Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Турция в Большой советской энциклопедии

XVII. Кино.

В 1914 оператор Ф. Узкынай снял первый документальный фильм. В 1915 было создано Центральное армейское управление по вопросам кинематографии, деятели которого снимали видовые и документальные фильмы. Первые художественные фильмы - "Пятерня" и "Лазутчик" (оба - 1917, реж. Седат Симави). В 1919-1922 руководство кинематографией возглавляло Обество помощи инвалидам и ветеранам войны, киноотдел которого поставил фильмы: "Гувернантка" (1919, по X. Р. Гюр-пынару) и "Бинназ" (1920, по Ю. 3. Ор-тачу) (реж. обоих фильмов Фехим-эфен-ди), трилогия "Учитель Биджац-эфенди", "Сон Биджан-эфенди" и "Эконом Пиджак-эфенди" (1921, реж. Шади Кара-гёзоглу).

В 1919 братья К. Седен-эфендп и Ш. Седен-эфенди создали в Стамбуле первую фирму по прокату фильмов, преобразованную в 1922 в киностудию "Кемаль-фильм". Главный режиссёр этой студии, выдающийся мастер тур. театра М. Эртугрул экранизировал неск. оперетт, снял историч. картины и драмы на совр. сюжеты. Наиболее значительный из поставленных им фильмов - "Огненная рубашка" (1923, по X. Э. Адывар) о нац.-освободит. борьбе тур. народа (в этом фильме впервые в истории нац. кино снялись актрисы-турчанки Н. Эртугрул и Б. Муваххит). В 1928 Эртугрул возглавил вновь созданную прокатно-производств. кинофирму "Ипек-фильм" (Стамбул), на к-рой им созданы первый тур. звуковой фильм "На улицах Стамбула" (1931) и киноповесть "Нация просыпается" (1933, по Н. Н. Тепеделен-лиоглу), посвящённая борьбе Т. за нац. независимость. В батальных эпизодах этой картины заметно влияние сов. киношколы (Эртугрул жил в СССР в 1925-26). В 1934 сов. реж. сняли в Т. документальные фильмы: С. И. Юткевич - "Анкара - сердце Турции", Э. И. Шуб - "Турция на подъёме", в работе над к-рыми принимали участие тур. кинодеятели. В годы 2-й мировой войны импорт иностр. фильмов сократился, что дало импульс развитию отечеств. кинематографа.

После войны выпуск фильмов увеличился, были созданы новые киностудии. Однако осн. массу кинопродукции составляли и составляют коммерческие боевики с много-числ. сценами потасовок, стрельбы, сентиментальные мелодрамы. Передовые мастера тур. кино, продолжая традиции, заложенные Эртугрулом, стремятся показать на экране жизнь тур. народа, тяжёлое положение трудящихся, их борьбу за свои права. Среди лучших фильмов с социальной тематикой: "Белый платок" (1955, реж. Л. Акад)., "Месть змей" (1962, реж. М. Эрксан), "Бесконечная дорога" (1965, реж. Д. Сахыроглу), "Четыре женщины в гареме" (1965, реж. X. Рефиг), "Надежда" (1970), "Плач" (1971), "Отец" (1972), "Товарищ" (1974), "Беспокойство" (1975) (реж. всех фильмов Й. Гюней), "Рассерженная земля" (1973, реж. Ф. Туны),"Бедрана"(1974, реж. С. Дуру), "Падшая Эмине" (1975, реж. О. Кавур). В числе ведущих актёров: Т. Шорай, Ф. Гирик, X. Кочингит, Й. Кентер, М. Юн, Т. Иигит, X. Балымир, X. Хам-заоглу. С 1955 получил развитие жанр науч. и учебных фильмов, прокат к-рых организован в 13 илах страны. В целях поощрения нац. киноискусства в Анталье и Измире с 1960 проводятся нац. кинофестивали; с этого же года тур. фильмы демонстрируются на Междунар. кинофестивалях. В 1974 поставлено 183 художеств. фильма, работало св. 3 тыс. кинотеатров (из них ок. 1500 стационарных), 10 крупных киностудий, ок. 50 различных кинофирм.

А.А.Гусейнов.

Вернуться к оглавлению: Турция в Бсэ.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС