Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Поздний бхакти. Сикхизм

Выдвигаемая в религиозно-философской и эпической литературе раннесредневековой Индии идея о возможности изменения кармы путем бхакти, т. е. преданности богу и личного служения ему без посредничества священнослужителей-брахманов, идея, отражавшая в Индии формирование антибрахманских религий и в частности раннего индуизма — в конце XIV — середине XVI в. была подхвачена многочисленными сектантскими течениями, именуемыми условно-собирательным термином «поздний бхакти». Эти течения появлялись в различных частях страны независимо Друг от друга. Но, рождаясь в аналогичных общественно-экономических условиях, они обладали рядом общих черт, позволяющих характеризовать эти течения как проявление одного и того же социального процесса — формирования антифеодальной торгово-ремесленной и отчасти крестьянской оппозиции. Религиозной нетерпимости и формализму официального индуизма и ислама проповедники бхакти противопоставляли идею единого бога, беспредельная вера в которого в равной степени доступна каждому человеку, вне зависимости от его религиозной принадлежности и кастового статуса. В провозглашенном бхактами принципе равенства людей перед богом отразился, несомненно, хотя и в отвлеченно-религиозной форме, идеал социального равенства, протест против феодальных порядков, освящаемых ортодоксальной религией, феодального гнета и кастовой неполноправности миллионов людей. Близки и понятны широким слоям населения были не только идеи

[327]

учителей-бхактов, но и живой народный язык, на котором они проповедывали свои учения, и поэтические формы и образы, которыми они пользовались, близкие поэзии народа и навеянные его жизнью. Огромную роль в формировании догматики различных течений бхакти сыграл безусловно ислам, главным образом суфизм и мусульманское сектанство, которые переплетались в учениях проповедников бхакти с чисто индуистскими верованиями и представлениями.

Видным представителем бхакти был ткач, мусульманин Кабир (1380—1418). Его творчество (гимны) оказало сильное влияние на многие другие течения бхакти. Обращенное к народу учение Кабира, являвшееся прежде всего протестом против социального неравенства, религиозной и кастовой разобщенности индийцев, излагалось им на брадже — одном из разговорных диалектов, которые легли в основу современного языка хинди. Главным в учении Кабира было утверждение идеи единого бога, вера в которого проявляется в беспредельной преданности ему. Бог Кабира вездесущ, он — во всех проявлениях природы, растворен во всех живых существах.

Идеологом учения бхакти в Махараштре XV в. был выдающийся поэт Намдев. Сын «низкородного» портного, он провозгласил равенство людей перед богом и выступил против кастового бесправия. Учение Намдева привлекло к нему симпатии обездоленных ремесленников, представителей низких каст и неприкасаемых. Центром движения последователей маратхского поэта стал г. Пандхарпур в низовьях р. Бимы.

В первой четверти XVI в. организационно оформилась секта сатпантх («правильный путь»), или имам-шахи, получившая распространение в городах Гуджарата, Панджаба и Синда. Последователем ее мог стать каждый вне зависимости от занимаемого в обществе положения. Сатпантхи выступали против богатства, проповедовали честность и трудолюбие.

В Панджабе среди ремесленников и торговцев возникла секта сикхов, основателем и первым гуру («учителем, главой») которой был торговец Нанак (1469—1539), хорошо знакомый с учениями Кабира и многих суфийских шейхов. В основанную Нанаком общину последователей — сикхов (букв, «учеников») кроме ремесленников и торговцев входили крестьяне, принадлежавшие к разным кастам, главным образом к джатам.

Нанак решительно осуждал уход от мира, призывая человека к активной деятельности на благо людей. Вера в бога сикхов не предполагала ни сложной обрядности, ни поклонения каким-либо внешним формам божества; идолопоклонство резко осуждалось идеологами секты. Являясь протестом против порядков феодального общества, ранний сикхизм сурово обличал жадность и корыстолюбие мулл и жрецов, их продажность и пристрастие к роскоши, проповедуя среди своих последователей благонравие, скромность и простоту.

[328]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС