SEMA.RU > XPOHOC  > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ  >  XX ВЕК  >  50-Е ГОДЫ
ссылка на XPOHOC

О выставке работ художников

1957 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Webalta

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Записка Отдела науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР о Третьей выставке работ молодых художников Москвы и Московской области1

22 мая 1957 г.

21 апреля с.г. в Москве открылась 3-я выставка работ молодых художников Москвы и Московской области. На ней экспонируется более 1000 работ живописи, скульптуры, графики, прикладного и театрального искусства. Выставка размещена в выставочных залах Московского союза художников (Кузнецкий мост, 11), дворца культуры завода им. Лихачева (Восточная улица, 4) и Союза художников СССР (Кузнецкий мост, 20).

Участниками выставки являются 536 молодых художников, окончивших за последние годы специальные высшие и средние учебные заведения, а также и некоторые студенты, ныне обучающиеся в художественных учебных заведениях.

Сам факт организации выставки молодых художников, широкого показа их творчества в различных областях изобразительного искусства является положительным явлением.

Из всех выставок работ молодых художников, организованных за последние годы, данная выставка значительно отличается от предыдущих наличием большего числа работ и привлечением широкого круга новых авторов. Она по своим масштабам является наиболее крупной выставкой, устраиваемой после первого Всесоюзного съезда художников и накануне 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Выставка привлекла внимание художественной общественности и вызвала большой интерес зрителей.

Выставка свидетельствует о наличии среди ее участников большого числа талантливой молодежи, хорошо владеющей основами реалистической школы и способной самостоятельно создавать произведения искусства. Многие молодые художники в своем творчестве стремятся к поискам более яркого красочного решения картины. На выставке представлен ряд талантливых работ, исполненных в лучших традициях русской реалистической школы. К числу наиболее удачных работ следует отнести картины и скульптуры: «Ленин с молодежью» художника Седова; «На Яхте» – Степанова; «Весенний день» – Татунова; «Река Трубеж» – Тимофеева; «1905 год» – Яшаева; «Далеко в Сибири» – Колесникова; «Утро» – Коржева; «Оленевод» – Фролова; «Сварщик» – Богословского; «Прокатчик» – Левина и некоторые другие.

Наряду с отдельными удачными работами выставка в целом по общей направленности и своему идейно-тематическому уровню вызывает серьезные возражения. Зритель не видит на выставке картин, скульптур и рисунков с большим идейным содержанием, связанным с существенными процессами общественного развития. Многие молодые художники проходят мимо главного в жизни и происходящих событиях, нередко растрачивают свой талант на изображение всякого рода обывательских и мещанских пустячков. Выставка свидетельствует о наличии серьезных недостатков в идейно-политическом воспитании молодых художников, об оживлении в их творчестве нездоровых тенденций.

Особенно тревожно то обстоятельство, что некоторая часть одаренных молодых художников в своем творчестве пошла по ложному пути в искусстве: вместо поисков своего индивидуального почерка авторы пытаются подражать буржуазному упадочному искусству с его кривляньями. Если на второй выставке молодых художников (организованной два года тому назад) было представлено лишь несколько работ такого рода, то на этой выставке их уже насчитывается несколько десятков.

Большое количество работ выставки – это наспех сделанные этюды, эскизы и наброски на случайно взятые темы.

Художник Дервиз-Лаврова на большом полотне изобразила ребенка, сидящего на горшке (фото № 1).2 Скульптура Э. Неизвестного3 «Мужские забавы» в уродливой форме изображает пронзенные мечами фигуры. Работа выполнена под влиянием абстрактного искусства (№ 2).

Работа художников Миронова и Малиновского «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!» отпугивает чудовищно уродливым изображением детей, со звериными лицами и вывернутыми ногами. Это декадентское кривляние преподносится под видом подражания художника детскому творчеству (№ 3).

Под влиянием различных упадочных буржуазных течений выполнены также работы художников: Васильева4 – «Портрет Евтеева» (13); Целикова5 – «Натюрморт с кастрюлей» (№ 16), Мордовина – «Автопортрет» (№ 17) и некоторые другие (№№ 14, 15, 18, 19, 20). Авторы этих работ пренебрегают методом реалистического изображения, нарочито искажают цвет, рисунок и законы перспективы.

Отдельные художники и скульпторы в своих работах показывают советских людей антиэстетично, огрубленно. В этом отношении особенно наглядны работы Васнецова – «Мужской портрет» (№ 4), Лемпорта – «Портрет» и «Девочки на пляже» (№№ 5 и 6), Жилинской6 – «Вода» (№ 7), Бажбаук – «Дети» (№ 8), Сидура7 – «Семья» (№ 9), Дервиза-Лавровой – «Беременная» (№ 10).

Скульптор Чижов назвал свою работу «Хлеб». Эта скульптура представляет из себя грубо и примитивно изображаемого мужчину, обнимающего женщину, с колен которой сыпется зерно из развязанного мешка. Скульптор Шаховской представил на обозрение зрителя работу под названием «В поле беременная женщина». Обе указанные скульптуры не имеют ничего общего с их названием (№№ 11 и 12).

Все это свидетельствует о неправильной идейной направленности в творчестве некоторой части нашей художественной молодежи, об усилившихся за последнее время вредных влияниях буржуазного искусства.

Опубликованные о выставке молодых художников статьи в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская культура»8 весьма поверхностны. Они не вскрывают главных недостатков выставки и не ориентируют молодых художников на устранение серьезных недостатков в их творчестве.

Следовало бы поручить Министерству культуры РСФСР обсудить итоги 3-й выставки молодых художников на специальном заседании коллегии и материалы обсуждения опубликовать в газете «Советская Россия».

Зав. Отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР Н. Казьмин

Инструктор Отдела А. Киселев

Справка: «Министерство культуры РСФСР 27 июня с.г. обсудило итоги 3-й выставки молодых художников на заседании коллегии. Редакция газеты «Советская Россия» готовит для опубликования материал. Фотоснимки оставлены в Отделе. Зав. Отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР Н. Казьмин».

Пометы: «Т. Казьмину Н.Д. Т. Шепилов Д.Т. согласен. Тарасов. 05.06.1957». «т. Тарасову напомнил. [В. Горбунов] 01.06.1957». «Архив. В. Горбунов. [0]2.07.1957».

Ф. 5. Оп. 37. Д. 23. Л. 21–23. Подлинник.

Примечания:

1 22 мая 1957 г. документ был направлен Д.Т. Шепилову, 5 июня – в Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР, 11 июня – списан в архив.

2 Фотографии в деле отсутствуют.

3Неизвестный Э.И. (р. 1926) – скульптор. Участник Великой Отечественной войны. В 1976 г. эмигрировал в Швейцарию, затем переехал в США.

4Васильев К.А. (1942–1976) – художник. Жил и работал под Казанью, в поселке Васильево.

5Возможно, Целков О.Н. (р. 1934) – художник. С 1977 во Франции.

6Жилинская Н.И. (р. 1926) – скульптор. Среди произведений преимущественно жанровые композиции.

7Сидур В.А. (1924–1986) – скульптор. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. При жизни не мог выставлять свои работы на родине. За рубежом состоялось более 30 выставок. После смерти в Москве открыт Музей В. Сидура.

8Аболина Р. Крепнущее мастерство ваяния // Советская культура. 1957. 18 мая; Членов А. Пути исканий. 3-я Выставка молодых художников // Вечерняя Москва. 1957. 19 мая.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.idf.ru/


Здесь читайте:

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС