Каракалпаки
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Каракалпаки

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Каракалпаки

КАРАКАЛПАКИ, каракалпаки (самоназв.). Числ. в Российской Федерации 6155 чел. Живут гл. обр. в городах (73,7%); этим они отличаются от К. Ср. Азии - в осн. сельских жителей. Общая числ. 423,5 тыс. чел., в т, ч. в Узбекистане - 411,9 тыс., коренное нас. Каракалпакстана (389,1 тыс. чел.); живут также в Ферганской и Хорезмской областях Узбекистана, в Туркмении, Казахстане и Афганистане. Говорят на каракалпакском яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7-2 вв. до н.э. у юж. берегов Аральского м. В 6-8 вв. с местным населением частично смешались тюрк. племена. В 8-10 вв. в среде печенегов и огузов началось формирование К. Часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из басе. Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В 14-15 вв. на этногенез К, оказали влияние их связи с ногайцами. С кон. 16 в. К. упоминаются в ср.-азиат. источниках. В 17 - сер. 18 вв. жили по ср. и ниж, течению Сырдарьи. В сер. 18 в. большая часть К. переселилась на Жанадарью - зап. проток дельты Сырдарьи. К 1811 К. были подчинены хивинским ханом и переселены в дельту Амударьи. В 1873 терр. К. на правобережье Амударьи вошла в состав России.

Традиц. занятия К. - полуоседлое скотоводство (гл. обр. кр. рог. скот), сочетавшееся с ирригац. земледелием и рыболовством. Ремёсла - резьба по дереву, тиснение по коже, ювелирное, ткацкое, ковроделие, вышивка.

Традиц. жилище - юрта, а также разл. типы глинобитных домов. Наиб. характерен там - прямоугольный дом (20х12 -15 м), объединяющий жилые и хоз. помещения, хлев и крытый двор для юрты. На Ю. у зажиточных К. были усадьбы, укрепленные глинобитными стенами. В сел. местности частично продолжают бытовать дома типа там и юрта в качестве летнего жилища. Традиц. костюм сохраняется лишь у старшего поколения. У мужчин он включает рубаху навыпуск, штаны, заправленные в сапоги, халат (шапан), подпоясанный кушаком или платком, зимой - овчинный тулуп (тон, постын). Головной убор - чёрная овчинная шапка (шогирме, кураш). Жен. одежда - рубаха-платье (койлек), штаны (ыштан), камзол, безрукавка, халат, зимой - шуба; бытовала жегде - накидка типа узб. и тадж. паранджи, но без чачвана (женщины К. не закрывали лицо). Костюм дополняли серебряные украшения - нагрудные, браслеты, серьги, перстни, иногда - кольцо в ноздре. Молодые носили платье ярких расцветок, пожилые - белое или тёмное, цвет траура - синий. Головной убор - урамал (длинный кусок ткани, повязанный на тюбетейку в виде чалмы). Давно вышли из употребления киймешек (расшитая накидка на голову и плечи с вырезом для лица) и свадебный головной убор невесты - саукеле (плотная круглая шапочка с наушниками, украшенная металлич. бляхами и подвесками).

Основа традиц. пищи - мучные и крупяные блюда (лепёшки, похлёбки, каши), молочные продукты - кислое молоко (катык), сливки, айран, сыр (курт). Рыбу едят преимущественно в жареном виде. Из овощей употребляют тыкву и дыню (в свежем и сушёном виде).

Сохраняется богатый фольклор: лирич. и обрядово-бытовые песни, сказки, легенды, богатырский эпос ("Алпамыс", "Кырк кыз", "Коблан" и др.), исполняемый нар. певцами (бахсы) и сказителями (жырау), на праздниках - насмешливые песни-диалоги. Осн. муз, инструменты - дутар (щипковый), кобуз (смычковый), най и сурнай (духовые), дэп (бубен).

Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС