Зибер Николай Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зибер Николай Иванович

1844-1888

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Иванович Зибер

Зибер Николай Иванович (1844-1888), русский экономист, доцент (1873), затем профессор. Окончил Киевский университет (1866), в котором затем вел преподавательскую и научную работу на кафедре политэкономии и статистики. Один из первых в России популяризаторов экономического учения К. Маркса. Отстаивал концепцию Маркса об историчности законов народонаселения, активно выступал против мальтузианства. Демографию рассматривал как составную часть статистической науки. Сформулировал положение «об общих отношениях народонаселения», которые, по его мнению, выражаются в возрастно-половой, семейной, этнической, социально-сословной и образовательных структурах (составах) населения. Руководил разработкой итогов первой однодневной переписи населения. Киева (1874). Его работа «Опыт программы для собирания статистико-экономических сведений» (К., 1875) оказала заметное влияние на методологию земских подворных переписей.

А. Л. Перковский.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.


Зибер Николай Иванович (1844–1888). Ученый-экономист, социолог и публицист. По оценке Г.В. Плеханова, самый ранний и наиболее верный последователь К. Маркса в России. Начинал как социолог-позитивист. Особое значение придавал общинному способу ведения хозяйства, считая все его формы универсальными для любого общества на ранних ступенях развития. Организатор одного из первых марксистских кружков в Киеве. Верил в возможность демократизации буржуазного государства и движения России по пути к “государственному социализму”, в котором ведущую роль отводил мирной деятельности кооперативных организаций. Для успешных демократических преобразований в буржуазном обществе считал необходимым создание конгресса государств. Критиковал революционный настрой народничества и идею “хождения в народ”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Зибер Николай Иванович (10.III.1844 - 28.IV.1888) - русский экономист, один из первых в России популяризаторов экономических идей К. Маркса. Сын швейцарского подданного, родился в Судаке Таврической губернии. Окончил Киевский университет (1866), после чего недолго был мировым посредником. В 1871 году получил степень магистра политической экономии и был командирован за границу. С 1873 года - доцент кафедры политической экономии и статистики Киевского университета; в 1875 году в знак протеста против гнетущей обстановки, создавшейся в университете, ушел в отставку и уехал в Швейцарию. В этот период Зибер продолжал работать для русской науки, постоянно помещал статьи в ведущих русских радикальных и либеральных журналах: "Отечественные записки", "Русская мысль", "Вестник Европы" и др. За границей был связан с деятелями освободительного и революционного движения, хотя не состоял в какой-либо эмигрантской группе. Находясь в Лондоне, Зибер встречался с К. Марксом. В Россию вернулся в 1884 году, последние годы провел в Ялте.

Первой значительной работой Зибера была магистерская диссертация "Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями" (Изв. Киевского ун-та, 1871, No 1-2, 4-11). Она получила высокую оценку К. Маркса в послесловии ко 2 изд. "Капитала" (Полное собр. соч. Рикардо в переводе на рус. яз. З. издал в 1882). В 1876-1878 годы Зибер написал серию статей под названием "Экономическая теория Маркса" ("Знание", 1876, No 10, 12; 1877, No 2; "Слово", 1878, No 1, 3, 6, 11, 12), в которых пропагандировал идеи первого тома "Капитала". Эти статьи Зибера использовал при создании основного труда "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях" (СПБ, 1885), в котором дал сравнительный анализ учений Рикардо и Маркса, подверг критике вульгарную буржуазную политическую экономию, отстаивал положения первого тома "Капитала". Зибер защищал экономическое учение Маркса в полемических статьях против его русских "критиков" Ю. Жуковского и Б. Чичерина. Зибер откликался и на философские произведения марксистов (статья об "Анти-Дюринге" Энгельса в журнале "Слово", 1879, No 11, "Критическое обозрение", 1879, No 15). Из других работ выделяются "Очерки первобытной экономической культуры" (М., 1883), в которых систематизированы и критически рассмотрены все сведения об общинной собственности у древнейших народов. Являясь противником доктрины народников об исконности русской общины, Зибер показал, что через общинную форму собственности и землевладения прошли все народы, что на базе общинного землевладения возникает частная собственность. Критический анализ экономической концепции народничества содержится в статье Зибера, направленной против книги В. П. Воронцова "Судьбы капитализма в России" ("Вольное слово", 1882, No 41). Много статей Зибера посвящено рабочему вопросу в России и Западной Европе. В. И. Ленин отмечал правильное марксистское определение капитала у З. (см. Соч., т. 1, с. 201; т. 2, с. 166-69). Однако Зибер не понял революционной сущности экономического учения Маркса, рассматривая теорию стоимости Маркса как естественную эволюцию теории Рикардо, не видя классового различия между ними. З. не обладал методом ист. материализма, что предопределило наличие у него элементов эволюционного представления о ходе исторического развития. (Надо отметить, что многие произведения Маркса не могли быть известны Зиберу, например т. 2-3 "Капитала"). Признавая антагонистический характер капитализма, рассматривая капитализм как исторически необходимую и преходящую ступень на пути к социализму, Зибер правильно подчеркивал, что капитализм подготовляет для социализма материальные предпосылки. Однако Зибер не понял значения классовой борьбы для утверждения нового строя, роли пролетариата как могильщика капитализма. Зибер считал, что результатом концентрации производства при капитализме явится вытеснение частной монополии гос. монополией, основанной на общественной собственности на средства производства. Оценивая буржуазное государство как надклассовое, Зибер выдвигал утопическую идею создания междугосударственного конгресса правительства в целях демократических преобразования буржуазного общества. Несмотря на эти ошибочные положения, труды Зибера прокладывали дорогу для распространения марксизма в России. Они оказали большое влияние на передовую молодежь конца 70-80-х годов 19 века, способствуя ее повороту к марксизму. Влияние Зибера испытали Г. В. Плеханов, Н. Е. Федосеев, Д. Благоев и др.

Л. Г. Мамулова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Избр. экономич. произв., т. 1-2, М., 1959.

Литература: История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Реуэль А. Л., Рус. экономич. мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, M., 1956; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960; РБС, т. 7, П., 1916 (библиография трудов Зибера).


Зибер Николай Иванович (10(22).03.1844, Судак - 28.04(10.05). 1888, Ялта) - социолог, экономист, философ. Окончил юридический ф-т Киевского ун-та. В 1869 году защитил магистерскую диссертацию «Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями». До 1875 года занимался преподавательской деятельностью, позже уехал в Швейцарию, где написал основные труды, в Россию вернулся незадолго до смерти. За 15 лет научной деятельности опубликовал около 60 работ (в журнале «Отечественные записки», «Русская мысль», «Знание», «Критическое обозрение», «Вестник Европы», «Слово», «Университетские известия», «Юридический вестник», «Вольное слово» и др.). Наиболее значительная часть сочинений Зибера посвящена разработке вопросов материальной и духовной культуры человечества при первобытнообщинном строе («Очерки первобытной экономической культуры», 1883). В России это была первая специальная работа, в которой непосредственно анализировались социально-экономические отношения в древних обществах. Структура книги подчинена принципу «от простого к сложному». Исследуя наиболее простые формы кооперирования труда при первобытном строе, Зибер приходит к выводу, что простая кооперация труда предполагает совместное потребление, а следовательно, и общую собственность на движимое и недвижимое имущество, т. е. «характер производства обусловливает... характер потребления» (Очерки... М., 1937. С. 98). На большом этнографическом материале Зибер показывает, что в процессе обособления и возвеличивания старейшин возникает частная собственность, причем генетически частная собственность на движимое имущество предшествует частной собственности на землю. Смену форм собственности он определял как прогрессивное явление, универсальный исторический закон, варьирующий в зависимости от конкретных условий. Следствием появления частной собственности является обмен, торговля и ее общий эквивалент - деньги. Зибер критиковал теории происхождения патриархальной семьи Ф. Клемма, П. Вайца и И. Я. Бахофена, которые утверждали, что первобытная семья является основой первоединого общества и, постепенно видоизменяясь, превращается в род, племя, государство. По мнению же 3., патриархальная семья является «переживанием первоначальной родовой системы, осуществляющейся в более широких формах родов, братств, племен...» (Очерки... С. 255). Матриархат он считал более древние формой семьи, чем патриархальная семья. Право, по Зиберу, является выражением совокупности жизни того или иного этиоморфологического образования. Содержание права подвержено изменению, поскольку правовые нормы непосредственно связаны с экономикой как процессом. Подобное толкование права шло вразрез с представлениями о нем как о некоей замкнутой духовной системе (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Ю. Биндер). Зибер выступал против положения о том, что многие социальные нормы поведения человека даны ему от рождения, и утверждал, что все юридические нормы есть продукт исторического развития. Большое внимание Зибер уделил и собственно социально-экономической проблематике. В своей магистерской диссертации он рассмотрел взгляды классиков англ. политэкономии, впервые перевел на русский язык сочинения Д. Рикардо. Затем Зибер изучил 1-й том «Капитала» К. Маркса и написал в 1876-1878 годы ряд статей для журналов «Слово» и «Знание», объединенных общим названием «Экономическая теория К. Маркса». Результатом изучения взглядов Рикардо и Маркса был труд «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях» (1885). В основных суждениях о значении Рикардо Зибер сходится с оценкой его Марксом. Далее он дает сокращенный перевод 1-го тома «Капитала» со своими комментариями. По сути, взгляды Зибера на такие категории, как «ценность» («стоимость»), «деньги», «товар», «капитал», «прибавочная стоимость», «кооперация», не отличаются от взглядов Маркса, лишь представлены в более простой и понятной форме. В России 70-80-х годы XIX века Зибер дал наиболее полное и объективное воспроизведение марксистского социально-экономического учения, сыграв значительную роль в его легальном распространении в научных и публицистических изданиях. Одновременно 3. вел полемику с Ю. Жуковским, Чичериным и Михайловским по вопросу о диалектическом методе Маркса. Этому посвящены статьи «Несколько замечаний по поводу статьи г. Ю. Жуковского «Карл Маркс и его книга о капитале», «Чичерин contra Маркс», рецензия на «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса «Диалектика в ее применении к науке» и др. Зибер придерживался той точки зрения, что метод исследования общества должен носить исторический характер и показывать не только результат, но и генезис исследуемого явления, в то время как у Жуковского и Чичерина, по его мнению, отсутствует исторический подход к проблеме. Ряд статей Зибера, а также труд «Капитализм в России» (1882) посвящен анализу истории развития общинно-поземельных отношений. В них 3. утверждал в отличие от народников, что общинное землевладение - это не самобытно русское образование. Эта форма экономических отношений претерпела в др. странах и условиях сходную эволюцию под воздействием таких же, как в России, социально-экономических факторов. Отрицая положение народников (Воронцова и др.) о нежелательности развития капиталистического производства в России, Зибер полагал, что к капитализму ее привело общее развитие цивилизации, расчленение народа на отдельные классы и увеличение городского населения за счет обезземеливания крестьян и г. д. Свои выводы Зибер стремился подкрепить конкретно-социологическими исследованиями социальных институтов (статьи «Опыт программы для собирания статистико- экономических явлений», 1875; «Квартирный вопрос в больших городах», 1886; «Материалы для наблюдения над общественно-экономической жизнью русского народа», 1876; «Еще одна попытка в области социологии», 1881; «Что такое статистика?», 1874, и др.). Идеи Зибера в области социологии и статистики, его работы, содержащие обширный фактический материал, имели большое значение для изучения русской социально-экономической жизни.

О. В. Аксенова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 202-203.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч.: В 2 т. Спб., 1900;

Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях. М., 1937 (М , 2012);

 Очерки первобытной экономической культуры. М., 1937;

Избр. эконом произв.: В 2 т. М., 1959;

Возражение на экономическое учение Джона Стюарта Милля. Капитализм в России. М., 2012.

Литература:

Избр. экон. произведения, т. 1 - 2, М. 1959.

Клейнборт Л. М. Н. И Зибер. Пг., 1923;

Володин А. И. «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса и общественная мысль России XIX века. М., 1978;

Бурлак В. М. Отражение идей марксизма в русской прогрессивной общественной мысли 1840-1860-х годов. М., 1980.

История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960;

Реуэль А. Л., Рус. экономич. мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, M., 1956;

Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960; РБС, т. 7, П., 1916 (библиография трудов Зибера).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС