Индонезия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индонезия

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индонезия в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура

В результате вторжения иностранцев и бесконечных междоусобных войн, а также вследствие борьбы между исламом и доисламскими традициями культура Индонезии переживала глубокий и затяжной кризис.

Упадок приморских городов Явы привел к тому, что они перестали быть ведущими культурными центрами. На Яве выделился основной центр: при дворе матарамского сусухунана. Это означало перемещение интенсивной культурной жизни из приморских городов в глубинные районы. В период подъема Матарама оформился современный яванский язык. Были созданы произведения литературы, повествующие о победоносных войнах Агунга, о восстаниях против Матарама. Распространился жанр бабадов — исторических хроник. Наиболее известна! составленная в этот период хроника «Книга раджей» («Параратон»), повествующая о раджах Тумапела и Маджапахита.

Со второй половины XVII в. в связи с голландским вторжением и междоусобной борьбой в самой Индонезии наметился резкий упадок литературы на Яве.

В середине XVIII в. в Суракарте сложился новый театральный жанр — ваянг оранг (или ваянг вонг), т. е. театр живого актера. Сюжеты для этого театра черпались в основном из индийско-индонезийского эпоса.

[531]

Получили широкое распространение элементы мусульманской куль туры — литература, искусство, философия. Распространяются сюжеты и герои мусульманского мира: это «Сказание об Александре Македонском» («Хикайят Искандар Зулкарнаин»), «Сказки из Калилы и Димны», персидские сказания об Амире Хамзахе и др. Центром мусульманской литературы были султанаты Суматры, в особенности Аче. Живший здесь в XVII в. поэт ар-Ранири оставил замечательное поэтическое про-изведение «Сад царей» («Бустан ас-салатин»). Ряд произведений, созданных в этот период в Малайе, благодаря общности судеб малайцев Индонезии и Малайи и распространению в Индонезии малайского языка становится общим достоянием народов обеих стран: «Малайская летопись» («Седжарах Мелайю»), «Повествование о ханге Туахе» («Хикайят ханг Туах») и др. В то же время внедрение ислама сопровождалось упадком или полным исчезновением многих традиционных искусств и обычаев. В исламизированных районах в искусстве почти совершенно исчезли изображения людей и животных.

В религии происходил синтез мусульманских и доисламских элементов. Так, в мусульманском празднике гаребег основой стал культ предков; в мечети можно было услышать звучание гамелана. При строительстве мечетей использовались приемы и формы древнеяванской храмовой архитектуры. Впрочем, население усваивало лишь внешние формы ислама.

Получило развитие мусульманское богословие, особенно в Аче — «индонезийском преддверии Мекки». Труды аческого богослова Хамзаха Пансури (первая половина XVII в.) и сейчас пользуются уважением в мусульманских кругах Индонезии.

На Бали и у тенггеров (Ява) сохранилась разновидность индуизма, у бадуев (Ява) — буддизма.

В период позднего средневековья в Индонезии завершается формирование ряда крупных этнических общностей: яванской, сундской, мадурской, малайской, балийской, минангкабауской и пр. При этом язык малайцев Восточной Суматры и Малайи благодаря их роли в торговле и широким миграциям, родственной близости самого языка с другими языками Индонезии и простоте его стал языком общения на архипелаге. В языки народов Индонезии вошло значительное количество арабской лексики.

С приходом европейцев на культурную жизнь Индонезии стало все более мощное воздействие оказывать европейское влияние — в сфере языка, материальной культуры, производственных навыков, а также религии. С середины XVI в. португальцы начали проповедь христианства (католичества) на Молукках и Тиморе; позднее проповедь христианства (протестантства) вели голландские миссионеры. Новую религию голландцы использовали для разжигания розни между народами архипелага.

В истории индонезийской культуры европейские и мусульманские элементы сыграли разную роль: если европейские, за небольшими исключениями, остались чуждыми традиционной культуре индонезийцев, то мусульманские были усвоены и переработаны индонезийским обществом и вошли в комплекс ценностей, составляющих индонезийскую культуру.

[532]

Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в XVI—XVIII вв.

Вернуться к меню: Индонезия.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС