Сирия и Египет
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Сирия и Египет

XI—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сирия и Египет в XI—XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Сирия и Египет

Салах-ад-Дин. Сирия и крестоносцы

 

Первый крестовый поход и основание государств крестоносцев в Сирии и Палестине не всколыхнули мусульманские государства Передней Азии. О вооруженной борьбе с крестоносцами после первого крестового похода думали лишь те мусульманские владетели, земли которых находились под непосредственной угрозой со стороны крестоносцев. Остальные эмиры и атабеки были заняты собственными делами и распрями, а владения Сельджуков были глубоко потрясены междоусобицами. Случалось, некоторые мусульманские владетели в борьбе друг против друга заключали союзы с крестоносцами, а крестоносные феодалы временами не стеснялись искать поддержки у мусульман. Об интересах религии — мусульманской ли, христианской ли — обе стороны думали меньше всего.

После первого крестового похода мусульманский мир оставался расколотым. И именно это обстоятельство помогло Иерусалимскому королевству почти на столетие сохранить свои владения. Сами государства крестоносцев, феодально раздробленные и располагавшие лишь небольшими военными силами (большинство участников крестовых походов после завершения каждого похода спешило вернуться в Европу), были слабы.

Успешно боролся с крестоносцами Северной Сирии мосульский атабек Имад ад-дин Зенги (1127—1146); он руководствовался не религиозными, а чисто политическими целями. В результате графство Эдесское было разгромлено, а Эдесса взята (в 1144 и 1146 гг.) и разорена. Сын и преемник Зенги, энергичный Hyp ад-дин (1146—1174), владевший уже

[372]

большей частью Сирии (с Халебом, а затем и с Дамаском), объявил «священную войну за веру» и успешно воевал с крестоносцами. Благодаря его усилиям против крестоносцев готовилось объединение ряда мусульманских владетелей. У Hyp ад-дина были способные полководцы — курды Ширкух и его племянник Салах ад-дин ибн Айуб. Hyp ад-дин послал их в Египет — помочь фатимидскому халифу справиться с меж-доусобицами и отразить натиск иерусалимского короля Амальриха. Выполнив эту задачу, «помощники» стали хозяевами положения

После смерти Ширкуха (1169 г.) Салах ад-дин, как уже говорилось, захватил власть в Египте и, не встретив никакого сопротивления, упразднил Фатимидский халифат (1171 г.). Когда умер и Hyp ад-дин, Салах ад-дин овладел Дамаском, а затем присоединил или подчинил остальные владения Зенгидов (Халеб, Мосул и др.)

Объединив таким образом Египет и Сирию, султан Салах ад-дин (1171 —1193) весьма успешно продолжил «священную войну» с крестоносцами. Разбив крестоносное войско при Хиттине (летом 1187 г.) и взяв в плен вождей крестоносцев во главе с иерусалимским королем Гвидо (Гюи) Лузиньяном (которого вскоре отпустил за выкуп), Салах ад-дин овладел Аскалоном, Аккой, Сидоном и после месячной осады Иерусалимом (2 октября 1187 г.). Не в пример крестоносцам в 1099 г., Салах ад-дин обошелся с жителями Иерусалима, по понятиям того времени, довольно снисходительно. Горожанам (христианам и иудеям) было предложено в течение 40 дней выкупить свою свободу, внеся по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 за женщину и по 1 динару за ребенка, а те, которые не могли этого сделать, подлежали обращению в рабство. Из 50 тыс. горожан 20 тыс. выкупиться не смогли (из них 4 тыс. престарелых обоего пола султан освободил без выкупа, 6 тыс. раздарил своим эмирам, 5 тыс. оставил в Иерусалиме на строительных работах и 5 тыс. отослал в Египет работать в кирпичных мастерских) .

К концу 1187 г. в руках Салах ад-дина оказалась вся территория Иерусалимского королевства, кроме сильно укрепленного Тира. Сохранились также графство Триполийское и княжество Антиохийское. Но падение Иерусалима произвело большое впечатление на Европу и послу жило поводом к третьему крестовому походу (1189—1192 гг.). Несмотря на то что его возглавили король Англии Ричард I Львиное Сердце, священно-римский император Фридрих I Барбаросса (он утонул в пути) и король Франции Филипп II Август, этот поход не привел к цели: крестоносцам удалось отвоевать только приморскую полосу Палестины с городами Аккой, Сидоном и Бейрутом, остальная же часть Палестины с Иерусалимом осталась в руках мусульман. На основе такого разделения территории Ричард I Львиное Сердце заключил перемирие с Салах ад-дином, выговорив у последнего также право для западноевропейских паломников приходить в Иерусалим и Вифлеем на поклонение христианским святыням.

Салах ад-дин был одним из самых выдающихся деятелей в истории средневекового мусульманского Востока. Талантливый полководец, храбрый боец, он был ревностным мусульманином-суннитом, строителем мечетей и медресе. Вместе с тем его нельзя назвать фанатиком: будучи врагом крестоносцев, т. е. франков-католиков, он относился к восточным христианам (сирийцам, армянам и др.) и к иудеям вполне веротерпимо. Салах ад-дин отличался личной скромностью, не стремился к обогащению: завладев сокровищами Фатимидов, он раздал все своим воинам, не взяв себе ничего; после его смерти в его личной казне нашли только 47 дирхемов серебром и одну золотую монету. Не будучи

[373]

человеком сентиментальным, он, однако, никогда не совершал бесполезных жестокостей и нередко проявлял великодушие к побежденным врагам. Он считался очень справедливым правителем (конечно, в понимании феодальной эпохи). Эти качества создали ему огромную популярность в мусульманских странах. Даже у крестоносцев Салах ад-дин заслужил уважение, почти восхищение: долго потом западноевропейские менестрели воспевали Саладина как идеального рыцаря, столь же храброго, как и благородного.

[374]

Вернуться к меню: Сирия с древности до конца XX века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС