Патолли и улламалистли
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Патолли и улламалистли

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Патолли и улламалистли

Игра в патолли из «Кодекса Мальябеккьяно»

Патолли

Патолли была азартной игрой [ацтеков]. В неё играли на крестообразной доске, разделённой на 52 квадрата, используя бобы с разным количеством точек и камушки. На рисунке в «Кодексе Мальябеккьяно» изображена игра в патолли. Бог Макуильшочитль, бог-покровитель азартных игр, сидит в стороне, а четыре игрока, усевшись на циновках вокруг доски, по очереди бросают бобы, как мы кости. Игрок передвигал по доске шесть небольших разноцветных камушков на столько клеток, сколько выпало очков при броске. Выигрывал тот, кто первым возвращался на клетки, с которых началась игра. Если боб вставал на бок, очень редкая удача, то игрок, бросивший его, получал весь выигрыш — какую бы позицию на доске ни занимали остальные игроки. В ацтекских городах проводили даже турниры по патолли. Заключали пари на то, кто сделает лучший бросок и какое количество очков будет выброшено. Суеверные мужчины дома переворачивали на счастье ступки и решётки и ставили пестик в угол. В патолли играли все — невзирая на пол и социальную принадлежность.

У патолли было две цели. 52 квадрата на игровой доске символизировали количество лет, через которое ритуальный и солнечный цикл совпадут. Также игровая доска, часто нарисованная на циновках латексом, являла собой образец симметричной космологии — видимый мир, отражавший невидимый.

 

 

Улламалистли

Дошедшая с древних времён улламалистли (науатльское название древней месоамериканской игры в мяч) являлась обязательным элементом в жизни кальпулли. Тлачтли, или тлачко (площадка для игры в мяч) Теночтитлана, располагалась в западной части Священного района между дворцом и храмом. Игры, проводившиеся на тлачтли, служили развлечением; сотни зрителей, приходившие посмотреть её, заключали крупные пари на перья, драгоценные камни, даже землю и дома, на доход. Игра в мяч также имела для того кальпулли, где она проводилась, религиозное значение и отражала симметричную космологию ацтекской мифологии.

Тлачтли представляла собой I-образную площадку для игры в мяч, окружённую плавными склонами и стенами высотой от 2,5 до 3, 5 метров (8—11 футов). Длина поля, поделённого по центру линией, называемой Саагуном текотль, а современными игроками аналько, равнялась примерно 30—65 метров (100—200 футов). Цель игры заключалась в том, чтобы забросить каучуковый мяч в одно из двух каменных колец, выступавших по центру площадки из боковых стен. Мяч был тяжёлым и весил около девяти фунтов (четыре килограмма). Диаметр кольца был 35см (14 дюймов), и их часто вырезали в виде животных. Специально обученные улламаниме (игроки), действуя только бёдрами и коленями, бились, стремясь забросить мяч в одно и колец и закончить игру. Для неё было создано множество сложных правил. Если игрок касался улли икрой ноги, ногой, рукой или ладонью или ему не удавалось перебросить мяч через центральную линию, его штрафовали. Если ни одна из команд не забрасывала в кольцо мяч либо площадка была без колец, очки могли начислить за игровую технику, например, за поражение одной из шести меток на наклонных стенах площадки. Однако если игроку удавалось забросить мяч в кольцо, задача трудная и поэтому редко выполнявшаяся, игра тут же прекращалась.

Цитируется по изд.: Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 466-467.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС