Таиланд, Сиам
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Таиланд, Сиам

XVI- XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Борьба за создание сильной королевской власти.

Экспансия колониальных держав и освободительное движение в Сиаме

(1629—1688 гг.)

Уже в ходе феодальных усобиц, предшествовавших захвату власти Прасат Тонгом, были уничтожены многие влиятельные феодалы. Заняв трон, Прасат Тонг, а затем его сын Нарай (1657—1688) продолжали беспощадную борьбу против крупных феодалов, опираясь на поддержку мелких чиновников-феодалов, купечества, а также (первое время) буддийской церкви. Были подчинены малайские султанаты, разгромлен мятеж японских наемников — опоры крупных феодалов; наместники в провинциях лишены реальной власти, собраны в Аютии и фактически превращены в заложников. В провинции стали назначать «временных губернаторов», которых регулярно переводили из одного места в другое. Военные силы были разбиты на три части (ополчение, гвардия и корпус боевых слонов) под командованием трех начальников. В результате было подорвано могущество крупных светских феодалов и создана централизованная феодальная монархия.

В новых условиях единственной организованной и могущественной феодальной силой, противостоявшей королевской власти, была буддийская церковь. Стремление буддийского духовенства контролировать политическую деятельность короля, желание короля ослабить экономическое и политическое могущество церкви вызвали в правление Нарая конфликт между центральным правительством и буддийским духовенством. Короли Сиама старались укрепить экономическую базу королевской власти и противодействовать торговой экспансии европейских купцов. В середине XVII в. они установили государственную монополию на важнейшие статьи экспорта (олово, тик и другие ценные сорта дерева, рис, кожа и т. д.). Пытаясь сохранить в своих руках внешнюю морскую торговлю, правящие круги Сиама столкнулись с голландскими колонизаторами, которые со своей стороны стремились монополизировать торговлю Сиама с Японией, Индией и другими странами. Вспыхнувшая в 1663—1664 гг. сиамо-голландская война закончилась победой голландцев, заставивших сиамское правительство подписать неравноправный договор (1664 г.). Голландцы добились права беспошлинной торговли в Сиаме, минуя государственные монополии. Подданные Голландии получили право экстерриториальности (неподсудности сиамским судам).

Стремясь найти опору в борьбе против голландской экспансии, король Нарай стал покровительствовать купцам и миссионерам других европейских стран. На сиамской государственной службе появились различные авантюристы — европейцы. В 70—80-х годах в Сиаме особенно усилилось французское влияние. Франция неоднократно направляла посольства в Аютию и навязала Сиаму неравноправный договор (1685 г.). Французской Ост-Индской компании было предоставлено право основывать фактории и беспошлинно торговать в Сиаме, а также монопольно торговать в центре оловодобычи — на о-ве Пукет. Французские подданные также получили право экстерриториальности. Одновременно с официальным предоставлением христианским миссионерам полной свободы пропаганды сиамские власти (от лица которых договор подписал европейский авантюрист Фалькон) согласились на неподсудность всех христиан в Сиаме местным судам. Сиамцев-католиков дол-

[513]

жен был судить только представитель французского епископа. Опираясь на уже захваченные позиции, французские колонизаторы усилили свою экспансию против Сиама. Был составлен план полного подчинения страны. В 1687 г. в Сиам прибыло новое французское посольство, сопровождаемое военной эскадрой из шести судов, на которых находилось около 1,5 тыс. солдат и «членов свиты». Французы фактически оккупировали важные стратегические центры — Мергуи и Бангкок; новый договор (1687 г.) еще больше расширил их привилегии.

Подчинение страны европейским державам вызвало активное противодействие населения. Первые антифранцузские выступления части сиамских феодалов, мусульманских купцов и буддийского монашества были подавлены. В дальнейшем, когда возникла угроза установления французского господства и захватчики стали беспощадно грабить и эксплуатировать сиамских крестьян и горожан, антифранцузское движение приняло народный характер. Во главе движения встали командир отряда боевых слонов Пет Рача, санкрат — глава буддийской церкви Сиама, крупный чиновник Пья Висут Сунтон и др. Пет Рача и его приверженцы призывали народ защищать буддизм, защищать независимость страны. Обещанием снизить налоги они привлекли на свою сторону широкие слои населения. В мае 1688 г. был совершен государственный переворот, королем провозглашен Пет Рача (1688— 1703). Опираясь на всенародное сопротивление французским войскам, новое правительство изгнало их с территории страны.

[514]

Вернуться к оглавлению кн.: Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.

Вернуться к меню: Тайланд.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС