Почва и вода в жизни ацтеков
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Почва и вода в жизни ацтеков

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Почва и вода в жизни ацтеков

Вид на город Теночтитлан-Тлателолько на его дамбы и мосты.
Деталь фрески Диего Риверы. Национальный дворец. Мехико.

ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВА

Использование жертвенной человеческой крови — вот ещё один пример почитания земли. Человеческая кровь была важнейшим ритуальным средством, обеспечивавшим восход солнца, возобновление земледельческого цикла, приток воды и смену времён года. В религиозных мифах ацтеков, как уже говорилось, горы являлись сердцевиной Земли, откуда исходила её жизненная сила, управлявшая всеми аспектами бытия. Горы предоставляли пищу и источники существования. Ацтеки, подобно богам, некогда пожертвовавшим свою кровь для сохранения этих дарующих жизнь природных сил, тоже были обязаны поступать так. Таким образом, религиозные аспекты зданий, государственного правления, войны, обычаев и любой другой деятельности были связаны с религиозными обрядами священного пространства, природных сил и жертвоприношений. Более того, ацтекские здания и храмы и сами впоследствии превратились в символ, утверждавший правление ацтеков, узаконенное самой священной Землёй посредством ритуальных жертвоприношений и обрядов (см. главы 6 и 9).

Когда появилась идея о получении пищи из земли, возникло представление о принадлежности к земле и её взаимодействии между человечеством и природой. Данная идея приобрела столь важное значение для ацтеков, что они составили циклический календарь праздников, проводимых в разных священных городах и местностях. Эти религиозные обряды вкупе с природным ландшафтом символизировали регулярную смену времён года, плодородие почвы и животных. Также он подкреплял положение и функции религиозных лидеров и светских правителей. Следовательно, политическая легитимность, религия и её ритуалы, пища, кров и одежда — всё это зависело от священного пространства и природных сил. Земля рассматривалась как дарительница жизни и конечная получательница того, что растёт и движется по поверхности. Кроме того, Земля, как считали, обладает способностью возрождать, и она отождествлялась с обновлением и сельскохозяйственным плодородием.

 

Цивилизация ацтеков из-за своей удалённости довольно-таки поздно была открыта западноевропейцами. И главное, чем эта далёкая цивилизация удивила конкистадоров, была роль воды в жизни открытого ими народа. Взглянув только на перечень услуг, связанных с очисткой и иной обработкой воды, на сайте http://ds22.su/fipa вы сегодня пойтёте, что вода - это главный ресурс будущих веков человечества. Тем удивительней то, что ацтеки Мезоамерики уже тогда лучше европейцев понимали, что за водой будущее.

 

ВОДА

В целом у ацтеков было метафизическое миросозерцание, и физический мир обладал собственной волей и личностью. В XV веке, когда тлатоани Ауитсотль ввёл новый акведук, по которому вода поступала в Теночтитлан, жрецы нарядились в одежды богини воды Чальчиутликуэ, по преданию, она носила юбку из нефрита, и приветствовали поступавшую воду, куря благовония, даря бирюзу и принося в жертву перепела. В этом обряде божество, жрец и природный элемент равны и неразделимы, действуя и мысля заодно. Вода (во всех её видах) так же, как Солнце и Земля, являлась дарующей жизнь силой, которой поклонялись, исполняя каждый день различные ритуалы. Вода и её источники были чрезвычайно важным ресурсом для ацтеков, ценивших чистоту. Купание и стирка одежды были здесь делом привычным. Также обыденным явлением было здесь и принятие паровых бань (темаскаль), способствующих физическому и духовному очищению. Говорят, что ритуальная паровая баня имела для ацтеков столь важное значение, что её можно было встретить почти в каждом домашнем хозяйстве.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 86-87.

Вернуться на главную страницу ацтеков

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС