Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Ислам в Индии

Связи Индии со странами Ближнего и Среднего Востока к XIII в. имели уже многовековую историю. Однако лишь после установления власти делийских султанов сказалось мощное влияние «мусульманского мира» на Индию, выразившееся прежде всего в распространении здесь ислама. Султанам и другим правителям-мусульманам Индии ислам служил знаменем завоевательной войны, орудием подчинения и подавления сопротивления народных масс и местного феодалитета. Позднее, по мере частичной ассимиляции пришельцев-мусульман (примерно с конца XIV — начала XV в.), ислам превращается в орудие господства мусульманской крупной феодальной верхушки, этнически неоднородной, включавшей как пришлые элементы, так и коренных индийцев. Выступая носителями феодальной централизации на местах и претендуя на роль создателей относительно упорядоченных феодальных монархий, государи—представители этой прослойки феодального класса — насаждали ислам (в его ортодоксальной форме суннизма в Северной Индии или шиизма главным образом в Декане), принятие которого было символом покорности султанам и падишахам мелких феодалов, в основном индусов по вероисповеданию.

Однако ислам в Индии не только насаждался сверху. Напротив, он нашел здесь своих многочисленных добровольных поборников благодаря декларации лозунга о равенстве и братстве членов мусульманской общины, с которым угнетенные массы связывали наивные мечты об избавлении от кастовости, о сословном полноправии. Но справедливо и то, что такие иллюзии очень скоро рассеялись. Ислам в Индии, испытывая огромное влияние индуизма, воспринял кастовую систему и приспособил к нормам мусульманского феодального права — шариата — существовавшие или развивавшиеся в Индии социаль-

[329]

но-экономические институты. Именно поэтому ортодоксальный ислам, ставший в Индии официальной религией и защищавший прежде всего интересы правящей верхушки, не стал религией всего или даже преобладающей части населения. Несомненно также, что распространению ислама в Индии препятствовала и большая устойчивость традиционных религиозно-философских и этических представлений индуизма, сохранявшихся даже у принявших мусульманство индусов. В то же время в широкие слои индийского населения проникали лишенные холодного формализма ортодоксальной религии мусульманский мистицизм (суфизм) и сектантство, которые, как проявление протеста, легко находили путь к сердцам миллионов и оказали, как уже отмечалось, свое воздействие на формирование многих течений бхакти.

[330]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС