Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Народные движения и сектантская форма их идеологии

Хроники — основные источники по истории Северной Индии XIII—XV вв., составлявшиеся при дворах правителей,— чрезвычайно лаконично повествуют о положении трудящихся масс. Но даже их случайные данные говорят об остроте классовых противоречий в государствах Индии. Стихийным, неосознанным социальным протестом против феодального гнета были массовые побеги крестьян. Из хроник мы узнаем о многочисленных отрядах тхагов — беглых крестьян, занимавшихся разбоем, бросавших свои селения и скрывавшихся в лесах от налоговых сборщиков.

Открытое крестьянское восстание произошло в Панджабе в 1419 г. под руководством некоего Саренга, возглавившего, как сообщает хроника, «невежественных подданных и темных людей». Против него вы-

[326]

ступили со своими отрядами феодальные владетели Панджаба. Сражение произошло недалеко от Сирхинда. Саренг, стоявший во главе «селян и деревенского ополчения», потерпел поражение и бежал в горы, но не прекратил борьбы. Для его поимки было послано войско правителя Дели Хизр-хана. В одном из боев Саренг был схвачен и умерщвлен.

С XIV в. широкое распространение получают сектантские течения, отвергавшие ортодоксальную религию и освящаемые ею феодальные порядки.

Развитие городов и укрепление в них торгово-ремесленного сословия обусловили рост антифеодальной борьбы горожан против феодальной эксплуатации.

Уже при Мухаммад-шахе Туглаке городские движения приняли, видимо, широкий размах. Жестоким карателем зарекомендовал себя помощник султанского вазира; за свою жестокость он получил в народе клички «дракон» и «собака султана»; сам же Мухаммад-шах называл его «львом рынков».

Некоторый спад городских движений во второй половине XIV в. сменился в XV в. новым подъемом. Особенно упорны были мессианцы — махдисты. В конце XV столетия центром пропаганды махдистов стал Гуджарат, где выступил известный своей ученостью Мир Сайид Мухаммад (1443—1505). Демократические принципы раннего ислама, призыв к имущественному равенству и возврату к нормам шариата, в частности к налогу ушр (десятине), составлявшие существо проповедей Сайида Мухаммада, привлекали к нему народ. В общине махдистов строго осуществлялся принцип равенства; доходы каждого ее члена поступали в общественный фонд, после чего поровну распределялись между всеми.

В первой четверти XVI в. махдистское движение усилилось и вышло, по-видимому, за пределы мирной проповеди мессианства. Начались расправы. Махдисты оказывали сопротивление феодальным правителям, но и они были разбиты и рассеяны.

[327]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС