Индонезия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индонезия

XI—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индонезия в XI—XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Социально-экономический строй

На рубеже I—II тысячелетия н. э. на архипелаге происходили важные социально-экономические сдвиги. Постепенно завершался переход от общества, еще носившего заметные следы связи с общинно-родовым строем, к более развитому. Для наиболее передовых в социально-экономическом отношении районов Индонезии это означало укрепление феодальных отношений в условиях расцвета деспотических государств. Во главе таких государств стоял правитель (раджа, султан), обладавший всей полнотой власти и считавшийся владыкой земель и вод. Правящий эксплуататорский класс состоял из семей раджей, их приближенных, наместников областей с их аппаратом, военачальников, многочисленных чиновников разных рангов, высшего и среднего духовенства, отчасти деревенских старейшин. Все они — исключая раджей и членов их семей, а также деревенскую верхушку — получали за свою службу временные земельные пожалования.

Крестьяне по-прежнему оставались лично свободными и были привязаны к общине как по традиции, так и из-за естественной экономической необходимости; они владели землей, которую получали от общины в силу принадлежности к ней. Налицо было индивидуальное (или большесемейное) землевладение при общинной собственности на землю. Верховным собственником земли было государство в лице правителя, а фактически ею владели общины (государственно-общинный тип собственности). Ремесло все более заметно стало отделяться от земледелия, что вело к нарушению самодовлеющего характера общин. Крестьян жестоко эксплуатировало государство; налогами и повинностями облагались не отдельные крестьяне, а вся община в целом.

К началу XI в. эта структура начала меняться.

Община постепенно подчинялась государственной власти через ее представителей — аристократию и бюрократию. Правящий класс уже не мирился с обладанием «властью по должности» и с ролью уполномоченного государства по сбору налогов. Знать и бюрократия, имевшие должностные пожалования (подобие «кормлений»), постепенно превращались в подлинных феодалов, добиваясь пожизненного пользования землей, а затем и наследственного владения ею. Земля, таким образом, становилась объектом присвоения со стороны нескольких субъектов: общины (как в лице всего крестьянского коллектива, т. е. собственно общины, так и в лице отдельных крестьян-землепользователей), феодала (в лице целой иерархии) при верховной собственности госу-

[296]

дарства (олицетворяемого государем). Иначе говоря, происходило складывание феодального типа собственности. Процесс становления феодальных отношений, который особенно интенсивно шел в наиболее развитых государствах на протяжении XIV—XV вв., нашел выражение также в укреплении феодальной иерархии, в большем закабалении крестьянства.

С начала XI в. происходят также крупные изменения политического и культурного характера. Главным из них было постепенное перемещение политического и культурного центра Индонезии с запада на восток: вместо суматранских государств гегемоном на архипелаге становятся государства Явы. На протяжении последующих столетий их ведущая роль закрепляется.

[297]

Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в XI—XV вв. .

Вернуться к меню: Индонезия.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС