Создание арабо-мусульманского государства
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Создание арабо-мусульманского государства

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Создание арабо-мусульманского государства

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Объединение Аравии

В первых числах января 630 г. Мухаммед, имея при себе до 10 тыс. бойцов из мединцев и союзных племен, подошел к Мекке. В городе приготовились к отпору. В лагерь осаждавших явился Аббас, дядя Мухаммеда, который уже принял ислам. Аббас устроил встречу Мухаммеда и людей его окружения с Абу Суфйаном, который и договорился с пророком о сдаче Мекки на условиях, выгодных для своего рода и для своих друзей. Гарантировалась безопасность всем мекканцам, которые останутся у себя дома, либо найдут убежище в ограде святилища Кааба, либо укроются в усадьбе Абу Суфйана. Только с десяток особо упорных врагов ислама были исключены из амнистии. Мекканцы обязывались принять ислам. Но эти переговоры остались тайной для широкой массы мусульман. Вступление мусульманского войска в Мекку обошлось почти без пролития крови. Кааба была очищена от идолов и превратилась в главный мусульманский храм — «Заповедную мечеть» («Масджид ал-харам»). Конечно, принятие ислама не только для знатной верхушки, но и для массы курейшитов было делом не убеждения, а политической необходимости.

В 630—631 гг. оазис Таиф и наибольшая часть Аравийского полуострова подчинились Мухаммеду, что в большинстве случаев сопровождалось принятием ислама и сокрушением идолов. Исламизация Аравии вскоре оказалась полной.

После сдачи Мекки резиденцией Мухаммеда осталась Медина. Сделавшись политическим главой почти всей Аравии, Мухаммед не принял царского титула (малик). Он не стремился к богатству и роскоши, но свое семейство и членов своего рода обеспечил, постановив, что с любой военной добычи пятая часть (хумс) должна идти на содержание потомков и родичей пророка, а также вдов и сирот воинов, погибших в

[130]

 «священной войне», нищих и странников. В Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, в Медине стал политическим деятелем, правителем и законодателем. Он показал себя талантливым дипломатом и военным вождем; конечно, в его действиях сыграл большую роль и организаторский талант Омара.

Мухаммед умер 8 июня 632 г. и погребен в Медине; его гробница впоследствии заняла место второй (после Каабы) святыни ислама и стала местом паломничества.

В Медине сложилось учение первоначального ислама. Ислам, как уже сказано,— религия синкретическая, сложившаяся из отдельных элементов христианства, иудейства, зороастризма. Ислам — религия строго и последовательно монотеистическая. Он предписывает верующим помимо исповедания догмата единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда ежедневную пятикратную уставную молитву, пост в течение месяца рамадана, отчисление так называемого заката — 1/40 дохода от стад, ремесла и торговли (формально в пользу бедных, фактически же в распоряжение арабо-мусульманского государства), паломничество в Мекку. От иудеев и христиан было взято и переработано учение о пророках — предшественниках Мухаммеда. Главными пророками были признаны Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос (араб. Иса ал-Масих — Мессия) и Мухаммед. Учение ислама об ангелах, об антихристе, о воскресении умерших и «страшном суде», о загробном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде мало чем отличается от христианского учения. В исламском представлении о рае преобладает чувственный элемент. Оригинальным было и получило важное значение в исламе учение о «священной войне за веру» (джихад), возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонниками» Мекки и с иудеями Медины. Захват и раздел военной добычи, освященный Кораном, стал для верующих стимулом участия в «войнах за веру». Позднее, при преемниках Мухаммеда — халифах, учение о джихаде стало идеологическим орудием завоевательных войн арабов. В раннем исламе идеалом государства была теократия: власть должна быть основана на принципах религии. Власть духовная и светская, религия и право, религиозная община и государство ясно не различались и рассматривались как нечто единое.

[131]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства.

Вернуться на страницу Арабские государства.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС