Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Турция в Большой советской энциклопедии

XIII. Литература

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героич. эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огг/з-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. \Kuma6u деде Коркуда). К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на историч. основе. Особой славой пользуется цикл да-станов о Кёр-оглы. Значит, место занимают романтич. рассказы х и к я е, произведения т. н. лубочной лит-ры, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т. п., басни о животных, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки м а-н и, лирич. песни тюркю и кошма, песни хулы т а ш л а м а.

Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджуки-дов Рума араб, язык был языком религии и науки, а персидский - языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной лит-ры, созданной в М. Азии на тур. языке, относятся к сер. 13 в. Первые произведения ранней тюркоязычной или т. н. староанатолийской лит-ры (сер. 13 - сер. 15 вв.) носили суфийский характер (см. Суфизм). Появились турецкие стихи, и их появление вызвало борьбу двух систем стихосложения: тюрк. нар. устной поэзии, имевшей силлабическую и силлабо-тонич. метрику, и арабо-перс. метрич. системы аруз, господствовавшей затем в тур. поэзии шесть веков. Вместе с ару-зом тюрки заимствовали араб, и перс, поэ-тич. формы: месневи, касыда, газель.

Древнейшим тур. суфийским произведением считается "Книга судьбы" Ахмеда Факиха (ум. ок. 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму "Юсуф и Зелиха". Виднейшим представителем су-фийской поэзии в М. Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Ср. Азии Джа-лаледдин Руми (1207-73), у к-рого есть неск. стихов также и на тур. языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226-1312), стихи к-рого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на тур. языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (кон. 13 в.-1320/21). Первое значит, произведение на тур. языке появилось в 1330. Это поэма-месневи "Книга скитальца" суфия Ашик-паши (1271- 1332).

На рубеже 14-15 вв. в тур. поэзии появляются романтич. месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преим. на сюжеты из "Пятерицы" Низами Гянд-жеви: "Искандер-наме" Ахмеди (1334- 1413), "Хосров и Ширин" Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)-1431(?)] и др. Позже в тур. поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусств, образов, эпитетов и сравнений, арабо-перс. лексики.

В сер. 15 в. наступает т. н. классич. период развития тур. поэзии, продолжавшийся до нач. 17 в. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, к-рым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби (1449- 1503), автор первой "Пятерицы" на тур. языке. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов своих "Пятсриц"; нек-рые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Достигла высокого уровня и лирич. поэзия; особенно развивалась версификация. Мн. поэты, замыкаясь в кругу трафаретных тем па-негирич., филос. и суфийской лирики, не выходили за рамки "стандартизованных" приёмов и образов, бесконечно варьировали их. Но ряд талантливых поэтов, ставивших перед собой иные художеств, и обществ, цели, стремился в рамках по-этич. традиции ср.-вековой лит-ры Бл. Востока отразить совр. им жизнь: Ахмет-паша (ум. 1497), Неджати (ум. 1509), Месихи [1470(?)-1512], поэтесса Михри Хатун (1456-1514), Махмуд Бакы (1526-1600).

С нач. 17 в. большое место в лит-ре заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок Османской империи, поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирич. произв. пользовались популярностью, но поэтов-сатириков часто ждала крутая расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи (ок. 1572-1635) был задушен. В месневи ЮсуфаНаби (1642-1712) "Хайрие" описаны лицемерие духовенства, злоупотребления судей и пашей, царившие при дворе пьянство и разврат. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650- 1712); в поэме "Вознесение" он впервые в мусульм. лит-ре рассказывает в юмори-стич. тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь небесных сфер. Так пробивало себе дорогу новое, противостоящее пане-гирич. поэзии направление в лит-ре. Оно оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима (1681-1730), создавшего новую форму шаркы в подражание тур. нар. песням.

В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (1757-99), автора поэмы "Красота и любовь". В нач. 19 в. тур. поэзия находилась в застойном положении. Художеств, проза нового типа в тур. лит-ре ещё не сложилась. Прозой писали гл. обр. трактаты по медицине, богословию, соч. исто-риографич. характера и т. п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (ум. 1824), стихи и особенно поэма "Страдания в Кешане" Иззета Моллы (1785-1829).

В период Танзимата в борьбе со сторонниками феод, культуры и эпигонами классич. поэзии публицисты и писатели пропагандировали идеи бурж. просвещения, выдвигали новые задачи: обращение к реальной жизни, к человеку, обществу. Лит-pa этого времени может быть охарактеризована как переходная от старой к новой, современной. Тур. читателей знакомили с произв. франц. писателей. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический), появлялись первые образцы художеств, прозы - новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческий роман. Лит-pa осуждала деспотические феод.-мусульм. традиции. Крупнейшие представители лит-ры Танзимата - Ибрахим Шинаси (1826-71), поэт, пропагандист франц. лит-ры, автор первой антиклерикальной комедии "Женитьба поэта", создатель тур. фольклора; Намык Кемаль (1840-88). автор патрио-тич. пьес и первых социально-бытовых и историч. романов; Шемсеттин Сами (1850-1904), прозаик, драматург и лексикограф; Ахмед Мидхат (1844-1913), основоположник жанра новеллы. Эти писатели упрощали и реформировали тур. лит. язык, приближая его к народному.

Во 2-й пол. 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852-1937) и Реджаизаде Экрем (1847-1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лирич. тем, обращались к внутр. миру лирич. героя. Значит, влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго, А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, кри-тич. статьи.

В кон. 70-х и в 80-е гг. 19 в. в связи с наступившей обществ, реакцией начались преследования прогрессивных деятелей (Намык Кемаль, напр., умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. Всё это породило у тур. писателей мистич. и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость характерны для группы писателей, связанной с журн. <Сервети-фю-нун>, к-рый сыграл большую роль в лит.-обществ. жизни страны. Вокруг журнала сложилась "новая литература"; она охотнее всего обращалась к опыту современных ей франц. писателей (Э. Золя, Г. Мопассан, бр. Гонкур), не чужда была и творчеству Стендаля и О. Бальзака. Далёкая от народа, она тем не менее не принимала деспотический уклад султанской Турции. Романтич. грустью отмечены ранние стихи главы группы Тевфика Фикрета (1867-1915). В нач. 20 в. в его поэзию входят и гражд. мотивы. Поэт был смелым новатором, он обогатил тур. поэзию, преобразовав аруз; внёс в лирику тему сочувствия страданиям простых людей.

В романах и рассказах, приближающихся к произведениям европ. типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), Мех-мет Рауф (1875-1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874-1957), Ахмет Хикмет (1870-1927) разрабатывали новые темы, критикуя отдельные стороны социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба "маленького человека"). В результате нового наступления реакции в нач. 1900-х гг. лит-pa вступает в полосу застоя.

После Младотурецкой революции 1908 в тур. лит-ре происходит процесс формирования нац. реалистич. лит-ры, сопровождаемый борьбой разл. лит. направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни выступали за новые темы, за упрощение тур. языка, его очищение от иностр. слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар споров появились "Турецкие стихи" Мехмета Эмина Юр-дакула (1869-1944), написанные слоговым размером "хедже", свойственным нар. поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии.

Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и ми-фич. родина всех тюрок - Туран) отрицательно сказались на художеств, форме произведений его последователей - поэ-тов-пантюркистов, для к-рых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос.

В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли усовершенствования поэты Орхан Сейфи Орхон (1890-1972), Юсуф Зия Ортач (1895-1967), Фарук Нафиз Чамлыбель (1898-1973), Халид Фахри Озансой (1891-1971). Заслуга их была тем значительнее, что в противоположном лагере находились крупные мастера стиха Яхья Кемаль Беятлы (1884-1958) н Ахмет Хашим (1884-1933), произведшие ряд реформ в системе аруза и приспособившие его к требованиям тур. языка.

В прозе этих лет писатели-реалисты Ре-фик Халид Карай (1888-1965), Ака Гюндюз (1885-1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864-1944), Омер Сейфед-дин (1884-1920), впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистич. выразительности, пластичности характеров. Сатирич. новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие тур. прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистич. настроения; под влияние националистич. идей временно подпадали и др. писатели, напр. Халиде Эдип Адывар (1883-1964) в романе "Новый Туран" (1912), Якуб Кад-ри Караосманоглу (1885-1974) в романе "Последний вечер".

После 1-й мировой войны, когда Т. была оккупирована иностр. войсками, лит. жизнь почти замерла. В журналах, выходивших под двойной цензурой - окку-пац. властей и султанской, печатались салонные произведения. С началом нац.-освободит. движения в Анатолии происходит оживление лит. жизни. В газетах появились стихи, призывающие народ к сопротивлению иностр. оккупантам. Борьба за Анатолию, выросшая вскоре в борьбу за самостоятельность Т. вообще, привлекла к себе живые силы искусства и литературы. Ряд писателей принимал участие в нац.-освободит, войне. Но эта тема получила широкий отклик в лит-ре уже после установления республики (1923), когда появились романы "Убейте блудницу" (1926) Халиде Эдип, "Зелёная ночь" (1928) Решала Нури Гюнтекина (1892-1956), "Содом и Го-морра" (1928) Якуба Кадри. О событиях нац.-освободит, революции идёт речь в пьесах "Трагедия одной ночи" (1925) Решала Нури, "Голубая молния" (1933) Ака Гюндюза. В этих и мн. др. произв. звучало обличение антипатриотич. обществ, группировок; их авторов серьёзно занимала проблема будущего Турции, однако главная роль в освободит, движении отводилась героям-одиночкам, народ же был показан как безликая, пассивная масса. Но если при разработке темы нац.-освободит, борьбы между писателями не было принципиальных расхождений, то в постановке и художеств, разрешении проблем дальнейшего развития страны, в трактовке и оценке Кемалист-ской революции они проявились отчётливо. Якуб Кадри, Халиде Эдип, Мехмет Рауф и др. проповедовали идею "особого пути развития"

Т., где нац. единение людей якобы стирает классовые различия, следует только поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакц. традиций.

Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации. Их критика направлена против произвола гос. чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты. Они отразили разочарование народа в революции, неудовлетворённость бурж. реформами. Обличит, струя в лит-ре 30-х гг. наиболее сильно проявилась у таких писателей, как Садри Эртем (1УОО-43), автор первого в тур. лит-ре реалистич. социально-историч. романа "Когда останавливаются прялки" (1931), Решад Энис Айген (р. 1У09) и Сабахаттин Али (1907-48) - романист, новеллист и поэт, к-рый в повести "Юсуф из Куюджака" (1937) показал рост самосознания и протеста у человека из народа, а позднее дошёл до прямого призыва к революц. борьбе (сб. "Стеклянный дворец", 1947). Проблема судьбы личности в капиталистич. обществе звучит начиная с 30-х гг. в тур. драматургии: "Забытый человек" (1935) Назыма Хикмета Рана (1902-63), "Се-льма" (1936) Мусаипзаде Джеляля (1870-1959).

Выдающимся явлением в тур. лит-ре стало творчество основоположника революц. тур. поэзии Назыма Хикмета Рана. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное - темы и сюжеты, считавшиеся до того "непоэтичными", сделали его признанным главой нового поэтич. направления. Впервые в его стихах прозвучал голос рабочего класса.

Накануне 2-й мировой войны в Т. всё заметнее становится влияние идеологии фашизма. Официальная тур. печать превращается в рупор гитлеровской пропаганды. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. С антифаш. романом "Дьявол внутри нас" (1940) выступил Сабахаттин Али. Но страх перед надвигающимися событиями приводит в смятение тур. общество. Пессимизм, темы ухода от жизни пронизывают произведения многих писателей.

И всё же в эти годы делается новая смелая попытка обновить тур. поэзию, заставить признать прежде всего её обществ, назначение. Группа поэтов т. н. "Треножника" - Орхан Вели Канык (1914- 1950), Мелих Джевдет Андай (р. 1915) и Октай Рифат Хорозджу (р. 1914) выступают с лит.. "Манифестом трёх" (кн. "Странное", 1941), где предлагают сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, к-рые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к "очеловечиванию" поэзии был подхвачен почти всеми представителями тур. поэзии 40-50-х гг. Новшества, принесённые поэтами "Треножника" наряду с революцией, осуществлённой в тур. поэзии Назымом Хик-метом, определили характер и направление всех исканий тур. лит-ры послевоен. периода.

Появление "Записок сельского учителя" (1948) Махмуда Макала (р. 1923) и выход его книги "Наша деревня" дали толчок дальнейшему развитию т. н. крестьянской темы. Появился новый лит. персонаж - интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством. Герои терпят поражение в неравной борьбе, но семена, брошенные ими, дают или дадут хорошие всходы. Таковы ситуации в романах "Жестянка" (1955) Яшара Кемаля (р. 1922); "Тёмный мир" (1951) Орхана Ханчерлиоглу (р. 1916); "Месть змей" (1959) Факира Байкурта (р. 1929) и др.

Нац.-освободит, борьба снова начинает занимать внимание тур. писателей. Наиболее яркое отражение она находит в эпопее Назыма Хикмета "Дестан об освободительной борьбе", написанной в тюрьме в 1941-46. Этой теме поев, и романы Кемаля Тахира (1910-73)"Люди пленённого города" (1956), "Узник пленённого города" (1958) и "Уставший боец" (1965), в к-рых показан борющийся Стамбул.

В поэзии 60-х гг. произошли существ, изменения. Если Фазыл Хюсню Даг-ларджа (р. 1914), Бехчет Неджати-гиль (р. 1916), Бедри Рахми Эюбоглу (р. 1913), Джахид Сыткы Таранджы (1910-56), Зия Осман Саба (1910-57) и др. продолжают демократич. традиции, то поэты течения "Второе новое", к-рое зародилось ещё в 50-е гг. (в отличие от "Первого нового" - школы Орхана Вели Каныка), встали на путь формалистич. экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Берк (р. 1916), проповедующий идею "бессмысленной" поэзии. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием различных модернистских течений призывает к "искусству без цели", к позиции "стороннего наблюдателя".

Зарождается т. н. "литература отчаяния" - как следствие десятилетнего пребывания у власти демократич. партии (1950-60), завершившегося гос. переворотом в 1960. События мрачного десяти-.цетия становятся темой мн. романов, среди к-рых выделяется "Наедине с самим собой" (1975) Ведата Туркали (р. 1919). Ответственность интеллигента,' необходимость найти своё место в обществ, борьбе - идейная основа ряда романов 70-х гг. Писатели^ молодого поколения Эрдал Оз, Бекир Йылдыз, Мех-мет Сеида развивают линию критич. реализма, ставят перед лит-рой узловые проблемы политич. и экономич. жизни страны, пишут о нелёгкой доле тур. рабочих. Новое осмысление получает также тема крестьянина, бывшая центральной в лит-ре 40-х гг. Перед лицом назревшей земельной реформы писатели сознают необходимость иного подхода к крест, теме, понимая, что земельный вопрос не может разрешиться путём насильственного захвата помещичьих земель, как это было в романах Яшара Кемаля, Самима Коджагёза и др. Безработица, религ. фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Музаффера Буй-рукчу, Тарыка Дурсуна, Кемаля Биль-башара, Мухтара Кёрюкчю и др.). Произв. Азиза Несина (р. 1915), издаваемые большими тиражами и переводимые во мн. странах, в остросатирич. плане изображают обществ, условия, уродующие человека.

Активизация демократич. движения в нач. 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии. Критика чиновничества и всей бюрократич. системы Т. содержится в пьесах "Виновные" Четина Алтана (р. 1926), "Государство - это я" (1965) Реджаизаде Бильгинера (р. 1922) и др. О социальных язвах, о деятельности реакц. сил пишут Решид Эрдуран (р. 1928) - "Килограмм чести" (1958), Халдун Танер (р. 1916) - "Шабан - спаситель родины" (1967), Азиз Несин-"Карагёз и парикмахер Нонош" (1969) и др. Заметным явлением стала злободневная "Сказка об Али из Кешана" (1964) Танера - первая тур. пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях нар. театра карагёз. Большой популярностью в Т. пользуются пьесы рус. и сов. драматургов.

Тур. литературоведение имеет давние традиции (тазкире). В 19 и особенно 20 вв. тур. лит.-критич. мысль развивается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. литературоведения: труды Мехмета Фуата Кёпрюлю (1890-1966), Агяха Сырры Левента (р. 1894), Исмаила Хабиба Се-вюка (1892-1954), Пертева Наили Боратава (р. 1907), Нуруллы Атача (1898- 1957), Сабихи Сертель (1898-1968), Тахира Алангу (1916-73), Рауфа Мутлуая (р. 1925), Джевдета Кудрета Солока (р. 1907), Бехчета Неджатигиля и др.

Лит.: Смирнов В. Д., Очерк истории турецкой литературы, СПБ, 1891; Крымский А. Е., История Турции и её литературы, т. 1-2, 1910-16; Гордлевский В. А., Очерки по новой османской ли~ тературе. Переходная пора османской литературы, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961; Г а р б у з о в а В. С., Поэты средневековой Турции, Л., 1963; её же, Поэты Турции XIX в., в. 2, Л., 1970; е ё ж е, Поэты Турции первой четверти XX века, Л., 1975; Фиш Р. Г., Писатели Турции - книги и судьбы, М., 1963; Камилев X., У истоков современной турецкой литературы, М., 1967; Алькаева Л., Бабаев А., Турецкая литература. Краткий очерк, М., 1967; Айзенштейн Н. А., Из истории турецкого реализма, М., 1968; Маштакова Е. И., Из истории сатиры и юмора в турецкой литературе (XIV-XVII вв.), М., 1972; Алькаева Л. О., Из истории турецкого романа. 20-50-е годы XX в., М., 1975; Корrn-1й М. F., Turk edebiyati tarihi, 1st., 1928; Gibbе. J. W., A history of Ottoman poetry, v. 1-6, L., 1900-09; Bombaci A., Storia della letteratura turca, [Mil., 1956]; Utkan M., Bugunkii Turk yazarlan, Ankara,v!960; A k i n с i G., Turk roman.nda koye dogru, Ankara, 1961; Е г е n N., Turkey today and tomorrow (The new literature), L., 1963; Kocaturk V. M., Turk edebiyati tarihi, Ankara, 1964; Tat r1 i I., Mо11оf R., Huseyin Rahmi'den Fakir Baykurta mark-sist acidan turk romani, 1st., 1969; Mut1uау R., 50 yilm Turk edebiyati, 1st., 1973; Веzirсi A., 2 yeni olay, 1st., 1974.

А. А. Бабаев, В. С. Гарбузова.

Вернуться к оглавлению: Турция в Бсэ.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС