Китай
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Китай

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Китай в XVI—XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Антифеодальные народные выступления в XVI —начале XVII в. Политическая борьба в среде господствующего класса

С середины периода правления династии Мин резко обострились классовые противоречия, пришли в движение и заволновались самые различные слои и социальные группы феодального Китая. Нарастание классовой борьбы проявилось прежде всего в серии крупных крестьянских восстаний, вызванных    массовым разорением деревни.

Волна антифеодальных выступлений крестьян поднялась в различных районах страны уже в начале XVI в. Одним из крупнейших было восстание, вспыхнувшее в 1509 г. в столичной области под руководством братьев Лю (Лю Шестого и Лю Седьмого), Ян Ху и других вожаков. Крестьяне взялись за оружие, протестуя против насильственного превращения их земель в императорские поместья. К восставшим примкнул мелкий феодал Чжао Суй, который сыграл важную роль, внеся в движение некоторые элементы организованности. Повстанцы совершили несколько крупных походов, пройдя по территории Шаньси, Шаньдуна, Хэнани, Хубэя, Аньхуэя и Цзянсу. В их руки перешло много городов; на юге они угрожали Наньцзину, на севере трижды подступали к Пекину, вызывая панику среди правящих феодальных кругов. Однако з 1512 г. минскому двору с помощью больших воинских сил, в том числе императорской гвардии и пограничных отрядов, удалось подавить это мощное крестьянское выступление.

Весной 1511 г. большие народные волнения возникли в Цзянси. Отряды крестьян-повстанцев, опираясь на созданные в горах тайные станы, установили контроль над южной частью провинции. Используя войска, укомплектованные из некитайских народностей, минские власти через два года нанесли поражение восставшим. Но жестокая расправа, грабежи и насилия феодальных карателей привели к возобновлению повстанческих действий, которые продолжались в Цзянси и соседних районах Фуцзяни и Чжэцзяна вплоть до 1517 г.

Массовые крестьянские выступления происходили также в пров. Сычуань. В 1509—1514 гг. здесь действовали две крупные повстанческие группы: Лань Тин-жуя на севере и Фан Сы на юге. Они овладели многими уездами и областями, где пытались создавать свои органы управления, ходили походами в соседние провинции. В этом восстании вместе с китайскими крестьянами участвовали представители мяо и других малых народностей. В ряде случаев повстанцы пользовались поддержкой горожан. 

[464]

Пламя крестьянских восстаний продолжало полыхать по стране и в 20—30-е годы XVI в. Постоянными очагами массового возмущения оставались районы Шаньдуна, Цзянси и Сычуани. В своей антифеодальной борьбе крестьяне не были совершенно одиноки. К их движению примыкали выступления солдат, недовольных постоянными задержками жалованья и бесчеловечным обращением начальства. Взбунтовавшиеся и дезертировавшие солдаты нередко присоединялись к повстанческим отрядам крестьян, принося в их ряды некоторое знание военного дела, умение обращаться с оружием.

В стенах китайских городов также развертывалась антифеодальная борьба, происходили стихийные выступления против налогового гнета и притеснений властей. В этих волнениях участвовали разные слои городского населения — купцы, владельцы ремесленных мастерских и мануфактур, часть городской интеллигенции, мелких служащих и т. д. Однако основным «горючим материалом» являлись городские низы: подмастерья и наемные работники, мелкие ремесленники и торговцы-лоточники, слуги, многочисленные деклассированные элементы.

Активный характер приобретала борьба работников казенных рудников. Крайне тяжелые условия труда и жизни, безмерное угнетение и издевательства надсмотрщиков вынуждали барщинных рабочих и наемных горняков не только бежать с рудников, но и браться за оружие. Крупные восстания рудничных вспыхнули в 1522—1523 гг. в Хэбэе, Шаньдуне и Хэнани. В 1566 г. поднялись горнорабочие в провинциях Цзянси и Чжэцзян.

В конце XVI в. минское правительство ввело систему специальных горных и налоговых инспекторов с целью усиления контроля за обложением добывающих промыслов, городского производства и торговли. Произвол и злоупотребления этих чиновников вызвали массовое недовольство в городах и на рудниках. Городские волнения стали особенно частыми: с 1596 по 1626 г. их было зарегистрировано более двух десятков.

В 1601 г. восстали ткачи Сучжоу, крупнейшего ремесленного центра Цзяннани. Поводом к выступлению послужило введение властями дополнительных налогов на частные ткацкие и красильные предприятия города. Многие владельцы закрыли свои мастерские, и тысячи наемных работников лишились средств к жизни. Под руководством ткача Гэ Ся-ия они осадили резиденцию правительственного инспектора и потребовали отмены налогов. Несколько наиболее ненавистных чиновников было убито. Расправляясь со злостными угнетателями, восставшие в то же время не допускали насилия в отношении населения. Восстание сучжоуских ткачей, являвшееся первым крупным выступлением наемных работников китайских мануфактур, заставило феодальные власти пойти на уступки: дополнительные налоги на частные мастерские г. Сучжоу были отменены.

В тесной связи с борьбой городских низов находилось движение купечества и ремесленной верхушки за отмену обременительных налогов и таможенных сборов, правительственных ограничений частной торговли и предпринимательства. Пример такого рода движения — продолжавшаяся свыше двух лет (1599—1601) борьба купцов и ремесленников городов Хугуана (ныне Хубэй и Хунань) против произвола провинциального налогового инспектора.

Наряду с крестьянскими восстаниями, волна которых стала вновь нарастать в последние годы XVI в., массовые выступления городского населения подтачивали устои господствующего в стране феодального режима.

[465]

На фоне широкой по масштабам, острой классовой борьбы резко обозначались признаки политического разложения Минской империи. Правительство, представлявшее интересы кучки крупнейших феодалов, верхов сановной бюрократии, все более устранялось от решения важных общегосударственных вопросов. В чиновничьем аппарате царили произвол, коррупция и подхалимство, практиковалась торговля должностями.

Императорский двор тратил колоссальные средства на всевозможные развлечения и приобретение предметов роскоши, безудержно истощая ресурсы казны. Придворная знать, безразличная к интересам страны, плела интриги, боролась за власть и наживу. Императоры передоверяли государственные дела фаворитам, которых часто выдвигали из невежественных гаремных слуг. С конца XV в. влиятельные евнухи вместе с их приспешниками неоднократно выступали фактическими руководителями политики двора, оттесняя образованных чиновников. Засилье временщиков несло с собой безудержный грабеж, террор в отношении их соперников, политику крайней феодальной реакции. В такой обстановке на рубеже XV—XVI вв. усилились политические столкновения различных групп господствующего класса Китая.

Недовольство средних и мелких феодалов политикой придворной камарильи получило распространение в среде ученого сословия (шэныпи), ряды которого к XVI в. заметно расширились. Оппозиционные настроения передовых шэныни питались их связями с частью образованных помещиков экономически развитых районов страны, а также с городскими торгово-предпринимательскими слоями. В условиях феодального Китая, где господствовал безраздельный деспотизм, политические взгляды прогрессивной группы ученых и чиновников нашли выход в специфической форме обращения к трону.

Выразителями идей оппозиции выступили члены императорской палаты инспекторов (цензората), которым предоставлялось право при обследовании деятельности государственного аппарата вручать свои доклады непосредственно «сыну неба». Используя эту привилегию, некоторые инспектора стали подвергать критике систему управления страной и выдвигать проекты реформ. Они требовали от императора восстановления принципов «добродетельного» правления (устранения временщиков и бесчестных сановников, привлечения талантливых людей, внимания к государственным делам, экономии в расходах двора), пересмотра устаревших законов, ликвидации казенных предприятий и монополий, реорганизации войска и активности во внешней политике.

Дворцовая клика отвечала на эти послания суровыми репрессиями против вольнодумцев-инспекторов и их единомышленников из ученых столичной императорской академии, чиновничьих кругов и горожан. Однако сторонники оппозиции не прекращали своих выступлений. Чуть заканчивалась очередная кампания расправ, как императору направляли новые и новые разоблачительные доклады. Борьба приняла затяжной характер, продолжаясь десятки лет.

Во второй половине XVI в. ухудшение экономического и политического положения страны и неуклонный рост недовольства заставили минскую верхушку пойти на временные уступки прогрессивным элементам. В 1567 г. несколько сторонников реформ получили назначения на высокие государственные должности. Наиболее влиятельный из них, ученый Чжан Цзюй-чжэн, попытался осуществить ряд преобразований. По его инициативе правительство приступило к решению неотложных хозяйственных вопросов, развернулись крупные работы по восстановлению земледелия в районах, ранее затопленных Хуанхэ. С деятельностью Чжан Цзюй-чжэна связано проведение в 1581 г. налоговой реформы,

[466]

которая предусматривала замену разнообразных натуральных поборов и отработок единым денежным налогом. Занимая пост главы ведомства чинов, он выступал за усиление контроля над государственным аппаратом, добивался пересмотра состава чиновников, налаживания учета и обсуждения предложений, поступавших с мест. Все эти мероприятия могли сыграть положительную роль в политической и экономической жизни феодального Китая. Однако позиции реформаторов при дворе были непрочными. После смерти Чжан Цзюй-чжэна в 1582 г. реакционная знать добилась постепенной отмены большинства его мероприятий. Политическая обстановка в стране стала еще более напряженной.

С 90-х годов XVI в. в условиях дальнейшего нарастания классовой борьбы оппозиционное движение в среде феодального класса и городских верхов приобрело новые формы. Сторонники реформ из интеллигенции и зажиточных горожан объединились в своеобразную политическую организацию прогрессивного направления. Она сложилась в г. Уси, одном из важных торгово-ремесленных и культурных центров Цзяннани, на базе местного конфуцианского училища — академии Дун- линь. Название этой академии стало наименованием возникшей в ее стенах в 1595 г. политической группировки. Инициатором и вдохновителем этой группировки являлся приверженец Чжан Цзюй-чжэна, опальный чиновник Гу Сянь-чэн, высланный из столицы в г. Уси. Подъему авторитета Дунлинь активно способствовал видный сановник Ли Сань-цай, который поддерживал оппозицию.

Хотя среди участников движения не было полного единства, многие из них выходили за рамки требований, выдвигавшихся ранее в докладах инспекторов. Идеи минских реформаторов получили дальнейшее развитие во взглядах и деятельности дунлиньцев. Они предлагали ограничить землевладение крупных феодалов и снизить налоги, ликвидировать государственный контроль над ремеслом и торговлей и облегчить их обложение, поощрять частное предпринимательство, основанное на наемном труде мануфактурное производство. В выступлениях деятелей оппозиционной группировки осуждалось своеволие императорских родственников и аристократии, выдвигались требования полностью отстранить евнухов от государственных должностей, реформировать систему управления.

Все надежды приверженцы Дунлинь, как и большинство реформаторов феодального Китая, возлагали на персону императора, стремясь привлечь его на свою сторону. Используя распри дворцовых клик, они активно участвовали в борьбе по вопросу о престолонаследии и в 1601 г. добились утверждения наследником сочувствовавшего им принца. В 1620 г. он занял престол. Дунлиньцы приступили к реформам.

Однако возвышение сторонников Дунлинь вызвало серьезное беспокойство в лагере их противников, могущественных феодалов. Объединившись, они перешли к решительным действиям. Через несколько месяцев поддерживавший реформаторов «сын неба» был отравлен. Но-вый император стал послушным орудием в руках реакционеров. Захватившая власть при дворе клика евнухов начала безжалостную расправу над прогрессивными деятелями. К 1624 г. организация Дуньлинь подверглась разгрому. Но даже в условиях жесточайшего террора ее сторонники, будучи правоверными конфуцианцами-монархистами, не рискнули обратиться за помощью к массам. Верноподданничество, оторванность от народа предопределили их поражение. Вместе с тем крах попыток реформ отражал слабость зарождавшихся в стране капиталистических элементов, рупором которых являлись многие передо-вые деятели того времени.

[467]

Вернуться к оглавлению главы Китай в XVI—XVIII веках

Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.

Карты:

Китай в 1368 - 1644 гг.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС