Ботлихцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Ботлихцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ботлихцы

Ботлихцы, буйхади (самоназвание), народ в России, коренное население Западного Дагестана, в Российской Федерации. Численность около 6 тыс. человек (в 1926 — 3,35 тысяч, в переписи 1939 и всех последующих ботлихцы включались в состав аварцев). Относятся к андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространены аварский, чеченский, русский языки. Письменность на основе русской графики. В прошлом пользовались аджамской (арабской) письменностью. Верующие — мусульмане-сунниты.

Предположительно, с 1-го тысячелетия нашей эры ботлихцы входили в состав политического объединения Дидо в Западном Дагестане (распалось в XIV—XV веках), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы ботлихцы в XVI веке. К XIV—XV векам относят образование союза сельских общин Технуцал на территории нынешнего Ботлихского района. С XVI века ботлихцы попадают под влияние Аварского ханства. В 20—50-х годах XIX века ботлихцы активно участвовали в национально-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан.

Традиционные занятия ботлихцев — садоводство с искусственным орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо; из технических культур — конопля, лён) и игравшее вспомогательную роль животноводство — мелкий рогатый (овцы, козы) и крупный рогатый скот, в небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьё папах и обуви. Ботлихцы вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом, в основном фруктами.

Селения компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие под домами. Селения разделены на кварталы по территориальному принципу. Жители делились на 7—8 тухумов (родственные группы). На самых высоких местах ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6—8). Жилища — четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распространены типы — двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хозяйственного инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках. Деревянные конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображением животных, крестами.

Национальная одежда общедагестанского типа. Характерен женский головной убор — "рогатая чухта". В комплект мужского костюма входили рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор (кΙ аштΙ а), платки с кистями и без них.

Традиционная пища — блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда — хинкал, пироги с творожной начинкой.

Жанры традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор ботлихцев двуязычен (на ботлихском и на аварском языках).

Б. М. Алимова, Д. М. Магомедов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 108-109.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС