Почва и вода в жизни ацтеков |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Почва и вода в жизни ацтеков
Вид на город Теночтитлан-Тлателолько на его дамбы и мосты. ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВАИспользование жертвенной человеческой крови — вот ещё один пример почитания земли. Человеческая кровь была важнейшим ритуальным средством, обеспечивавшим восход солнца, возобновление земледельческого цикла, приток воды и смену времён года. В религиозных мифах ацтеков, как уже говорилось, горы являлись сердцевиной Земли, откуда исходила её жизненная сила, управлявшая всеми аспектами бытия. Горы предоставляли пищу и источники существования. Ацтеки, подобно богам, некогда пожертвовавшим свою кровь для сохранения этих дарующих жизнь природных сил, тоже были обязаны поступать так. Таким образом, религиозные аспекты зданий, государственного правления, войны, обычаев и любой другой деятельности были связаны с религиозными обрядами священного пространства, природных сил и жертвоприношений. Более того, ацтекские здания и храмы и сами впоследствии превратились в символ, утверждавший правление ацтеков, узаконенное самой священной Землёй посредством ритуальных жертвоприношений и обрядов (см. главы 6 и 9). Когда появилась идея о получении пищи из земли, возникло представление о принадлежности к земле и её взаимодействии между человечеством и природой. Данная идея приобрела столь важное значение для ацтеков, что они составили циклический календарь праздников, проводимых в разных священных городах и местностях. Эти религиозные обряды вкупе с природным ландшафтом символизировали регулярную смену времён года, плодородие почвы и животных. Также он подкреплял положение и функции религиозных лидеров и светских правителей. Следовательно, политическая легитимность, религия и её ритуалы, пища, кров и одежда — всё это зависело от священного пространства и природных сил. Земля рассматривалась как дарительница жизни и конечная получательница того, что растёт и движется по поверхности. Кроме того, Земля, как считали, обладает способностью возрождать, и она отождествлялась с обновлением и сельскохозяйственным плодородием.
ВОДАВ целом у ацтеков было метафизическое миросозерцание, и физический мир обладал собственной волей и личностью. В XV веке, когда тлатоани Ауитсотль ввёл новый акведук, по которому вода поступала в Теночтитлан, жрецы нарядились в одежды богини воды Чальчиутликуэ, по преданию, она носила юбку из нефрита, и приветствовали поступавшую воду, куря благовония, даря бирюзу и принося в жертву перепела. В этом обряде божество, жрец и природный элемент равны и неразделимы, действуя и мысля заодно. Вода (во всех её видах) так же, как Солнце и Земля, являлась дарующей жизнь силой, которой поклонялись, исполняя каждый день различные ритуалы. Вода и её источники были чрезвычайно важным ресурсом для ацтеков, ценивших чистоту. Купание и стирка одежды были здесь делом привычным. Также обыденным явлением было здесь и принятие паровых бань (темаскаль), способствующих физическому и духовному очищению. Говорят, что ритуальная паровая баня имела для ацтеков столь важное значение, что её можно было встретить почти в каждом домашнем хозяйстве. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 86-87. Вернуться на главную страницу ацтеков
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |