Норвежцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Норвежцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Норвежцы

Норвежцы, нордмен (самоназвание), народ, основное население Норвегии. Численность 5142 тыс. человек, в том числе в Норвегии 4299 тыс. человек. Живут также в Швеции (38 тыс. человек), Дании (11 тыс. человек) и других странах Европы, в США (620 тыс. человек), Канаде (160 тыс. человек), Австралии (5 тыс. человек). Отличаются высоким ростом (особенно на западе). Говорят на норвежском языке германской группы индоевропейской семьи. Диалекты: 5 восточнонорвежских и 26 западнонорвежских. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — лютеране, имеются последователи других течений протестантизма, католики.

Предположительно, предки норвежцев — германские племена скотоводов и земледельцев — пришли в Скандинавию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. В середине 1-го тысячелетия нашей эры в Норвегии жили племена: ругии (фюльке Ругаланн на западе Норвегии), ауганди (историко-этнографическая область Агдер на юге Норвегии), грании (историко-этнографическая область Гренланн на юге Норвегии), раумы (историко-этнографическая область Раумарики на юго-востоке Норвегии), ранрикии (историко-этнографическая область Ранрики на юго-востоке Норвегии), халейги (историко-этнографическая область Хельгеланн на севере Норвегии) и трёнды (историко-этнографическая область Трённелаг на северо-западе Норвегии).

В древнеанглийских источниках IX века впервые встречается термин нордманн — "северный человек" ("норвежец"). Древнейшие памятники норвежского языка — рунические надписи (с VIII века), восходящие к общегерманскому руническому письму. Образование в X—XI веках государства и христианизация (с конца X века) способствовали сложению примерно в это время норвежской народности. Однако этнографические группы норвежцев сохранили не только диалекты, но и отличия в материальной культуре, в частности в одежде.

В эпоху викингов (IX—XI века) переселенцы из Норвегии создали колонии на островах Северной Атлантики и в Исландии. Норвежские колонисты островов Северной Атлантики обособились, став самостоятельными этносами (см. Фарерцы, Исландцы), или же были ассимилированы (на Шетлендских, Оркнейских и Гебридских островах) шотландцами. К концу XIV века норвежцы попали в экономическую и политическую зависимость от Дании. К XVI веку датский язык вытеснил норвежский в деловых документах, а с реформацией 1536, в ходе которой норвежцы насильственно были обращены в лютеранство, — во всей церковной, а затем и светской литературе. В 1814 была заключена шведско-норвежская уния. Независимость была достигнута в 1905 после расторжения унии.

В XIX веке в борьбе за независимость сформировалась норвежская нация. В середине XIX века в противовес преобладавшему риксмолу ("государственный язык"), или букмолу ("книжный язык") — варианту литературного языка с ярко выраженным датским влиянием, был разработан новый язык — лансмол ("язык страны"), или нюношк ("новонорвежский"), синтезировавший особенности различных диалектов. В 1938 был разработан так называемый самношк ("общенорвежский язык"), в котором на базе букмола были отражены норвежские языковые нормы. Однако в 1950-х гг. внедрение самношка было прекращено.

Главная отрасль традиционного хозяйства — сельское хозяйство, с преобладанием молочного животноводства, в XX веке уступило первое место промышленности. Земледелие играло подсобную роль, создавая, особенно в XX веке, кормовую базу. Лесной промысел с позднего средневековья стал ежегодным сезонным занятием. Рыболовством заняты главным образом на севере. На ловлю уходят только мужчины, обработкой рыбы на берегу занимаются в основном женщины. Для хозяйства норвежцев характерен высокоразвитый морской транспорт ("морские извозчики", с XIX века). Из ремёсел развиты резьба и роспись по дереву.

Около половины норвежцев — горожане. Сельский тип поселения — хутор, или двор (горд). Планировка гордов четырёх типов: кучевая (Западная Норвегия), рядовая, или уличная (Южная Норвегия), прямоугольная (Восточная и Средняя Норвегия) и разбросанная (Северная Норвегия). Традиционный горд зажиточного норвежца состоит из 10—15 срубов на фундаменте из валунов или каменных плит: двух-, трёхэтажный жилой дом с печью, кухня с хлебопекарней, прачечной и пивоварней, складские помещения из вертикально поставленных брёвен для одежды (лофт), продовольствия, зерна, рыбы, конюшня, коровник, свинарник, овчарня. Горд бедняков — из 2—5 построек.

Кладка брёвен горизонтальная для всех видов сельских построек, кроме складских, где брёвна ставятся вертикально. Крыша двускатная. Наличники, карнизы, двери покрыты резьбой; жилище окрашивают в красный, зелёный или синий цвета, а наличники, вертикальные опоры лофта, торцы срубов — в белый.

В средневековье бытовали сотни местных вариантов одежды из сермяги (вадмеля), простонародной — фолькедракт, а также зажиточного крестьянства — бунад (из лучшей ткани, с вышивками серебряными нитями, украшениями из серебра — пуговицами, брошами, цепочками). Национальное движение норвежцев способствовало воссозданию бунада с конца XIX — начала XX вв. по средневековым рисункам, текстам и сохранившимся образцам. Возрождено до 200 местных видов бунада. Современный бунад — праздничная одежда норвежцев. Комплекс женского бунада: белая сорочка, юбка (иногда две, в прошлом несколько, ниже колен), лиф, головной убор, шерстяные чёрные чулки, туфли с серебряными пряжками. Богато украшен вышивкой, аппликациями головной убор — чепчик или косынка, в прохладную погоду носят шаль.

Мужской бунад — белая рубаха со стоячим воротником, цветной шейный платок и на вороте серебряная застёжка, жилет и куртка или кафтан. Штаны обычно ниже колен, узорчатые вязаные шерстяные носки с завязками выше колен, чёрные туфли с серебряными застёжками. Штаны и куртку в некоторых бунадах декорируют вышивкой — цветочным орнаментом.

Своеобразен промысловый костюм рыбаков — куртка и штаны из кожи или пропитанного олифой полотна, шляпа-зюйдвестка из брезента. Рабочая обувь шита дратвой из яловой или свиной кожи, пропитанной жиром. В современной одежде норвежцев распространены шерстяные вязаные изделия.

Традиционная пища — каши: ячневая, овсяная, манная, пшеничная, последняя на сливках (флётегрёт) — угощение на свадьбе, основное блюдо при угощении соседей за помощь в хозяйстве, обрядовый подарок роженице. Многочисленны рыбные блюда. Характерны твёрдые варёные сыры, творог, брынза, особенно популярен сладкий козий сыр. Излюбленный напиток — домашнее пиво (в городах — заводское). Крестьянский хлеб (флатбрёд) — пресные лепёшки, часто с отверстием посередине, из ржаной или ржано-ячневой муки.

В устном творчестве развита сказка, где главные действующие лица — хозяин гор великан-тролль, хозяйка леса тролльхьярин, гномы и др. Исполнение народных баллад, обрядовых, шуточных и трудовых песен, народных танцев — хороводных (рингданс) и парных сопровождается игрой на скрипке. Продолжают бытовать рог, лангелейка (разновидность цимбал), арфа, особенно у многочисленных фольклорных ансамблей.

Самые распространённые праздники в Норвегии — рождество, масленица, пасха и праздник Святого Ханса (Иванов день). Рождеству предшествовал праздник Святой Люсии (т. е. грядущего Света), на роль которой выбиралась самая красивая девушка. В сельской местности на рождество пекут праздничный хлеб, начиняют колбасы, дети выставляют на высоких шестах необмолоченные снопы (для птиц), разъезжают ряженые. В ночь с 23 на 24 июня — праздник Святого Ханса: в домах ставят срубленные берёзки, пол посыпают душистой осокой, девушки украшают головы венками из цветов, молодёжь прыгает через костры и водит вокруг них хороводы. На берегах фьордов и рек жгут старые смоляные бочки.

Г. И. Анохин

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 385-387.

Не боги горшки обжигают

Представьте себе, что вы решили взяться за ремонт своего старого дома, построенного полвека назад. Представили? Вряд ли. Потому что сразу все его проблемы одним махов представить невозможно. Только по частям. Начнём снизу и будет постепенно подниматься всё выше и выше.

Вот он, самый низ дома: венцы со всех четырех сторон подгнили. Причем, с трех сторон света испорчено аж по два венца (понятное дело, только с южной стороны сгнил один). Ленточный фундамент, состоящий из смеси отколотых от валунов куском гранита и цемента, закрывать все пространство под домом от ветров, что только способствует дальнейшему гниению сруба. Необходимо срочно переставить дом с ленточного фундамента (некогда переделанного из кирпичных столбиков) на сваи. Это значит, что в ближайшее время вам потребуется аренда компрессора с отбойными молотками и несколько рабочих к этим орудиям труда. А еще несколько домкратов, способных держать по двадцать, а лучше – по тридцать тонн каждый.

И вот тут мы подошли к самому главному: кто это всё будет делать? Можно набить в интернете запрос и попасть на какую-то крупную фирму, которой вы заплатите вдвое больше – за все материалы, выполняемую работу, а также такую же сумму – хозяину этого ремонтного бизнеса. Ну, например, рублей шестьсот… Есть у вас такие деньги?

Ладно, давайте рассмотрим иной вариант: вы ищите по всем возможным каналам, в том числе в Сети, бригаду сподвижников, которые не сидят в офисе в ожидании простака, а сами выезжают на место и работают лично. И вы заметите, что стоимость тех же работ окажется в два раза меньшей, тысяч триста рублей.

Однако пойдём дальше по пути рационализации. Если у вас есть родня и друзья, которые могут сказать: «Мы сами управляем чудесами», – то никакой бригады вообще не нужно. Покупаете на металлургическом заводе или на предприятии при нем стальные трубы и Т-образный стальные балки, берете в аренду инструмент и – вперёд! За дело!

Конечно, вам придется сначала изучить вопрос, почитать, посмотреть видео в интернете. Лучше, конечно, найти где-то такой уже «переставленный» с ленточного фундамента на сваи дом. После чего приступайте. Ведь не боги горшки обжигают.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС