Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Организация сектантов

Сектантство было не только формой идеологии, но иногда и своего рода формой организации. Сектанты были связаны строгой дисциплиной, обязанностью соблюдать тайну, безоговорочным повиновением воле и слову учителя — главы сектантской общины, личность которого иногда обожествлялась.

Уже в первой четверти XVI в. верхушка общины сатпантхов — гуру, или пир (старшина), и его родичи — владела значительными богатствами, основным источником которых была десятина, получаемая от членов секты. Выплата десятины рассматривалась как средство

[328]

 «самоочищения», заслуживающее вознаграждения. «Грехи и преступления ваших прежних жизней будут забыты, если вы платите предписанную десятину», — проповедовали, в частности, пиры сатпантхов.

Таким образом, секты вырождались по существу в институты, представлявшие собой традиционную феодально-теократическую монархию в миниатюре. Незрелость, узость мышления и разрозненность антифеодальных сил препятствовали превращению сектантских течений XV — первой трети XVI в. в единую мощную оппозицию феодальному обществу. Различные религиозно-реформаторские и сектантские течения, восставая против кастовости, сами со временем превращались в замкнутые касты, так как каждое из них претендовало на исключительную истинность.

Народная борьба против феодального гнета, несмотря на разобщенность и ряд других слабых сторон отдельных крестьянских и городских выступлений, все же ставила правителей перед необходимостью уступок. Еще в конце XIV в. делийский султан Фируз-шах, жестоко расправляясь с сектантами, одновременно был вынужден проводить меры, направленные к ограничению эксплуатации.

В условиях резкого обострения социальных противоречий в XV— первой трети XVI в. классовые интересы феодалов порождали стремление к созданию сильного государства путем объединения разрозненных и враждовавших между собой мелких децентрализованных государств Северной Индии. Таким образом, классовая борьба наряду с некоторыми другими важнейшими экономическими и политическими условиями определила историческую необходимость создания здесь в середине XVI в. сильного феодального государства, каковым и явилась Могольская империя.

[329]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС