Жилища горожан
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Жилища горожан

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жилища горожан

Вид на город Теночтитлан-Тлателолько на его дамбы и мосты.
Деталь фрески Диего Риверы. Национальный дворец. Мехико.

Дворцы правителей и дома знати были построены рядом с главной площадью, где поднимался ввысь Великий храм, дома же гончаров, каменотёсов, ткачей, ювелиров, земледельцев и рыбаков располагались вокруг городских центров. По тому, в каком жилище проживал человек, можно было судить о его положении в ацтекском обществе. Дома общинников (масеуалътин) и знати (пипильтин) были одинаковой планировки и формы, но отличались размером, количеством декоративных элементов и строительным материалом. Дома знати строили из камня, затем их штукатурили и белили. Внутри оштукатуренные стены покрывали цветными росписями. Жилища масеуальтин были скромнее. Они жили в разных кальпультин (общины), и при возведении их домов использовали кирпич-сырец (ил, смешанный с соломой или тростником), дерево и солому.

Ацтекские жилища были, как правило, одноэтажными, состояли из двух построек, и в них проживало до 12 человек. Первая постройка представляла собой одно помещение с идеально ровным полом, разделённым на четыре сектора. В спальном секторе спала вся семья. В кухонном секторе готовили еду. В большинстве кухонь имелись метлатлъ (плоский камень для перемалывания зерён кукурузы) и комалли (глиняное блюдо, на котором пекли тортильи). В третьем секторе ели. Здесь члены семьи сидели, ели и обсуждали происшедшие за день события. В последнем секторе, служившем семейным святилищем, стояли статуэтки богов. В ацтекских домах не было дверей, поскольку не существовало такого явления, как кража.

Второй, примыкающей, постройкой была темаскалли (паровая баня, парилка). Ацтекские врачи считали, что паровые бани обладают терапевтическим действием, и всем семьям рекомендовалось иметь при доме парилку. Рядом с баней находились труба и очаг. Раскалённые стены очага помогали сохранять высокую температуру в бане. Когда индеец хотел попариться в темаскалли, он выплёскивал на стену очага воду. Чтобы стена не остыла, в очаге постоянно поддерживали огонь. Хотя при большинстве ацтекских домов существовали паровые бани, ими пользовалась в основном знать, так как у неё было больше свободного времени, чем у земледельцев.

 

У ацтеков, жителей Теночтитлана, не было проблемы с доставкой воды в дом. Вода буквально окружала дома жителей их столицы, так как столица раполагалась на острове посреди озера и на окружающих болотах. Разумеется, воду в болотах нельзя сравнить с нынешней. Аква Премиум - доставка воды 19 л обеспечивает каждого желающего чистой и приятной на вкус водой. Ацтеки о такой могли только мечтать.

 

ЧИНАМПЫ

На окраинах города находились болота и огороды. Для выращивания сельскохозяйственных культур использовали систему чинамп, так называемых плавучих садов; на них также возводили дома. Эти прямоугольные полоски земли сооружали на топком мелководье озёр. Между кольев, окружавших эти грядки шириной 2,5 м (8 ¼ фута) и длиной 30 м (100 футов), укладывали слоями гниющие растения и ил. Их сооружали параллельно друг другу, а между ними по каналам текла вода. Для защиты от водной эрозии по краям чинамп сажали тонкие ивовые деревья. Их многочисленные корни укрепляли стенки грядок. Для орошения чинамп была создана сложная дренажная система из дамб, шлюзовых ворот и каналов. Благодаря чинамповой системе земледелия ацтеки собирали на озере хорошие урожаи сельскохозяйственных культур (см. главу 12).

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 307-308.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС