|
Из переписки МИД и МВД по поводу заключения соглашений
с иностранными государствами о взаимной выдаче преступников, преследуемых
за злоупотребление взрывчатыми веществами
Март-ноябрь 1908 г.
3 марта 1908 г.
Секретно
Милостивый Государь, Альфред Карлович.
25 сего февраля за № 2362 Министерство Иностранных Дел препроводило
Министру Внутренних Дел текст подписанной 9/22 февраля в Берне декларации
о взаимной выдаче русским и швейцарским правительствами лиц, преследуемых
за злоупотребление взрывчатыми веществами. По ближайшем ознакомлении с
означенною декларациею, я не могу не высказать по поводу таковой
нижеследующих соображений.
Согласно 1 п. этого договора под действие такового подходят лица, виновные
в “незаконном пользовании (или употреблении) взрывчатых веществ”. Подобная
квалификация, однако, не соответствует постановлениям действующего
русского законодательства, т. к. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным мнением
Государственного Совета от 9 февраля 1906 г. у нас караются виновные в
изготовлении, приобретении, хранении, ношении и сбыте, без надлежащего
разрешения взрывчатых веществ и снарядов, если виновный не докажет
отсутствия преступной цели, причем ответственность значительно
усиливается, если означенные преступные деяния учинены с какою-либо
противною государственной безопасности или общественному спокойствию
целью.
Из всех перечисленных выше проявлений злой воли, только изготовление
разрывных снарядов подойдет под понятие преступного употребления
взрывчатым веществом, тогда как приобретение, хранение, ношение и сбыт
таковых еще не заключают в себе признаков “злоупотребления” сих составов.
По этому применение упомянутой декларации в значительной мере будет
ограничено практикою. Наряду же с этим во 2 пункте того же соглашения
указано, что для Швейцарии остаются в силе все постановления конвенции от
5/17 ноября 1873 г., в статье 6-й коей изложено, что преступления и
проступки политические исключаются из этого международного акта. Таким
образом единственное подходящее под действие декларации 9/22 минувшего
февраля, по точному ее смыслу, деяние - изготовление бомб из взрывчатых
веществ не будет служить основанием к выдаче во всех случаях учинения
этого преступления по политическим побуждениям, т. е. почти всегда, т. к.
разрывные снаряды применяются почти исключительно революционными деятелями
или преступниками, хотя и не принадлежащими к противоправительственным
кружкам, но весьма охотно ссылающимися на политические побуждения во всех
случаях, когда это им выгодно.
В виду изложенного я позволяю себе высказать опасение, что приведенная
декларация едва ли создаст какие-либо благоприятные положения для русского
правительства в его борьбе с террором и, что целью достижения желательных
в этом направлении результатов было бы весьма целесообразно ныне же
разъяснить 1 п. конвенции в том смысле, что установленному в ней понятию
“преступного употребления разрывных веществ” соответствуют все деяния,
указанные в законе 9 февраля 1906 года, причем русское правительство могло
бы с своей стороны дать обязательство судить выдаваемых по 1-й части этого
закона лишь в тех случаях, когда преступления учинены по побуждениям
политического характера.
Сообщая об изложенном, покорнейше прошу Ваше Превосходительство уведомить
меня о последующем и принять уверения в совершенном моем почтении.
Подлинное подписал: Трусевич.
5 марта 1908 г.
Милостивый Государь, Максимилиан Иванович,
В письме 3 сего марта № 111216 по поводу заключения нами 9/22 мин[увшего]
февраля с Швейцарией декларации о выдаче преступников за злоупотребление
взрывчатыми веществами, Ваше Превосходительство указали на то
обстоятельство, что содержащаяся в ст. 1 декларации квалификация
упомянутого преступления, а именно, “злоупотребление взрывчатыми
веществами” (emploi abusif de matieres explosibles)* не соответствует
постановлениям нашего закона 9 февраля 1906 г. Вместе с тем Ваше
Превосходительство сообщали, что в виду оставления в силе конвенции
5/17-го ноября 1873 г., в ст. 6 коей постановлено, что преступления и
проступки политические исключаются из этого международного акта, новая
декларация будет значительно ограничена в своем применении на практике. В
виду сего, Ваше Превосходительство признавали бы целесообразным
разъяснить, что употребленному в ст. 1 декларации общему понятию
“злоупот-ребление взрывчатыми веществами” соответствуют все деяния,
указанные в законе 9 февраля 1906 года, а также, что преступления,
учиненные по побуждениям политического характера, равным образом, подходят
под действие декларации.
Вследствие сего, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что при
заключении международных соглашений принимается во внимание
законодательство обеих, а не одной лишь договаривающейся стороны. В данном
же случае необходимость считаться с швейцарским законодательством являлась
для нас тем более настоятельною, что предложение заключить упомянутую
декларацию исходило от нас, и Швейцарское Правительство проявило возможную
с его стороны предупредительность и готовность в этом вопросе, к которому
весьма несочувственно отнеслось большинство государств, к коим
ИМПЕРАТОРСКОЕ Правительство обратилось с подобным же предложением. Что же
касается швейцарского законодательства по настоящему предмету, то в ст. 3
федерального закона о выдаче преступников, от 22 января 1892 г.,
содержащей перечень преступлений, за которые Федеральному Правительству
предоставлено право выдавать преступников, указывается в п. VI именно
“злоупотребление взрывчатыми веществами” ((emploi abusif de matieres
explosibles )* . Таким образом, только такая квалификация преступления в
декларации дала возможность Швейцарскому Правительству заключить с нами
упомянутое соглашение без утверждения его законодательным порядком. По
этому же образцу было заключено в конце 1906 г. подобное соглашение между
Швейцарией и Германией. Представленный в свое время Швейцарским
Правительством проект, на основании коего оно признавало желательным
заключить декларацию, был представлен Министерству Юстиции, коему
сообщаются проекты международных соглашений для рассмотрения соответствий
их постановлений с нашим законодательством, причем сказанное Министерство
не встретило против проекта никаких возражений. В силу вышеизложенного,
Министерство Иностранных Дел имело бы возможность войти в сношение с
Швейцарским Правительством на предмет разъяснения ст. 1 декларации не
иначе, как по поручению Министерства Юстиции.
Что же касается преступлений политических, то при заключении настоящей
декларации совершено не имелось в виду изменять или отменять постановления
настоящей экстрадиционной конвенции с Швейцарией от 1873 г., для
применения же декларации к преступлениям политическим пришлось бы поднять
совершенно особый вопрос о пересмотре ст. 6 упомянутой конвенции. На
практике, впрочем, это не представляет особой настоятельности, в виду
того, что согласно ст. 10 упомянутого федерального закона о выдаче
преступников, швейцарским законодательством устанавливается различие между
преступлениями чисто политическими и преступлениями общеуголовного
характера, совершенными из политических побуждений, причем выдача за
преступления второго рода допускается под условием, что выдаваемое лицо не
будет судимо ни за какое другое политическое преступление, а также, что
ему не будет вменен в вину политический характер его преступления.
Сообщая о вышеизложенном, прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение
в совершенном моем почтении и преданности.
А. Бентковский.
20 ноября 1908 г.
Доверительно
В[есьма] спешное
В конце 1906 г. Министерство Иностранных Дел, по поручению Министерства
Юстиции, вошло в переговоры с государствами, с коими у нас имеются
конвенции о выдаче преступников, о дополнении таковых договоров
постановлением о выдаче лиц, виновных в изготовлении, приобретении,
хранении, ношении и сбыте, без надлежащего разрешения, взрывчатых веществ
или снарядов. Однако, большинство заинтересованных Правительств отнеслось
несочувственно к нашему предложению, и до сего времени нам удалось
заключить подобное соглашение лишь с Швейцарией (декларация 9/22 февраля
с. г.). Ныне близятся, равным образом, к благоприятному концу переговоры о
заключении подобного соглашения с Данией.
Текст указанной декларации с Швейцарией, вызвал однако, в свое время
некоторые замечания со стороны Департамента Полиции, который высказал
пожелание, чтобы при предварительных переговорах о заключении соглашений о
выдаче преступников требовалось заключение Министерства Внутренних Дел,
как учреждения, обыкновенно возбуждающего вопрос о задержании преступников
в видах последующей их выдачи.
В виду сего, имею честь препроводить при сем Вашему Превосходительству
текст предложенного Датским Правительством и одобренного Министерством
Юстиции проекта соглашения с Данией, покорнейше прося не отказать
уведомить, не встречается ли со стороны Министерства Внутренних Дел
возражений по существу сего проекта.
К сему считаю долгом присовокупить, что первоначально в проект договора
нами была включена особая статья, согласно которой политический характер
преступления или проступка не может ни в каком случае служить поводом к
отказу в выдаче. Однако, статья эта была устранена Датским Правительством
под предлогом, что в русско-датской экстрадиционной конвенции 1866 г. не
имеется оговорки, исключающей из смысла договора преступные деяния
политического характера, а потому подымать этот вопрос не представляется
надобности. В виду этого, ИМПЕРАТОРСКИЙ Посланник в Копенгагене предложил
Датскому Министру Иностранных Дел обменяться, одновременно с подписанием
декларации, доверительными нотами, в которых было бы ясно указано, что
политические преступники, по смыслу договора, подлежат выдаче наравне с
преступниками общеуголовными. Однако и это наше предложение было отклонено
под тем же предлогом, который послужил к удалению из проекта соглашения
вышеуказанной статьи о политических преступниках. По мнению нашего
Посланника в Копенгагене, представляется решительно невозможным, в виду
демократического характера настоящего Датского Правительства, склонить
последнее к принятию нашего предложения, и дальнейшие настояния могли бы
повредить успеху самих переговоров о заключении декларации. Вместе с тем
весьма желательно приступить к подписанию последней в возможной скорости,
дабы использовать настоящее благоприятное к вопросу о заключении
декларации отношение Датского Правительства, заявившего уже несколько
времени тому назад нашей Миссии в Копенгагене о прекращении с его стороны
переговоров по сему вопросу, возобновление которых явилось лишь
результатом усиленных настояний Миссии.
В виду сего, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не
отказать в сообщении отзыва по существу настоящего отношения в возможной
скорости, для сообщения необходимых инструкций нашему Посланнику в
Копенгагене по телеграфу.
За Товарища Министра К. Аргиропуло
Директор А. Бентковский
ГАРФ. Ф. 102. Ос. Отд. 1908. Д. 3.
Ч. 1. Лл. 7-8, 11-13, 15-16.
Использованы материалы сайта
www.auditorium.ru
Здесь читайте:
Персоналии "Народной Воли", "Земли и Воли", деятели
революционного движения 1870-80-х гг. и другие действующие лица
Народная
воля, революционно-народническая
организация, образовалась в августе 1879
г.
Земля и воля,
тайное революционное общество, существовало в
1870-е гг.
Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).
Россия
в первые годы XX века (хронологическая таблица)
|