еще ни один европейский путешественник не посещал этих двух провинций. Зетцен первым дал их географическое описание.

Затем, прежде чем посетить Декаполитанию, Зетцен объехал небольшую страну Леджу. О ней в Дамаске ходила дурная слава из-за хозяйничавших там бедуинов, но в этой области сохранилось много памятников древности. В отчете, напечатанном в "Анналах путешествий" Зетцен писал: "Почти в каждом греческом селении находишь то греческие надписи, то колонны, то еще какие-нибудь другие остатки античной культуры (я списал, в числе других, надпись императора Марка Аврелия)..."По возвращении в Дамаск выяснилось, что найти проводника для путешествия по восточному берегу Иордана и вокруг Мертвого моря очень трудно. Наконец некий Юсуф-аль-Милки согласился быть проводником ученого. Он тридцать лет провел среди бедуинов племени аназа, куда попал пятнадцатилетним мальчиком и где затем много лет торговал с бедуинами.

19 января 1806 года они выехали из Дамаска. Во время путешествия Зетцен расспрашивал проводника о бедуинах этой области. Впоследствии ученый составил "Памятную записку об арабских племенах в Сирии и в Аравии как Пустынной, так и Петрейской".

Два округа - Рашея и Хасбея, расположенные у подножия гор Хермон были исследованы им раньше других, так как в тот момент они оставались наименее изученными в Сирии. Особое внимание путешественника в этой местности привлекли залежи асфальта - вещества, "применяемого здесь для защиты виноградников от насекомых".

Вместе со своим проводником он прошел все земли, лежащие за Мертвым морем до самых границ Аравии, в поисках остатков древней Петры, города, напоминающего орлиное гнездо. Он собрал ценные сведения о свойствах воды Мертвого моря, исправил ошибки на картах, помог определить многие старинные города Переи и установил существование многочисленных развалин, свидетельствовавших о былом процветании этих мест при господстве римлян. 25 июня 1806 года Зетцен выехал из Иерусалима и морем вернулся в Акку.

Но Зетцен не хотел оставлять свои открытия незавершенными. Через десять месяцев он вторично объехал "Асфальтовое озеро" (Мертвое море) и во время этого второго путешествия пополнил свои первоначальные наблюдения.

Затем путешественник перебрался в Каир, где провел два года. Там он собирал восточные рукописи (большинство манускриптов, составляющих богатство библиотеки университета в Готе, куплено им), а также всевозможные сведения о внутренних областях страны. Он записывал только те данные, которые могли претендовать на почти абсолютную точность.

В апреле 1809 года Зетцен покинул столицу Египта и через Суэц направился на Синайский полуостров, где рассчитывал провести некоторое время перед тем как двинуться в Аравию. Аравия была тогда мало известна - ее посещали лишь купцы, ездившие туда для закупки "бобов Моха" (кофе). Моха - крепость и порт в Йемене. До Нибура ее не посещала ни одна экспедиция научного характера.

Для того чтобы получить возможность увидеть священные города ислама, Зетцен выдал себя за мусульманина-прозелита, желающего завершить свое обращение путешествием в священные места. 3 июля 1809 года Зетцен публично принял мусульманство. Теперь он мог отправиться с караваном паломников из Каира в Мекку, куда прибыл 10 октября.

После Мекки он смог попасть в Медину, куда паломники отправлялись тайком, так как захватившие город ваххабиты запрещали "правоверным посещение всех мест паломничества, за исключением Мекки".

В Медине Зетцен начертил план города и сделал несколько рисунков.

Из Медины путешественник вернулся в Мекку, где, стараясь не привлекать к себе внимания, занялся изучением города и религиозных обрядов, а также астрономическими наблюдениями, давшими возможность определить местоположение столицы ислама. За два месяца он определил географическое положение города и начертил несколько планов.

23 марта 1810 года Зетцен вернулся в Джидду. Затем вместе с арабом, который в Мекке был его постоянным советчиком и руководителем, он отплыл в Ходейду, один из главных портов Йемена. Путешественник прибыл туда 8 апреля, в то самое время, когда все гавани принадлежали уже не имаму Йемена, а шерифу Абу-Ариша.

Ученый сообщает, что Бейт-эль-Факих "страшно разрушен". Он едет в Забид, все еще знаменитый своими учеными, но во многом лишившийся былого великолепия. Затем через города Хадджа он добирается до Дорана, где болеет целый месяц. Наконец, 2 июня Зетцен приезжает в Сану, столицу Йемена, которую он назвал прекраснейшим из городов Востока.

Оттуда путешественник намерен отправиться на поиски древних надписей, о которых было известно еще Нибуру. Так, он начинает разыскивать указанное Нибуром селение Хаддафа. Никто, однако, ничего не знал про это селение. Тогда Зетцен сам пускается в путь и доезжает до Зафара. Он называет его Дофаром и принимает за город, название которого якобы плохо понял Нибур. Согласно греческим авторам, это древняя столица химьяритских царей. Зетцен не видит там развалин, зато находит фрагменты надписей, двух - на камнях, попавших во вновь построенную стену, третьей - на камне, проданном ему позднее. Еще пять надписей он находит в Манкате, на камнях, заделанных в стену мечети.

Одному из своих покровителей он посылает копии четырех надписей (в действительности прочесть их оказалось невозможно), и изображение камня, который он купил. Благодаря этому письму Европа познакомилась с химьяритской письменностью. (Под химьяритским письмом разумеется алфавитная письменность, на которой составлены надписи, найденные на территории Южной Аравии. Химьяр - область, располагавшаяся в древности на крайнем юго-западе Аравийского полуострова. До н. э. здесь было государство, распространившее свое влияние на всю Южную Аравию.)Зетцен, правда, не был первым европейцем, увидевшим химьяритские надписи, но он первым их скопировал и собрал. Его, следовательно, можно считать пионером южноаравийской эпиграфики, то есть научного изучения надписей, которое по-настоящему смогло получить развитие лишь полвека спустя.

Из Мохи Зетцен хотел подняться по суше до Центральной Аравии и Персидского залива, то есть вновь пройти по дорогам внутреннего Йемена. Но в пути у него находят и отнимают его коллекции под предлогом, что он пользуется трупами животных для совершения магических обрядов. Ученый спешит в Сану, чтобы пожаловаться имаму, но в декабре 1811 года неожиданно умирает в Таиззе. Полагают, что он был отравлен.

Коллекции, заметки, записные книжки - все было потеряно; и успех путешествия Зетцена, так прекрасно подготовленного, обернулся неудачей.

Работы Зетцена до середины прошлого столетия были опубликованы лишь в отрывках (в "Анналах путешествий" и в "Переписке барона Зака"). И только в 1858 году вышли в свет на немецком языке путевые дневники Зетцена, и то в неполном виде. 

Перепечатывается с сайта

http://100top.ru/encyclopedia/ 

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

30.10.2003