Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

XI - XVII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Турция в XI — начале XVII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

ОСНОВАНИЕ ТУРЕЦКОГО ГОСУДАРСТВА В МАЛОЙ АЗИИ. СЕЛЬДЖУКСКИЙ СУЛТАНАТ

Общественный и государственный строй Сельджукского султаната

В процессе завоеваний происходило заселение Малой Азии турками. Вслед за завоевателями сельджуками сюда перекочевали и многие другие тюркские племена. Число тюркских кочевников, нахлынувших в Малую Азию в XI —XII вв., определяется разными исследователями в пределах от 500 тыс. до 1080 тыс. В малонаселенных областях Восточной и Центральной Анатолии турки оказались в большинстве. Местное население постепенно исламизировалось и отуречивалось. Исламизация коренных жителей была вызвана не физическим насилием турок, а стремлением избавиться от своего подневольного положения и приобрести одинаковые права с мусульманами. Так постепенно складывалась турецкая народность.

После вторжения сельджуков в Малую Азию социально-экономические отношения в их среде стали меняться. До начала завоевательных походов сельджуки были классовым обществом на ранней стадии феодализма. Основой их хозяйства было не земледелие, как у оседлых народов, а кочевое скотоводство. Вместе с тем родоплеменные отношения (патриархальные) были еще очень сильны и крепко связывали соплеменников.

В процессе освоения завоеванных территорий усилился распад родоплеменных отношений; под влиянием среднеазиатских, общемусульманских, иранских, а также и византийских экономических, политических и иных традиций начали формироваться новые феодальные отношения на базе земледелия. Этот процесс происходил главным образом в долинах; в горных районах кочевой и полукочевой образ жизни тюркских племен на протяжении почти всех лет существования сельджукского государства мало изменился.

В Сельджукском султанате (как и в государстве Великих сельджуков в целом) земля считалась государственной собственностью. Султан, олицетворявший государство раздавал своим приближенным и са-

[381]

новникам крупные лены — икта, а рядовым воинам (сипахи) за военную доблесть жаловал небольшие наделы, называвшиеся тимарами. Лены давались в условное владение: лица, их получившие, должны были нести военную службу и теряли свой лен, если уклонялись от участия в походе. Они были обязаны привести с собой установленное число ратников, в зависимости от «дохода» лена, т. е. от зарегистрированной в реестре условной суммы налогов, взимавшихся с крестьян в пользу ленника. Каждый новый султан должен был подтвердить права ленников на их земли. В Сельджукском султанате упрочилась практика перехода ленов по наследству от отца к сыну.

Кроме военных ленов существовали и другие виды феодального землевладения — вакфы, которые находились в ведении мусульманского духовенства, и мюльки — крупные частные землевладения.

Основным методом эксплуатации крестьян в ленах, вакфах и мюльках была издольщина. За пользование землей крестьяне-мусульмане расплачивались частью урожая, которая формально составляла одну десятую — ашар (араб., мн. ч. от ушр). Другими словами, здесь господствовала продуктовая рента. Крестьяне платили ряд налогов (налог на скот и др.), несли трудовую повинность. Часть налогов взимало государство, особенно так называемые чрезвычайные — во время войны.

В Армении и Византии было много городов (и среди них — крупные), где были развиты ремесла и торговля. Вначале турки разрушали города, оказавшие им сопротивление, жителей убивали или уводили в рабство, а их имущество грабили. Со временем городская жизнь была восстановлена, начала развиваться и оказала немалое прогрессивное воздействие на завоевателей. Большое влияние в городах приобрело военно-религиозное братство ахи, тесно связанное с ремесленниками.

В Сельджукском султанате было много рабов и рабынь, главным образом из захваченных в плен. В стране шла оживленная работорговля; рабов использовали в домашнем хозяйстве, земледелии, скотоводстве и т. д. Султанат был феодальной монархией с сильным влиянием племенных пережитков. Во главе государства стоял султан. Однако он находился в зависимости от «больших» или «древних» крупных беев, которые избирали его на своем съезде — курултае. Султаны стремились избавиться от этой зависимости, опираясь на «средних» беев.

В султанате было большое войско (иногда оно насчитывало 250 тыс.). Султан опирался главным образом на свою гвардию (пехоту и кавалерию), состоявшую из рабов и наемников. Кроме гвардии существовали феодальные и племенные ополчения. Вожди племен также располагали значительными отрядами и нередко представляли угрозу для центральной власти. Управление страной было сосредоточено в руках везиров, ведавших различными его отраслями. В чиновничьем аппарате большую роль играли иранцы; персидский язык стал основным языком в канцелярской переписке.

Как и во всех мусульманских странах, в Сельджукском султанате в качестве основного кодекса законов действовал шариат. Им руководствовались судьи — кадии в судебном процессе. Но наряду с шариатом широко применялось обычное право огузских кочевых племен — тюрэ.

[382]

Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС