Дороги и водные пути
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Дороги и водные пути

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Франция: Дороги и водные пути

Перемещение людей и товаров по-прежнему остается затруднительным во всем королевстве. Отправлялись ли вы в путь в многоместном экипаже, в карете, верхом или пешком, дорога всегда была сопряжена с какими-нибудь злоключениями. К неудобству этих средств передвижения прибавлялась опасность дорог. Берегитесь разбойников и оврагов! Время в пути зависит от погоды и времени года. Проделать 13 лье (примерно 50 км) в день считалось большим достижением. Такая медлительность требует частых остановок на постоялых дворах и почтовых станциях. Почтово-пассажирские службы, реформу которых предпримет Лувуа с 1668 г., далеки от совершенства. Письмо из Марселя идет в столицу двенадцать дней, из Бреста или Рошфора — восемь. Усилия по улучшению сухопутных сообщений остаются недостаточными. Дорог мало, местные власти не следят за их состоянием, и ведут они в основном в столицу. Жалобы на дурное состояние дорог будут продолжаться до конца правления Людовика XIV. Их описание можно встретить в знаменитой басне Лафонтена «Муха и дорожные». В своем сочинении «Праздные мысли» маршал Вобан пишет: «Дороги королевства совершенно запущены, что изрядно вредит торговле». Впрочем, перевозка товаров стала дорогой из-за введения разных дорожных пошлин. Только к самому концу правления (1712—1713) появляются зачатки управления мостами и дорогами благодаря инициативе генерального контролера Демаре.

 

В средние века любая страна мира могла чего-то добиться в своём развитии только при условии, если она развивала свою транспортрую систему. В итоге на первом месте оказалась Англия, так как сделала ставку на освоение морских путей. Континентальная Франция была обременена кроме морских также и сухопытными дорогами. Обе страны стали сильными державами. Сегодня же всё изменилось. Зайдите на сайте МАУ и вы поймёте, что в наше время развитие страны обеспечивается её воздушным сообщением. Гражданская авиация теперь выполняет те функции развития, которые в средневековье лежали на флоте и сухопутном транспорте.

 

Пожалуй, самый большой прогресс наблюдается в системе водного сообщения. Первые улучшения начинаются с рытья Бриарского канала в Монтаржи, соединившего Луару и Сену (1642). Эта система дополнена связью, налаженной между Орлеаном и Монтаржи (1675—1690). Главным достижением эпохи в сфере использования водных ресурсов является открытие Лангедокского (Южного) канала, также называемого каналом Двух морей (Средиземное море — Атлантика, открыт в марте 1681 г.), между новым портом Сет и Гаронной, протяженностью 250 км (62 шлюза). Этот амбициозный план воплощен в жизнь благодаря упорству предпринимателя Пьера Поля Рике. Модернизация затрагивает также и французское побережье, поскольку предприняты значительные работы по обустройству крупных портов страны: Дюнкерка (купленного у Англии в 1662 г.), Лорьяна (резиденция Индийской компании), Марселя и др.

В течение всего периода правления Людовика XIV очень востребованы инженеры и специалисты гидравлики. Король дает согласие на рытье отводных каналов от Сены и Эры с единственной целью — обеспечить водой декоративные водоемы Версаля и Марли. Два колоссальных акведука (Лувесьен и Ментенон) иллюстрируют смелость — но также и стоимость — этих проектов. Арнольд де Билль и братья Свалем, все трое родом из Льежа, предпринимают успешное строительство знаменитой машины Марли, предназначенной для черпания воды из Сены и поднятия ее на высоту 150 м.

Во времена Людовика XIV сухопутное сообщение между Парижем и Орлеаном занимало два дня; между Парижем и Лионом — четыре дня летом и шесть зимой; грузопассажирские перевозки по Луаре между Орлеаном и Нантом занимают около недели (при благоприятных условиях!).

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 42-45.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС