Вьетнам
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Вьетнам

X - XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вьетнам в X - XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Вьетнама в X—XV вв

Самобытная культура вьетского народа развивалась в упорной борьбе с попытками китайских захватчиков навязать свою культуру, с их политикой ассимиляции  2  . Однако более чем тысячелетнее господство Китая (II в. до н. э. —XI в. н. э.) не могло не отразиться на развитии вьетской культуры. К X в. в стране была распространена китайская письменность и система образования, насаждались буддизм, конфуцианство и даосизм. С созданием государства Дайковьет наметился процесс вытеснения китайского влияния. Вьетскими учеными была изобретена национальная иероглифическая письменность «тьыном», расширились масштабы ксилографического книгопечатания.

Наиболее древним памятником, свидетельствующим о зарождении самостоятельной вьетской литературы, является эдикт короля Ли Тхай То (1010 г.) о переводе столицы на новое место. Первым, кто использо-

[276]

вал «тьыцом» для сочинения поэм, был ученый-поэт Хан Тхюен, живший во второй половине XIII в. В литературных произведениях этого времени господствовала поэзия, представленная четверостишиями, восьмистишиями, рифмованной прозой, которая отражала буддийское миросозерцание с воспеванием природы и праздного времяпрепровождения. Значительное место занимает также патриотическая тематика, воплощенная в «Воззвании к военачальникам» полководца Чан-хынг-Дао, составленном в 1285 г. Появились записи легенд и сказаний, собранные анонимным автором, — «Удивительные истории в Линьнаме», труд Ли-те-Сюена «Собрание таинств земли Вьет». Особое место в литературе того времени занимает Нгуен Чай (1380—1442), в творчестве которого заметно осуждение аристократов и творимого ими зла. В целом же поэты копировали по форме танскую поэзию, которая была далека от народных масс,

В 1272 г. был завершен первый исторический труд Леван-Хыу «История Дайвьета», охватывавший период истории Вьетнама с III в. до н. э. по XIII в. н. э. Спустя 60 лет Ле Так составил «Записки об Аннаме»  3  , где в одной из глав изложил сведения о древних городах, храмах и других архитектурных сооружениях Вьетнама. Кроме этих работ к концу XV в. появилось еще несколько исторических сочинений: «Краткая история Вьет», «Текст и комментарии истории Вьет». С появлением «Полного свода анналов Великого Вьета» (1480 г.), автором которого был Нго-ши-Льен, наметился новый период во вьетнамской историографии. Отныне историю страны ученые стали делить на две части: до конца китайского владычества (так называемая внешняя история) и период самостоятельного развития (основная история).

После освобождения страны, с XI в., в строительстве и архитектуре возобладал национальный стиль, характерный возведением малоэтажных зданий из кирпича и дерева в сочетании с бассейнами и парковыми ансамблями, расположенными вдоль одной оси. Выдающимися памятниками вьетнамской архитектуры развитого средневековья являются пагода Мот Кот, построенная на огромном пне дерева (1049 г.), храм литературы в честь Конфуция — «Ванмьеу» (1070 г.) и комплекс императорских гробниц в Лангшоне (XV в.).

Развитие изобразительных и прикладных искусств (в частности, скульптуры, фресковой живописи, декоративной керамики, художественной резьбы по дереву и камню) в значительной степени связано с постройками культовых сооружений. Были заложены основы знаменитого лакового производства, которое сделало вьетнамских мастеров известными далеко за пределами страны.

Примечания

2.  С давних пор официальная китайская историография стремится внушить мысль, что достижения культуры вьетского народа стали возможными только благодаря китайскому влиянию. Известно, однако, что сами китайцы заимствовали у вьетов строительство некоторых видов морских судов,, методы заливного рисосеяния, многие лучшие сорта, риса (в частности, засухоустойчивые),  разные фрукты (ананас, личжи и др.), изготовление лучших сортов сахара. В Дайвьете китайцы познакомились с отливкой стволов орудий из металла и с применением селитры, без чего было бы невозможно в дальнейшем изобретение пороха.

3.  Аннам (по-китайски Аньнань)— «Страна усмиренного Юга». Так китайские власти назвали земли вьетов в VIII в. после подавления мощного вьетского восстания.

[277]

Вернуться  коглавлению кн.: Вьетнам в X - XV вв.

Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС