Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Турция в Большой советской энциклопедии

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Турции сохранились многочисл. памятники первобытного искусства и искусств др.-вост. деспотий (в т. ч. гос-ва хеттов). М. Азия была важной областью художеств, культуры Греции Древней, гос-в эпохи эллинизма, Византии.

Основой для ср.-век. искусства Т. стал художеств, опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В кон. 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окружённые мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга. Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центр, залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях. Из гражд. построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с гео-метрич. плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики. Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность. В этот период существовали также резьба по дереву (строгие геометрич. орнаменты) и книжная миниатюра, Иск-во ковроделия, ткачества, художеств, обработки металла.

Если зодчество Т. в 14 - 1-й пол. 15 вв. было св-тзано преим. со строит. навыками сельджукского времени, то архитектуре кон. 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление визант. традиций. Интенсивно росли города, где преобладала ансамблевая застройка. Разрабатывая тип купольного культового здания, тур. мастера кон. 15-16 вв. (прежде всего Синаи) создавали грандиозные целостные, строго центрич. пространств, композиции; вместе с тем архит. форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями. Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамич. композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в тур. городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В гор. жилой архитектуре преим. распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

В тур. миниатюру кон. 15-16 вв. интенсивно проникает европ. влияние [в этот период зарождается и тур. станковая живопись (Синан-бей)]. Расцвет тур. миниатюры приходится на 16 в., когда она отличается ясной повествова-тельностью образов, угловатостью контуров и грубоватой звучностью колорита, построенного на контрастных сопоставлениях чистых цветов (Осман, Нигяри и др). Среди важнейших областей тур. декоративно-прикладного искусства 15-19 вв.- керамика [выделяется изник-ская бытовая и облицовочная керамика с преобладающей кораллово-красной окраской и стилизованными (со 2-й пол. 16 в.- более реалистически трактованными) изображениями букетов], изготовление шёлковых и парчовых тканей (чаще всего с глубоким красным фоном, оттеняющим золотые и серебряные узоры), ковроделие (для к-рого характерны медальонные и звёздчатые композиции), изготовление металлич. утвари и оружия.

В период упадка Османской империи архитектура нередко обретает чрезмерную тяжеловесность форм. В 18-19 вв. в тур. зодчество широко проникают мотивы европ. эклектизма. С кон. 1920-х гг. в Т. развернулись градостроит. работы, были утверждены ген. планы нек-рых городов (Анкары и др.), предусматривающие сохранение историч. центров и, развитие р-нов новой жилой застройки; однако застройка большинства тур. городов и в сер. 20 в. отличалась хаотичностью. В 1-й пол. 20 в. гор. строительство велось гл. обр. иностр. зодчими, но постепенно выдвинулись основоположники нац. школы совр. тур. архитектуры (Э. Онат, С. X. Эльдем и др.), соединяющие формы европ. неоклассицизма или функционализма с традиц. элементами (широкое использование в отделке зданий цвета и орнаментальных вставок, планировка квартир, учитывающая своеобразие тур. уклада жизни).

В изобразит, искусстве Т. 19 в. (когда художники впервые стали выезжать для учёбы в европ. страны, преим. Германию и Францию) мастерам, имитирующим иностр. салонное искусство, противостояли живописцы, стремившиеся сочетать новоевроп. реалистические и тур. ср.-век. художеств, принципы (О. Хамди-бей и др.). X. А. Лифиж, воспроизводивший патриархальный быт старых тур. городов, возглавил в нач. 20 в. течение тур. импрессионизма. События нац.-освободит, революции 1918-23, демократич. преобразования первых лет республики нашли отражение в плакате, объединяющем черты лубка, книжной миниатюры и станковой картины, а также в жанровой живописи Н. Исмаила, И. Чаллы и др. В 1929 возник "Союз независимых художников и скульпторов", а в 1933 - "Группа Д", члены к-рых в поисках нац. самобытности обратились к хеттскому искусству (живописец и скульптор Дж. Толлу), к ср.-век. миниатюре и нар. творчеству (Дж. Дерели, Т. Заим). Многие участники "Группы Д" использовали приёмы кубизма (Н. Берк) или постепенно переходили к абстрактному искусству (С. Беркель). В укреплении реа-листич. направления в тур. искусстве 60-70-х гг. (когда в Т. интенсивно развиваются "non-арт" и др. крайне модернистские течения) ведущую роль играет монументальная скульптура (А. X. Бара, X. Гёзер, 3. Мюридоглу), а также графика (И. Балабан, выступающий и как живописец, М. Аслыер, Н. Гюнал и др.), в т. ч. сатирическая. Продолжают развиваться многие старинные художеств, промыслы (ковроделие и др.).

Илл. см. также на вклейках - к стр. 400-401 и табл. XXVII, XXVIII (стр. 368-369).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969-73; Миллер Ю., Искусство Турции, М. - Л., 1965; его же, Художественная керамика

Турции, [Л., 1972]; Y etkin S. К., L'ar-chitecture turque en Turquie, P., [1962]; В е г k N., G e z e r H., 50 yilm Turk resim ve heykeli, 1st., 1973; Sozen M., Т a-pan M., 50 yilin Turk mimarisi, 1st., 1973.

Вернуться к оглавлению: Турция в Бсэ.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС