Зейгарник Блюма Вульфовна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зейгарник Блюма Вульфовна

1900-1988

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Блюма Вульфовна Зейгарник

Зейгарник Блюма Вульфовна  (1900-1988) — советский психолог и патопсихолог. Биография. Психологическое образование получила в 1927 г. в Берлинском университете у М. Вертгеймера, В. Кёлера, К. Левина, у которого выполнила первую научную работу. С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского. Вовремя Великой Отечественной войны проводила — в группе видных советских психологов (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, С. Я. Рубинштейн)  практическую работу по восстановлению трудоспособности раненых в нейрохирургическом госпитале на Урале. Возглавляла лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Исследования, В рамках работы в школе К. Левина осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза. Это получило название эффекта Зейгарник (Zeigarnik В. Das Verhalten erledigter and unerledigter Handlungen // Psychologische Forschung. 1927. N 9). В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованности, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки. На этой основе разработала систему комплексной патопсихологической диагностики.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 202-203.


Сочинения:

Нарушение мышления при психических заболеваниях. М., 1957; Патология мышления. М., 1962; Введение в патопсихологию. М., 1969; Личность и патология деятельности. М., 1971; Основы патопсихологии. М., 1973; Патопсихология. М., 1976; Теория личности К. Левина. М., 1981; Теории личности в за рубежной психологии. М., 1982; Психология личности: норма и патология. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

Литература:

Б. В. Зейгарник // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж, Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Николаева В. В. Б. В. Зейгарник и патопсихология // Психологический журнал. 2003. № 3. Т. 24.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС