Сирия и Египет
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Сирия и Египет

XI—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сирия и Египет в XI—XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Сирия и Египет

Экономика Сирии в XI в.

После распада Аббасидского халифата северная часть Сирии с г. Антиохией, оставшимся одним из крупнейших городов Восточного Средиземноморья, была завоевана Византией (969 г.). Всю остальную Сирию, Ливан и Палестину в это же время захватили войска Фатимидского халифата, под властью которого Сирия и Палестина оставались до 70-х годов XI в., когда их завоевали сельджуки.

В X—XI вв. Сирия и Палестина переживали экономический подъем. Там возделывались пшеница, хлопок, виноград, оливы (маслины), фиги (винные ягоды, инжир), каруба (рожковое дерево), яблони, айва, пер-

[367]

сики и другие плодовые деревья, бобовые и овощные растения, артишоки, спаржа, трюфели. В Палестине и в приморской полосе Сирии кроме перечисленных культурных растений разводились финиковые пальмы, цитрусовые деревья, бананы, сахарный тростник и индиго. Повсюду было распространено шелководство. Сирия и Палестина занимали первое место среди стран Передней Азии по производству оливкового масла, которое вывозилось в другие страны.

Города Сирии и Палестины были центрами ремесленного производства и торговли как местной, так и транзитной. Первое место среди этих городов занимал Дамаск, стоявший в долине Гута, засаженной сплошными садами. Арабские географы называли долину Гута одним из четырех чудес света. Предметами вывоза из Дамаска являлись оливковое масло, шелковые и хлопчатобумажные ткани, парча, медная посуда, бумага, фиалковое масло и сухие фрукты. Из Халеба (Алеппо) вывозили ткани, хлопок, поташ и охру. Из Иерусалима, насчитывавшего в середине XI в. 40 тыс. жителей, вывозили сыр, хлопок, лучшие сорта изюма, яблоки, зеркала, лампы и иголки. В приморском городе Триполи, окруженном обширными насаждениями сахарного тростника, апельсинных и лимонных деревьев и финиковых пальм, производилась также бумага.

В XI в. сирийские порты Триполи, Бейрут, Сидон (Сайда), Тир (Сур), Акра (Акка), Кесария, Аскалон и Газа вели оживленную морскую торговлю с Египтом и портами Северной Африки, Византии, Сицилии и Италии. Кроме перечисленных выше товаров из этих портов вывозили зерно, скот, полушелковые ткани, стеклянные изделия и мыло. В портовых городах строились суда, происходила работорговля. Близ Бейрута были железные рудники. Около Халеба вырабатывали лучшую охру. В Сирии находились каменоломни, где добывался красный песчаник, а в Палестине —белый камень и мрамор: зеленый, красный, черный, белый и пятнистый.

Формы феодальной земельной собственности и феодальной зависимости в Сирии и Палестине были такими же, как и в других странах Передней и Средней Азии. Феодальная рента взималась с крестьян в смешанной форме — продуктами и отчасти деньгами

Этнически население Сирии и Палестины в XI в. было довольно однородным: оно состояло из арабов и сирийцев, не считая небольшого числа евреев и самаритян, разговорными языками которых были сирийский и арабский. Преобладал арабский язык. По вероисповеданию состав населения был очень пестрым: кроме «правоверных» мусульман (суннитов) имелось много мусульманских сектантов, а также христиан разных толков — православных, монофизитов и др., а также иудеев.

До конца IX в. мусульманские власти в Сирии и Палестине были вполне веротерпимы. Но по мере того как «правоверный» ислам развивался как религия феодального общества, он становился все более фанатичным и нетерпимым, как все религии феодального общества. Отношения между мусульманами и христианами в Сирии и Палестине сильно обострились особенно после сельджукского завоевания (70-е годы XI в.). В XI в. в Сирии и Палестине происходили частые мятежи и междоусобицы военно-феодальной знати.

В 90-х годах XI в. египетские (фатимидские) войска, воспользовавшись ослаблением Сельджукской империи, вновь захватили прибрежную полосу Сирии, а также Иерусалим. Распад Сельджукской империи на уделы, война между сирийскими Сельджуками и фатимидским Египтом, феодальные междоусобицы в Сирии и Палестине значительно облегчили крестоносцам их завоевания. 

[368]

Вернуться к меню: Сирия с древности до конца XX века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС