Ремесла в [Древнем Вьетнаме]
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Ремесла в [Древнем Вьетнаме]

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ремесла в [Древнем Вьетнаме]

Вьетский зонтичный мастер

Упоминания слитков в тямских надписях свидетельствуют о существовании резерва драгоценных металлов — либо для последующей обработки, либо для торгового обмена. В этом качестве упоминаются золото, о котором известно, что оно в стране тямов было издавна, серебро, медь, олово, железо и латунь. Серебряных, золотых дел мастера и ювелиры работали по заказам царей и придворных. Большое разнообразие форм украшений и культовых предметов, особенно золотых и серебряных сосудов, говорит о том, что мастера по металлу были превосходными. Неизвестно, продавались ли эти ремесленные товары за пределами Тямпы. Некоторые формы металлических сосудов, видимо, повторялись в керамике. Тямы славились также производством керамики под открытым небом. Древних образцов до нас дошло мало; главным образом это сосуды большого размера или погребальные урны.

Тямы известны искусством ткачества и вышивки золотой и серебряной нитью с жемчугом и драгоценными камнями. В тайнике, получившем название «Сокровищница тямских царей», был найден сампот (род набедренной повязки), на изнанке которого чередуются широкие красные и зеленые полосы, а на лицевой стороне — ряды черно-белых на красном фоне рисунков по шелку с тонкой отделкой золотом, изображающих фантастических животных. Обнаружены также большие гладко отшлифованные планки из слоновой кости, которые ткачи крепили к полотнищам, что позволяло им работать с разными рядами нитей (верхним или нижним) по отдельности, прежде чем наложить их на основное полотно. Встречались также «одеяние с золотыми цветами на зеленом фоне с широкой золотой оторочкой и блестками на вороте; саронг, расшитый золотыми ромбами по белому, зеленому и коричневому шелку с широкими красными полосами вверху и внизу», или же одежда, расшитая продолговатыми розетками в виде четырехлистников и оформленная самоцветами. Пандуранга особенно славилась своими набивными тканями с орнаментом в виде цветов или веток.

В Дайвьете производили керамику. Довольно рано, уже в XV веке, некоторые деревни перестали заниматься сельским хозяйством, специализируясь на ремеслах. Процветали базары и ярмарки.

Ремесленники были вольными людьми, но не считались художниками. Помимо ремесла они же занимались и торговлей. Их инвентарь всегда был простым, легким, несложным в изготовлении.

 

Мастерство вьетских ремесленников отмечалось ещё в древние времена. В современном Вьетнаме и сегодня занимаются изготовление вееров и зонтов, правда, теперь в основном для продажи иностранным туристам. На фоне современных высокотехнологических производств, когда существуют целые заводы-автоматы, без участия человека собирающие довольно-таки сложные узлы и агрегаты, поделки вьетов кажутся детской забавой. Однако во всех, даже самых развитых, странах мира есть нужда в подобных мастерах. Зайдя на сайт pmasters.ru и ознакомившись у оказываемыми через него услугами, вы поймёте, что без самого непосредственного участия человека, мастера своего дела, нельзя, например, починить принтер. Этот процесс никак не автоматизируется. Именно человек, специалист, должен сначала определить причину неисправности и затем отремонтировать это сложное техническое изделие. Труд мастера-ремесленника всё еще востребован и в наши дни.

 

Известны ремесленники, работавшие по металлу, прежде всего те, которые начиная с X века отливали монету. Никаких золотых изделий (покровителями братства золотых дел мастеров считались три брата, в VI веке обучившиеся ремеслу в Китае) до нас не дошло, однако сообщения о тямских посольствах ко двору Дайвета ясно указывают, что вьеты интересовались тямским золотом. Литейщики, покровителем которых был некий бонза XIII века, пользовались восковыми отливками. Упоминания о храмовых колоколах свидетельствуют, что это ремесло существовало уже в X веке, но бронза была очень дорогим металлом, требовавшимся для пушек и ядер, поэтому древние бронзовые изделия встречаются чрезвычайно редко.

Среди ремесленников, работавших с тканью, самыми главными были ткачи. Употреблялся хлопок, но это была одна из немногих техник, заимствованных из Китая. По преданию, культуру хлопка и бумажные ткани привезла в Дайвьет одна женщина в VII веке. Кроме того, вьетское законодательство часто упоминает шелководство и шелкоткачество. Это было утонченное ремесло, весьма ценившееся высшим обществом. Шелковые ткани часто вышивались, потому что вышивка была не простым украшением, а подчеркивала социальный статус. Обычно она была связана с ритуалами и церемониями, воспроизводя символические изображения: например, две связанных вместе флейты символизировали музыку, корзина с фруктами — молодость и цветущую природу, веер — женскую красоту, книга — науку и мудрость, тыква-горлянка — изобилие. У вышивальщиков был общий покровитель с зонтичными мастерами: то и другое означало в первую очередь политическое могущество и высокое социальное положение.

Бумажные мастерские использовали технику, пришедшую из Китая. Материалом для производства бумаги была кора деревьев, особенно бумажной шелковицы. Но ксилографическая печать на бумаге появилась только в XV веке, и рукописи еще долго встречались гораздо чаще печатных книг. Для бумажных же денег ксилографию использовали уже в XIV веке.

Наконец, очень активно работали скульпторы по дереву и камню, особенно для строительства и украшения храмов и пагод. Резчики по камню высекали в основном надписи на надгробных памятниках или на стелах, посвященных важным событиям. Такие стелы часто стояли на четырех черепахах: это значило, что памятник должен простоять тысячу лет — сколько живет черепаха. Прекрасный ансамбль таких памятников находится в храме Ван Миеу (Литературы) в Тханглонге: сотни стел в нем хранят память о победителях государственных экзаменов по словесности.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 171-176.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС