Афганистан
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Афганистан

XVI—XVIII вв.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Афганистан в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Феодальные отношения у афганцев

При значительных различиях между племенами и их подразделениями общественный строй афганцев в XVI—XVIII вв. в целом характеризовался, с од-ной стороны, сохранением патриархального уклада, а с другой — развитием феодальных отношений. Афганские племена отличались друг от друга характером хозяйственной деятельности, географическим положением, историческими судьбами, степенью развития феодальных отношений. Некоторые из них с давних пор были земледельческими, другие перешли к земледелию только во второй половине XVIII в., а часть оставалась скотоводами-кочевниками. Среди горных племен были и полукочевые, совмещавшие земледелие с отгонным скотоводством. Одни племена переходили к земледелию в районах, где оно было возможно только на поливных землях и где с древних времен была ирригацион-

[565]

ная сеть, другие — в районах, где земледельцы обходились и без искусственного орошения.

Между афганскими племенами существовали вассальные и вассально-союзнические отношения. В ряде случаев более слабые племена на-ходились в зависимости от более сильных, пользуясь их покровительством и защитой. Вассальные племена должны были оказывать поддержку своим покровителям в военных действиях; нередко на вассалов возлагалась охрана пограничных укреплений и земель племени-патрона. У афганских племен в XVIII в. сохранялось держание земли более слабыми у сильных за военную помощь и охрану границ, плата за пользование этой землей не взималась. Такое держание называлось «млатар» («подкрепление», «помощь» и т. п.). В средние века у афганцев часто создавались включавшие много племен союзы на время военных действий, в ходе которых одни племена играли руководящую роль, а другие — подчиненную, зависимую. Такие вассально-союзнические племена назывались «хамеайа» (этим термином обозначались различные категории зависимости). Союзы, как правило, быстро распадались после окончания военных действий, но вассальная зависимость одних племен от других в ряде случаев сохранялась и становилась постоянной.

Завоевывая новые земли, афганцы вытесняли часть местных жителей, а часть подчиняли, превращая в зависимых; покоренное, чаще всего неафганское, население, состоявшее на востоке из индийских племен и народностей, а на западе — из иранских (главным образом из таджиков), также называлось «хамеайа» или «раийат-и хамеайа» (хамеайа» — подданный). Потомки завоеванного населения и люди из иноплеменников, добровольно поселившиеся в качестве хамеайа на территории афганских хелей, занимались сельским хозяйством либо ремеслом. Скотоводы хамеайа обычно работали пастухами, а земледельцы были издольщиками на участках, предоставленных им афганцами. Хамеайа выполняли различные повинности в пользу хеля, на землях которого они проживали, и в пользу ханов и маликов этого хеля; кроме того, хамеайа облагались налогами.

Кроме хамеайа у афганцев были и рабы из пленников. К концу XVIII в. рабы имелись только среди части афганских племен и принадлежали они главным образом ханам. По численности рабов было во много раз меньше, чем хамеайа. Неоднократные упоминания об обращении пленников в рабов и о торговле ими, встречающиеся в средневековых источниках, дают основание предполагать, что на ранних этапах истории афганцев рабство было у них распространено более широко.

О социально-экономических отношениях у афганцев в XVI—XVII вв. известно мало. Основные линии общественного развития афганских племен на рубеже средних веков и нового времени по имеющимся данным можно охарактеризовать следующим образом.

У большинства афганских племен в XVII — XVIII вв. завершалось разложение патриархально-родовой общины и происходила постепенная замена связей, основанных на родстве, связями территориальными. Отмирала коллективная и утверждалась частная собственность на землю, причем в отношении некоторых больших племен (прежде всего — абдали) имеются документальные данные о развитии у них крупной феодальной собственности на землю во второй половине XVIII в. У многих афганских племен правобережья Инда значительную роль в утверждении этой собственности сыграло мусульманское духовенство и наследственные группы «святых людей» (сейидов, ахунд-заде и пр.). Привиле-

[566]

гии, которыми пользовались «святые люди» (на них не распространялось действие обычая кровной мести; их поселения, обычно расположенные вблизи мазаров, бывших объектами поклонения верующих, служили убежищем людям, спасавшимся от преследования, и привлекали многочисленных паломников), увеличивали число земледельцев, обрабатывавших их поля. «Святые люди» владели землями («сери»), предоставлявшимися им в качестве дара афганскими племенами. Сосредоточение в руках этих людей доходов с паломников, а также от торговли и ростовщичества позволяло им увеличивать свои земельные владения.

С развитием феодализма возрастало могущество и богатство знати афганских племен в результате расширения ее земельных владений и эксплуатации зависимого населения, а затем и своих соплеменников и сородичей. Увеличивалась численность подвергавшегося феодальной эксплуатации зависимого неполноправного населения (раийат-и хам-еайа), проживавшего на землях афганских племен. При этом в ряде случаев (как у юсуфзаев) афганские вожди не располагали полнотой власти над своими соплеменниками и не облагали их налогами, но пользовались самыми широкими правами в отношении хамеайа (называвшихся у юсуфзаев факирами): взимали с них подати, принуждали их к выполнению повинностей, получали часть военной добычи каждого воина-хамсайа.

У таких крупных племен, как абдали и гильзаи, должность вождя передавалась по наследству внутри ханского рода («хан-хель»). Однако у большинства афганских племен принцип передачи должности вождя по наследству не установился. По словам Ахунда Дарвезы (XVI— начало XVII в.), в его время оставался в полной силе обычай древних предков, согласно которому у афганцев стать падишахом и ханом мог каждый, кто обладал «большой силой и воинским умением, хотя он и не имел бы богатства». Это сообщение относится преимущественно к восточным афганцам, среди которых жил Ахунд Дарвеза, и не ко всем племенам из них; у хаттаков уже в то время существовало феодальное княжество, управлявшееся своей династией. Но у многих восточных племен сохранялся традиционный орган самоуправления — джирга (совет старейшин, совет племени или рода, сходка и т. п.), выполнявшая и судебные функции на основе обычного права, а ханы оставались временными военачальниками; выдвижение их зависело в значительной мере от их популярности, способностей и успехов в военном деле.

В дальнейшем феодализация привела к изменению характера джирги и к ослаблению ее роли у значительной части афганских племен. У абдали в XVIII в. роль джирги все более сводилась к функциям совещательного органа при хане племени, а как судебный орган она ведала только второстепенными делами (за крупные преступления судил ханский суд). Изменению подвергались и другие старые установления, обычаи и традиции афганцев: сборы с членов племени на общественные нужды становились налогами, взимаемыми ханами и маликами в свою пользу, взаимная помощь превращалась в форму эксплуатации бедных соплеменников знатными и богатыми.

[567]

Вернуться к оглавлению кн.: Афганистан в XVI—XVIII вв.

Вернуться на страницу Всё про Афганистан.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС