Корея
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Корея

Х-ХVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Корея в Х-ХVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Реформы в области экономики в XV в.

Правители новой династии приняли меры к упорядочению хозяйственной жизни страны. Крестьяне получили возможность увеличивать посевные площади за счет освоения новых земель, занятых ранее племенами киданей и чжурчжэней и много раз подвергавшихся набегам японских пиратов. Принимались меры против укрепления могущества буддийских монастырей. Был восстановлен закон об уничтожении наследственного рабства и об освобождении рабов в третьем поколении, что сократило число эксплуатируемых монастырями приписанных к ним многочисленных рабов.

В 1400 г. престол перешел к сыну Ли Сон Гё — Тхэчжону (1400— 1418). Он провел ряд новых реформ: отобрал у монастырей многие земли для передачи населению, которому раздавались для обработки и обширные земельные участки, служившие королям прежней династии для охоты.

Заметные сдвиги в области внутренней политики произошли в годы правления короля Сечжона (1419—1450). Особое значение придавалось развитию земледелия, улучшению агротехники, введению зерновых культур, улучшению ирригационной системы. Сразу же после свержения династии Корё был выработан новый земельный закон, по которому все частные земли передавались в собственность государства. Служебные наделы были сохранены в пров. Кёнги и поставлены под контроль центрального правительства. Подтверждалось право государства на владение землей, подразделявшейся на три категории: земля, пожалованная королем янбаням за заслуги, могла передаваться по наследству; земля, пожалованная королем всем должностным лицам, после смерти последних возвращалась государству; подушные земельные наделы выдавались семьям солдат и лицам из недворянского сословия, состоящим на государственной службе.

По королевским указам 1401 и 1420 гг. значительная часть наследственных земель крупных феодалов и буддийских монастырей конфисковалась. Изъятые земли были распределены между служилыми дворянами в соответствии с их рангами. Хотя в этих указах и оговаривалось, что земля может быть пожалована только во временное пользование лицам, находящимся на государственной службе, но фактически

[195]

она часто оставалась в их руках и после окончания срока службы. Такая система распределения земельной собственности просуществовала до середины XV в.

В 1466 г. прежнюю систему раздачи государственных земель по рангам заменили новой: земля давалась лишь за службу и на время службы. Тем не менее число частнособственнических наделов росло за счет незаконного присвоения государственных земель.

Закон 1470 г. зафиксировал и подтвердил наличие уже существовавших частных владений, хотя земля по-прежнему признавалась собственностью государства. По новому закону все земли подразделялись на государственные и народные (или крестьянские). Государственные угодья делились на 13 групп: участки правительственных учреждений, провинциальных учреждений, буддийских храмов и монастырей, раз-даваемые в счет жалованья чиновникам, предназначенные на содержание почтовых станций, военных поселений (рекрутский набор был введен в 1398 г., и крестьяне, взятые на военную службу, в мирное время занимались сельским хозяйством), принадлежащие королевской семье и родственникам короля, отведенные для содержания королевских гробниц, колодцев, парков и т. д., предназначенные на обеспечение религиозных празднеств, на содержание конфуцианских учебных заведений и т. д.

Мероприятия правящей династии объективно вели к некоторому подъему производительных сил, о чем свидетельствует рост посевных площадей. Во время правления Сечжона посевные площади выросли до 1630 тыс. кёлей против 630 тыс. кёлей в 1391 г. Опустошенные во время войн XIII—XIV вв. северо-восточные районы страны вновь заселялись, в них стало интенсивно развиваться сельское хозяйство.

Правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству ирригационной системы, поощряло развитие шелководства и садоводства. После освоения пахотных земель увеличивалось количество продовольственного зерна в государственных складах. В 1410—1411 гг. в каждом уезде провинций Кёнги, Чхунчхон, Хванхэ, Канвон, Чолла и Кёнсан были отстроены новые склады. Общие запасы зерна составили в 1413 г. свыше 3,5 млн. сок, а в 1417 г. только по пяти южным провинциям свыше 4 млн. сок. Освоение новых сельскохозяйственных культур, таких, как хлопок, новые сорта проса, применение нового способа высадки риса (высаживанием рисовой рассады), выращивание зеленых удобрений, крупносортной озимой пшеницы, раз-личных сортов бобовых, распространение технических культур (конопля, бумажное дерево, рами, тутовое дерево) способствовали общему подъему сельскохозяйственного производства. Для поощрения скотоводства на некоторых островах западного и южного побережья и в степных районах страны были созданы государственные и частные пастбища для быков и лошадей. В сельском хозяйстве широко применялись новые агрономические методы.

Налоговая система, введенная в начальный период правления династии Ли, предусматривала взимание поземельного налога в размере 1/10 части урожая с каждого кёля обрабатываемой земли. К 1404 г. доход от поземельного налога достигал почти 2 млн. сок. Кроме этого основного налога крестьяне выплачивали натуральный или подворный налог с каждого крестьянского хозяйства и выполняли различные отработки. Под давлением крестьянства при короле Сечжоне была несколько смягчена налоговая политика. Крестьяне были избавлены от поборов чиновников средних инстанций, освобождались от уплаты налогов в годы стихийных бедствий. Вместе с тем податная система

[196]

определялась не на основе установленного законом бюджета, а зависела от произвола властей; финансы государства не разграничивались законом с финансами двора.

[197]

Вернуться к оглавлению главы Корея в Х-ХVI века

Вернуться к меню: Всё о Корее и корейцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС