Храмовый камень
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Храмовый камень

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Храмовый камень

Храмовый камень.
Музей антропологии. Мехик
о

Храмовый камень, или Теокалли (храм) Священной войны, как археолог Альфонсо Касо называет его, был изготовлен в ознаменование торжества Нового Огня 1507 года, священной войны, и имперской мощи мешика. Он включает 16 изображений и шесть символических знаков с обеих сторон и напоминает своим внешним видом ацтекский храм. Сцена на лоне природы с орлом и кактусом отсылает зрителей к мифу об основании Теночтитлана. Согласно легенде о переселении, бог-покровитель Уицилопочтли велел им воздвигнуть город на том месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе, растущем из озера (см. главы 2 и 6). И мешики основали Теночтитлан на озере Тескоко.

На верху этого колоссального памятника стоит дата «2 Дом» (1325 г.), дата основания ацтекской столицы. Данное скульптурное изображение олицетворяет ацтекскую столицу Теночтитлан, поднимающуюся из озера Тескоко, а сам памятник напоминает и царский престол, и храм, и годовую вязанку (52-летний период, отмечаемый праздником Нового Огня). У ацтеков главный храм города являлся его символом, и в рукописях изображение горящего храма означало то, что город был захвачен. В Месоамерике храмы возводили в форме пирамид, олицетворявших горы — места, откуда берутся плодородие и созидательные силы и где находятся лона творения, т.е. пещеры. Слово «город» переводится на науатльский язык словом «альтепетль», буквально означающем «вода-гора».

Некоторые учёные полагают, что Храмовый камень на самом деле был царским троном иллюстративного значения. Данный памятник был обнаружен в 1831 году на том месте, где некогда стоял дворец Мотекусомы II, и он, возможно, когда-то служил в качестве символического или настоящего престола. Эту скульптуру также связывают с годовыми вязанками, олицетворявшими 52 года ацтекского «столетия». На каменной скульптуре вырезаны год «2 Тростник» (знак праздника Нового Огня), «1 Кремень» и «1 Смерть». По мнению Пастори, во время важных праздников годовые вязанки служили одновременно сиденьями для знати, превращая Храмовый камень в царский трон, символом ацтекской столицы Теночтитлана как горной пирамиды и 52-летнего цикла (1983:165). На верху камня изображён солнечный диск со знаком «4 Движение». Слева от диска стоит бог либо жрец, одетый как бог Уицилопочтли, а справа — Мотекусома II. Солнечный диск указывает на почитание ацтеками солнца и новую эру их правления. Оба, бог и правитель людей, держат жертвенные ножи и кости для пускания крови. На верху солнечного диска виден сакатапайолли, полный шипов, применяемых при кровопускании. В определённом смысле на Храмовом камне уже восседают ацтекский император и бог-покровитель, проливающие жертвенную кровь, солнечный символ света, жизни и времени.

 

Доказано: камень применялся человеком с самых древнейших времён, причем, почти всеми народами Земного шара. Сначала из этого материала возводили храмовые постройки и дворцы. Затем он стал использоваться для строительства жилья практически всеми социальными слоями кроме самых бедных. Когда окончился каменный век, то камень вовсе не вышел из употребления. И в наше время, в двадцать первом столетии, фирма Kerama Marazzi производит керамические декоративно-отделочные материалы широкого ассортимента.

 

Против этого изображения жизни находится образ смерти, под солнечным диском, на верху сиденья. Под солнечным диском лежит земное чудовище Тлальтекутли с кушаком-черепом, символизирующим ненасытность земли. Кроме того, по бокам Тлальтекутли стоит оружие — щиты, копья — и боевые знамёна, всё символы войны. Сосуды куаушикалли, самое древнее изображение на этом царском памятнике, украшены орлиными перьями и покрыты пятнами, как у ягуара, превращая их в знаки ацтекских военных орденов орла и ягуара. Итак, данная скульптура — это памятник священной войне, которую мешики ведут за завоевание Земли.

С обеих сторон каменной скульптуры изображены две сидящих фигуры с оскаленными зубами в треугольных набедренных повязках и головных уборах из перьев, типичном наряде ацтекского воина. Возможно, это предки ацтеков, древние владыки, правившие до прихода мешиков, или же ацтекские божества, поскольку у изображения слева усы и выпученные глаза, приписываемые богу дождя Тлалоку. У другой фигуры царская диадема, и это либо правитель, либо бог огня Шиутекутли. Ацтеки связывали Тлалока и Шиутекутли с более древними цивилизациями, особенно с тольтеками; они верили в то, что Тлалок был богом-покровителем тольтеков. Ацтеки сознавали, как важно почитать предков, и стремились привлечь их духовные силы на пользу империи. По словам Пацтори, когда- то некто, например, Мотекусома II, сидел на своём троне, в символическом плане он мог находиться на вершине Земли и подземного мира и на своей спине нёс Солнце и древнее прошлое предков (1983: 168). Кроме того, знак «1 Кремень», рядом с Уицилопочтли, являлся мифической датой, когда ацтеки пустились в своё странствие из Астлана. Мотекусома II, прославляя доставшееся ему наследство и своих предков, носил головной убор из перьев, привязанных к палочкам. Такой убор носили предки мешиков, кочевники чичимеки. Храмовый камень олицетворяет концепцию непрерывности ацтекского и тольтекского владычества и право ацтеков на смену тольтекской цивилизации путём завоевательных походов, принесения жертвенной крови и благодаря божественному руководству Уицилопочтли.

Цитируется по изд.: Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 247-248.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС