Иран
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иран

X—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иран в X—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Иран в XIII —XV вв.

Культура Ирана в XIII – XV вв.

Монгольское завоевание тяжело отразилось на культурной жизни Ирана. Монгольские ильханы не ценили персидской поэзии, не зная ее языка. Однако они охотно брали на службу ученых: врачей; математиков, которых они использовали в финансовом ведомстве и в строительстве; астрономов, которых делали придворными астрологами; историков, которые должны были восхвалять завоевания и деяния Чингис-хана и его потомков. При Хулагу-хане крупнейший математик и астроном Насир ад-дин Туси (ум. в 1277 г.) построил большую обсерваторию в Мараге с библиотекой, насчитывавшей 20 тыс. книг; здесь работали наряду с местными индийские и китайские астрономы. Вазир Рашид ад-дин в своем «Рашидовом квартале» в Тебризе создал библиотеку с 60 тыс. книг, ряд медресе, где учились 6—7 тыс. студентов, и госпиталь, где работали 50 хирургов, окулистов и врачей других специальностей из Индии, Китая, Сирии и Египта.

- Около 1260 г. Ата Малик Джувейни, брат вазира Шамс ад-дина Джувейни, создал большой исторический труд «История миропокорите- ля» (т. е. Чингис-хана, «Тарих-и джахангушай»). Упомянутый уже вазир Рашид ад-дин ок. 1310 г. составил в сотрудничестве со знатоками языков и истории разных народов грандиозный труд «Сборник летописей» («Джами ат-таварих»). Первая его часть, в трех томах, содержит историю монголов и созданных ими государств, в частности и Хулагуидского, до смерти Газан-хана, вторая часть — историю всех известных тогда народов: от «франков» (западноевропейцев) на Западе до китайцев на Востоке. Для составления этого труда Рашид ад-дин приобрел (при посредстве купцов из Венеции) латинские исторические хроники. Ценны также исторический труд Вассафа (ок. 1328) и труды Хамдаллаха Казвини — исторический (1330) и географический (1340), содержащий подробное описание государства Хулагуидов. Все они написаны по-персидски.

В Ширазе родился и провел молодые годы и конец жизни гениальный персидский поэт Муслих ад-дин Саади (1184—1291). Он прожил бурную жизнь, много странствовал, побывал в плену у индусов в Гуд-жарате и у крестоносцев в Сирии. Саади — тончайший мастер стиха, автор всемирно известных сборников дидактических рассказов «Цветник» («Гулистан») и «Плодовый сад» («Бустан»), сборников газелей (лирических стихотворений), элегии на взятие Багдада Хулагу-ханом и др.

Одним из величайших персидских поэтов был Хафиз (Шамс ад-дин Мухаммед, ок. 1300—1389), также живший в Ширазе. Диван (собрание

[361]

стихов) Хафиза отличается несравненным мастерством формы. Тематика его стихов: красота и любовь, свобода чувства, цветы, вино, радости жизни, страдание неразделенной любви, обличение ханжества и лицемерия официальной морали.

Ужасы монгольского нашествия и беспросветный гнет завоевателей способствовали росту влияния суфизма с его проповедью «бегства от мира», ухода к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Известное влияние суфизма ощущается в поэзии Саади и Хафиза. Значительнейшим из суфийских поэтов был Джалаль ад-дин Руми (1207— 1273), большую часть жизни проживший в Конье, в Малой Азии, но писавший по-персидски. В стихах Руми, блестящих по форме, красоте образов и силе лиризма, крайний мистицизм и пантеизм переплетаются с гуманистической проповедью свободы мысли, с широкой веротерпимостью и с протестом против угнетения человека человеком. Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты; из них наиболее крупные: Ираки (XIII в.), Шабистари и Аухади (XIV в.), Магриби (ум. в 1406 г.). Суфием был и великий персидско-таджикский поэт — Абд ар-Рахман Джами (XV в.).

Нередко бывало, однако, что суфийская форма служила прикрытием для эротических стихов, иногда даже для религиозного и философского вольномыслия (поскольку пантеизм мог служить маской и для скрытого атеизма); это была маскировка, дававшая возможность избежать преследований со стороны духовного сословия. Низари (ум. в 1320 г.), примыкавший к исмаилитам, выступал в то же время как вольнодумец, певец вина, опьянения и радостей жизни. В XIV в. Сальман Саведжи, развивавший в стихах темы романтического эпоса, и лирик Хваджуйи Кирмани продолжали традиции Низами.

Народная поэзия с антифеодальными тенденциями в XIV—XV вв. представлена крупными поэтами: Ибн-и Йамином, участником сарбадарского движения (ум. в 1368 г.), и Убейд-и Закани (ум. в 1370 г.), последний в своих сатирах — «Этика аристократии» («Ахлак ал-аш- раф») и др.— гневно обличал растленные нравы, паразитизм и лицемерие феодальной знати. В поэме «Мышь и кот» («Муш у гурбэ») Убейд-и Закани изобразил восстание мышей против угнетавших и пожиравших их длинношерстных котов — аллегорию народного восстания против военно-феодальной знати. В XV в. жил поэт-крестьянин Ибн-и Хусам Кухистани, во время полевых работ писавший стихи на рукоятке лопаты.

При дворе султана Шахруха в Герате по инициативе его сына, талантливого Байсункура, знатоки поэмы Фирдоуси «Ша-х-наме» подготовили «канонический» текст ее на основе сверки ряда рукописей (1425 г.). При том же дворе работали поэты и историки, была создана академия книжного искусства, содействовавшая развитию книжного дела, каллиграфии и миниатюры. Культурная деятельность продолжалась в Герате и при дворе тимуридского султана Хусейна Байкары (1469—1506), под покровительством его вазира — великого староузбекского поэта Алишера Навои. Кроме Джами и других поэтов здесь творил величайший мастер персидской миниатюры Бехзад. Он был первым пейзажистом в Иране, художником мирной жизни, весны и мягких спокойных ландшафтов, а также портретистом. В Герате сложилась и тимуридская школа персидской историографии. Хафиз-и Абру, Абд ар-Раззак Самарканди, Мирхонд и др. создали ценные исторические труды.

Иранская архитектура XIV—XV вв. представлена образцами высокого искусства. Отметим мавзолей «Купол Алидов» («Гунбад-и Алавий-

[362]

ан») (по-видимому, XIII в.) с великолепной резьбой по кирпичу и штуку, восьмигранную купольную мечеть ильхана Ульджайту-хана в Султанийэ (XIV в.), мечеть в Верамине (XIV в.). К XV в. относятся: мечеть Гаухар Шад в Герате, построенная знаменитым архитектором Кавамом ад-дином Ширази, мечеть Намазгах там же, Синяя мечеть в Тебризе и др. При декоровке мечетей, мавзолеев, дворцов наряду со старинными резными орнаментами по алебастру широко распространилась облицовка порталов, куполов, и стен цветными глазурованными фаянсовыми и люстровыми изразцами (майоликами), рельефными изразцами, мозаиками из разноцветных изразцов.

Произведения художественного ремесла— фаянсовые изделия (в Кашане и др.), бронзовые изделия с инкрустациями из золота и серебра, расписные шелковые ткани с серебряными и золотыми нитями (Исфахан, Иезд, Кашан и др.), парча, шелковые и шерстяные ковры разных типов отличались высокими качествами.

[363]

Вернуться к оглавлению главы Иран в X—XV веках

Вернуться на страницу Все об Иране и персах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС