Азербайджанская советская социалистическая республика
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Азербайджанская советская социалистическая республика

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Азербайджанская советская социалистическая республика

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Развитие архитектуры и изобразит, иск-ва А. отразило его насыщенную политич. и воен. потрясениями историю и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Локальные условия ист. бытия на протяжении веков породили самобытность иск-ва А., определив его специфич. место в художеств, наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенны-ми странами способствовала взаимосвязи их художеств, культур.

Памятники иск-ва А. имеют древнюю историю. К 8-7-му тыс. до н. э. восходят ранние произв. огромной "галереи" наскальных изображений (доходящих до зрелого средневековья) в Кобустане (Беюкдаш, Кичикдаш и др.) с искусно награвированными сценами труда, быта, ритуальных обрядов. Мегалитич. и цик-лопич. сооружения в предгорьях М. Кавказа и на терр. Нахич. АССР, остатки доисторич. жилья (прообраз нар. жилища - карадам), материалы раскопок городищ и инвентарь захоронений (зооморфные керамич. сосуды, украшения, глиняные и кам. фигурки животных) характеризуют стр-во и художеств, культуру эпохи энеолита и ранней бронзы. Иск-во последних веков до н. э. и первых веков н. э., преим. сев. областей А. (Албании Кавказской), представлено художеств, изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чёрноло-щёными керамич. и стекл. сосудами. Сохранились остатки сооружений г. Кабалы, крепости Чирах-Кала (6 в.), а также культовых сооружений, в т. ч. базиликального храма в с. Кум и круглого храма в с. Лекит (5-6 вв.; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич), вместе со сходными памятниками Армении и Грузии этого времени принадлежащих к закавказскому художеств, кругу; интересны руины храмового комплекс в Мингечауре (7 в., кирпич-сырец).

Араб, завоевание (7 в.) и распростр некие ислама вызвали появление новь типов сооружений (мечети, минареты медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного иск-ва.

Ослабление (9-10 вв.) Араб, халифата обусловило возникновение множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Ганджа Нахичевань и др.) складывались локаль ные художеств, и архит. школы. Важнейшие из них - нахичеванская, ширвано-апшеронская, позднее тебризская. Памятники нахич. школы поражают великолепием керамич. "одеяния" сооружений первоначально одноцветного, а впоследствии многоцветного. Для ширвано-апшеронской школы традиционен кротраст глади каменных стен с пластикой скуп применяемых архит. элементов. Лучшие произведениям тебризской школы свойственны парадность архит. строя, многообразие приёмов и средств декора.

Высокое иск-во ср.-век. зодчих н мастеров художеств, ремёсел выявилось в совершенстве композиций и тонкость орнаментики башенных мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун Нахичевани, созданных во 2-й пол. 12 в зодчим Аджеми, сыном Абубекра мавзолеев в Мараге, Джуге, в вырази тельной монументальности бакинско. Девичьей башни (Кыз-каласы; 12 в.) замков 13 в. в Мардакяне (зодчий Абдаль-Меджид, сын Масуда), Нардараш (зодчий Махмуд, сын Саада), Ханегг на рекеПирсагат, в экспрессии рельефов "Баиловских камней" (затонувшего укреплённого сооружени 13 в. в Бакинской бухте), изяществе металлич. изделий Нахичевани, яркой красочности расписной керамики Байлакана и Ганджи. В 14-16 вв. в условиях возникших крупных гос-в, роста городов художеств, традиции А. получили новый импульс развития. Лучшим образцам кам. и кирпичного зодчества А. того времени присущи продуманность композиций, тектонич-ность архит. форм, филигранная вязь резьбы по камню или великолепие керамич. поливного декора. В резиденции Ширваншахов - Баку создаётся художественно целостный комплекс дворцовых сооружений (Ширваншахов дворец, основные сооружения - 15 в.), а в Тебризе строится Голубая мечеть (1465), известная замечат. поливным декором. Жизненность традиций местных школ зодчества ощутима в архит. формах, композиции и убранстве башенных мавзолеев Барды, Карабагляра, Хачин-Дорбатлы, замка в с. Рамана, скальной гробницы в с. Мараза.

В миниатюрной живописи, каллиграфии и художеств, оформлении рукописей мусульм. стран видное место принадлежит тебриэской школе, развитие к-рой прослеживаетс с 13 в. Произв. тебриз-ских миниатюристов периода расцвета (15 и особенно 16 вв.) характеризуются законченностью композиции, изысканностью рисунка, богатством нюансов красочной палитры. Круг тем миниатюр последовательно расширяется - от обычных сюжетов эпич. сказаний и придворного быта до сцен повседневной жизни. Среди крупнейших мастеров Тебриза - Сеид Ахмед, Султан Мухаммед, Мухаммеди, Садиги-бек Афшар и др. Традиции школы развивали прославленный Бех-зад из Герата (возглавлял шахскую мастерскую с 1522), Ага Мирек из Исфахана, грузин Сиявуш и др.

Мастерство художеств, обработки металла иллюстрируют воен. доспехи работы Мухаммеда Момина(16в., Оружейная палата, Москва), а об успехах ковроделия свидетельствуют знаменитый ковёр ардебильской мечети и воспроизведения азерб. ковров на картинах X. Мем-линга, X. Хольбейна и др. художников европ. Возрождения. Высокое иск-во зодчих и мастеров А. отмечают ср.-век. хроники и подтверждают архит. достоинства многих сохранивших их "подписи" примечат. зданий Бурсы, Каира, Багдада, Дербента, Самарканда, Шахрисябза, Герата и др. городов Востока.

На развитии иск-ва 17 в. и особенно 18 в. тяжело сказались борьба Турции и Ирана за обладание А. и междоусобные феод, распри. В 17 в. ещё создаются крупные культовые комплексы в Ардеби-ле (16-17 в.), в Гандже, продолжающие традиции местных школ. От 18 в. сохранился интересный по архитектуре и росписям дворец ханов в Щеки, но монументальное стр-во в целом переживает упадок. Архит.-строит, традиции сохраняются в нар. зодчестве, определяя специфику планировки и своеобразие облика жилищ совр. Кировабадского (купольные дома), Ордубадского (дома с вестибюлями) и др. р-нов. В домах богатых горожан в 18 в. появляются стенные росписи (преим. композиции из растит, мотивов, иногда включающие изображения птиц, животных, людей). Нар. иск-во представлено благородной по форме и изящной по узорам медной посудой и высокохудожественным по отделке оружием из с. Лагич, многообразными по композиции и цветовым сочетаниям коврами Куба-Ширванской, Ганджа-Казахской, Карабахской и Тебризской зон, художеств, вышивкой из Шеки и др.

После вхождени сев. областей А. в состав России (19 в.) в новых р-нах городов и в возникших поселениях появляется регулярная планировка, заметно влияние рус. архит. и строит, культуры. Распространяется тип гор. дома с проёмами на уличных фасадах, двухрядным расположением комнат и застеклёнными галереями - "шушебенд". Традиц. приёмы архит. композиции, нац. архит. формы и мотивы декора нередко сочетаются с формами рус. классицизма. В кон. 19 - нач. 20 вв. Баку, превратившийс в крупный пром. город, застраивается зданиями эклектич. архитектуры, подражающей различным стилям.

Во 2-й пол. 19 в. в сюжетных стенных; росписях и появившейся портретной живописи наряду с традиц. плоскостностью и декоративностью ощутимы реа-листич. черты, попытки объёмно-пластич. моделировки форм, стремление передать портретное сходство (Мирза Кадым Эри-вани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар Карабаги). В 1900-10 выступают художники реалистич.-демократич. направления- график А. А. Азимзаде и живописец. Б. Ш. Кенгерли, положившие начало искусству Сов. А.

Коренной перелом в развитии иск-ва А. определила Великая Окт. социалистич. революция, подчинив его запросам народа, избавившегося от социального и нац. гнёта. В 20-е гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки - "Азнефти", посёлок им. Мамедьярова и др., сооружаются клубы и дворцы культуры. Начинаютс работы по реконструкции Баку. В строит, и реконструктивных работах А., а также в воспитании нац. кадров архитекторов участвуют видные сов. зодчие - бр. Веснины, А. П. Иваницкий, А. В. Щусев, Л. А. Ильин.. Г. М. Тер-Микелов, В. С. Саркисов и др. С 30-х гг. работают гл. обр. воспитанники созданного в 1920 архит.-строит, ф-та Азерб. политехнич. института - зодчиестаршего поколения С. А. Дадашев, М. А. Усейнов, В. М. Иванов и др., среднего поколени - Э. А. Касимзаде,  Г. А. Меджидов и др.

Этапы развити сов. архитектуры А., особенности творч. направленности и индивидуальностей зодчих определяют-многообразный характер зданий, построенных в Баку и др. городах. Для нач. 20-х гг. характерно поверхностное стилизаторство под феод, архитектуру мусульм. Востока (сооружения электрич. ж. д. и др.). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. его ненадолго вытеснил т. н. конструктивизм с рациональностью плановых решений, лаконичностью геометрически чётких объёмов (дворцы культуры нефтепромысловых р-нов, бр. Веснины; Дворец печати, арх. С. С. Пэн; гостиница "Интурист", арх. А. В. Щусев; физио-терапевтич. ин-т, арх. Г. М. Тер-Мике-лов; все здания - в Баку). Архитектуру 2-й пол. 30-40-х гг. определило стремление к освоению и творч. переосмыслению классического,в т. ч.нац.,архит.наследия (парк им. С. М. Кирова, арх. Л. А. Ильин; консерватория, здание ЦК КП А. и Совета Министров Азерб. ССР, Музей им. Низами,- все арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов - в Баку; павильон на ВСХВ 1939 в Москве, арх. С. А. Дадашев, М. А. Усейнов; и мн. др.). Стр-во множества разнообразных зданий и реконструкция р-нов резко изменили облик городов А. В послевоенные годы завершалось стр-во ряда крупных ранее запроектированных зданий (Дом пр-ва, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц; респ. стадион им. Ленина, арх. Л. И. Гонсио-ровский, О. М. Исаев, Г. А. Сергеев; респ. -б-ка, арх. М. А. Усейнов; театр им. М. Азизбекова в Баку, арх. Г. М. Али-за де и М. М. Мадатов; универмаг в Баку, -арх. Н. Я. Кенгерли; и др.). Однако распространившеес эстетское понимание архитектуры привело к механич. копированию архаичных архитектурных форм и тем самым к распространению эклектики.

В изобразительном искусстве 1920 - 1950-е гг. были периодом становления лзерб. нац. советской художеств, школы. В 20-30-е гг. преимуществ, развитие получила графика (А. А. Азимзаде, И. Г. Ахундов, Г. А. Халыков и др.). В 30-40-е гг. усиливаетс роль скульптуры (П. В. Сабсай, создавший памятник С. М. Кирову в Баку; Ф. Г. Абдурахма-нов, автор памятников Низами в Кировабаде и Баку; Д. М. Карягды и др.) и особенно живописи (С. А. Саламзаде, С. Б. Бахлулзаде, Б. А. Мирзазаде, Т. А. Тагиев и др.); заметны успехи театрально-декорационного (Р. М. Муста-фаев, С. Г. Шарифзаде, Н. М. Фатул-лаев, И. А. Сеидова, К. М. Кязимзаде и др.) и декоративно-прикладного иск-ва (Л. Г. Керимов и др.). Однако появившееся в кон. 40-х-нач. 50-х гг. стремление к внешней парадности мешало развитию иск-ва А.

К кон. 50-х гг. определился новый этап в развитии сов. иск-ва А. Для перелома в архитектуре характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроит. подход к архит. задачам, смелость творческих исканий, подсказанных расширением возможностей строит, техники. Небывалый размах приобрело жилищное стр-во, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустр. методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан, Али-Байрамлы) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихс городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов (Салаханы и др.), формирование обществ, центров Баку (пл. им. Ленина, реконструиров. Приморский бульвар, пл. Академгородка, пл.имени 26 бакинских комиссаров, Сев. Советская пл.), Кировабада, Нахичевани, Степанакерта и др. Для большинства городов были разработаны ген. планы реконструкции и развития (арх. Г. А. Алескеров, С. М. Ваидов и др.). Эстетич. качества современного этапа советского зодчества А. нашли известное выражение в архитектуре капитальных зданий Баку (здание Президиума АН Азерб. ССР, арх. М. А. Усейнов; аэровокзал, арх. Г. А. Меджидов; цирк, арх. Э. А. Исмай-лов, Ф. Р. Леонтьева; станции бакинского метрополитена, арх. М. А. Усейнов, К. И. Сенчихин и др.; новая гостиница "Интурист", арх. М. А. Усейнов; высотна гостиница, арх. Г. А. Меджидов и др.), в жилой застройке, в садово-парковых сооружениях.

Конец 50-х гг.- значит, веха и в дальнейшем развитии изобразит, иск-ва. Углубляетс и расширяется далёкий от экзотич. бытовизма процесс осмысления нац. художеств, традиций. Кроме упомянутых выше художников, в монумент, скульптуре работают О. Г. Эль даров и Т. Г. Мамедов (создавшие памятники В. И. Ленину в Сумгаите и Физули в Баку), в графике - М. Ю. Рахманзаде, А. А. Рзакулиев, О. С. Садыхзаде и др. Ярким своеобразием отличается живописная школа А. Её лицо определяют не только названные художники старшего поколения, но гл. обр. живописцы, выдвинувшиеся в 50-60-е гг.,- М. Г. Аб-дуллаев, Н. Г. Абдурахманов, А. А. Джа-фаров, Н. С. Касумов, Т. Ф. Нариманбеков, Т. Т. Салахов, В. А. Самедова и др. Для их произведений, посвящённых преим. современности, характерны оптимистичность художеств, строя, насыщенная звучность палитры, приподня-то-романтич. трактовка образов, многообразие приёмов и средств художеств, выразительности. Многие художники А. участвовали в выставках за рубежом - в странах Европы, Африки (ОАР), Латинской Америки; нек-рые имели там персональные выставки (М. Г. Аб-дуллаев, Т. Ф. Нариманбеков, С. Б. Бахлулзаде).

В А. функционируют архит.-строит, ф-т Азерб. политехнич. ин-та, Азерб. художеств, уч-ще им. А. Азимзаде, ф т декоративно-прикладного иск-ва Ин-та искусств им. М. А. Алиева. В 1936 в Баку организован Союз архитекторов.

Азерб. ССР, в 1940 - Союз художников Азерб. ССР.

Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1 - 12, Баку, 1949 -68; Архитектура Азербайджана. Очерки, Баку, 1952; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1957; Тревер К., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, М.- Л., 1959; Очерки изобразительного искусства Советского Азербайджана, Баку, 1960; Новрузова Д., Монументальная скульптура Азербайджана, Баку, 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]; Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А., Истори архитектуры Азербайджана, М., 1963; Саламзаде А., Архитектура Азербайджана XVI -XIX вв., Баку, 1964; Бретаницкий Л., Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966; Касимзаде Э., Проблемы развития азербайджанской советской архитектуры на современном этапе, Баку, 1967; Издания Института архитектуры и искусства. Каталог, Баку, 1966. Л.С.Бретаницкий. Илл. см. на вклейках XXI-XXIII.

 

Вернуться к оглавлению Азербайджанская ССР.

Вернуться к оглавлению Азербайджан во все века.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС