Дом, семья в эпоху Эдо
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Дом, семья в эпоху Эдо

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дом, семья в эпоху Эдо

Перед вами вовсе не дом японца, а дворец-замок, точнее,
главная башня (тэнсю) замка Химэдзи (фото У. Дила)

В сложном обществе, с подробным социальным и региональным делением, каким было общество Эдо, не существовало такого понятия, как частная жизнь типичного японца. Теоретически только воины и придворные имели право носить фамилию, а находящиеся на другом конце общественной иерархии эта и хинин не могли переступать пороги домов «хороших людей». Однако несмотря на роль социальных маркеров, которыми являются одежда и дом, можно выделить и достаточно распространенные черты, например, здоровье и уход за телом, посещение бани, устройство дома как маленького, так и аристократической резиденции.

Дом

Японский дом поразил воображение западных архитекторов, начиная с Гропиуса * и школы «Баухаус». Модель, восхитившая их, сформировалась в эпоху Эдо. Но эта идеальная модель имела отношение только к части населения, тем, кто имел средства, например, покупать и содержать татами для покрытия пола.

В ту историческую эпоху, несмотря на очень большие различия в социальном уровне и окружающей среде, в жилищах было несколько общих черт. За редкими исключениями, дома были одноэтажными. Основным материалом было дерево. Для дома бедняка и дома влиятельного, богатого человека использовались различные виды дерева. Хиноки (японский кипарис) и суги (криптомерия) упоминаются с древности как наиболее ценные породы дерева. Принцип строительства был одинаков. Опорами в деревянной конструкции дома были столбы. Стены никогда не были несущими. Начиная со строительства монастырей, расстояние между колоннами-столбами, кэн или ма, стало главной мерой всех строений, которые можно рассматривать как сочетание модулей. И в наши дни, при строительстве индивидуальных домов, плотники часто выполняют функцию архитекторов. Стен не много. Кроме северных фасадов, три другие стороны, если это возможно, были открыты и оснащены легкими раздвижными стенками, деревянными рамами, покрытыми просвечивающей бумагой, сёдзи.

Дома строились приподнятыми относительно уровня земли. Чтобы войти в жилые комнаты, необходимо было подняться. Было принято снимать обувь и оставлять ее внизу. Разница уровней могла быть небольшой, едва на высоту ступеньки. Чаще она составляла около пятидесяти сантиметров. Иногда, как на вилле Кацура, пол был поднят значительно, на уровень первого этажа. Это большое возвышение облегчает вентиляцию снизу.

Эта особенность, в сочетании с общей открытостью, делает японский дом особенно хорошо приспособленным к жаркому и влажному лету. Но Япония, главным образом западная и северо-восточная ее часть, знает также и суровые зимы. Изоляция от холода и развитие эффективных систем отопления никогда не были приоритетными задачами в докапиталистической Японии. Даже в деревенских домах был только расположенный в самой большой комнате очаг, ирори, дым от которого выходил через простое отверстие в крыше. В других комнатах в городских домах, во дворцах, единственным известным видом отопления была переносная жаровня с древесным углем, хибати, и ее стационарный вариант, котацу, нагреватель, расположенный под столом, накрытым одеялом.

Стационарные перегородки устанавливались редко. Они делались из глины, смешанной с соломой, и прикреплялись к деревянной решетке. Штукатурка состояла из песка и клея. Думается, что возможность моделировать внутреннюю площадь, а иногда даже превращать весь дом в единое пространство, отвечает современным представлениям. Однако причины для перепланирования комнат были редкими, для свадьбы или похорон. Обычно, если размер дома позволял, каждая комната имела определенную функцию, гостиная, зал отдыха.

 

В Японии эпохи Эдо дома у большинства самураев и даймё были весьма скромно обставлены. Причем, охрана дома в основном не стояла как специальная самостоятельная задача, ведь его хозяин-воин сам мог взяться за оружие, и тогда вору малобы не показалось. Правда, самые знатные даймё получали право построить донжон - маленькую крепость. Она, конечно, защищала хозяина от врагов, однако жить в ней было неудобно. В наше время в большинстве стран мира дома охраняют при помощи современных электронных средств. Подробности читайте на сайте.

 

Общим была относительная бедность обстановки. Мебели было немного. Вы не найдете здесь ни стула, ни кровати. Футон теперь завоевал западный интерьер. Речь идет о матрасах, набитых хлопком, которые расстилались на ночь, а днем складывались и прятались в стенные шкафы. Только столы, жаровни, шкафы-комоды, тансу, заполняют пространство, и в усадьбах воинов, ясики, и в домах крестьян. В доме также были предметы культа, буцудан, вид шкафа, в котором были свиток с буддистским изображением, каллиграфией, картиной или скульптурой, а также таблички с именами усопших членов семьи. Именно перед буцудап происходят ежедневные обряды почитания Скользящий крюк усопших в виде приношения пищи, благовоний или цветов. В другой комнате расположен миниатюрный алтарь для почитания коми, где помещали таблички.

Большие открытые проемы выходят под навес, так что в большинстве комнат света всегда было недостаточно, даже летом. Для освещения использовали, главным образом, масляные светильники. В Осаке предметом бойкой торговли являлось масло рапса или хлопка. Встречались и свечи из растительного воска. Однако ни восковые, ни сальные свечи в Японии распространения не получили.

Хозяйственные помещения, особенно кухня, располагались на уровне земли. Так как эти комнаты изначально располагались прямо на утоптанной земле, их стали называть дома, земляные комнаты. Там в земляных печах, камадо, готовили пищу.

Версальский дворец известен тем, что в нем долгое время не было ни ванн, ни туалетов. Если фуро, ванные комнаты, строились в основном в резиденциях представителей высшего света, то гигиенический туалет был более широко распространен. Все было организовано так, чтобы сделать место, где это происходит, удобным.

Как только позволяли доходы, хорошим тоном считалось выделить парадную комнату для приема гостей. Эта комната была наследием дворцовой архитектуры эпохи Муромати, сёин дзукури. Пол в этой комнате был полностью покрыт татами. Одна из стен предназначалась для украшения и оформлялась нишей, токонома и асимметричными полками, тигайдана. Между ними возвышалась стойка, обычно деревянная, из некрашеного дерева суги или хиноки. Токонома использовалась для того, чтобы вешать вертикальный свиток с картиной или каллиграфической надписью, какэдзику, который надо было менять в зависимости от времени года или обстоятельств. Под свитком было пространство, предназначенное для какого-либо предмета или цветочной композиции, икэбана. Пространство организовывалось относительно токонома. Почетное место, которое предлагается гостю, камидза, располагается к ней спиной.

Начиная с «периода воюющих провинций» представители высшей знати строили себе внушительные замки. Как и на Западе, эти сооружения играли как военную, так и символическую роль. Крупный феодал должен был иметь внушительный донжон, тэнсюкаку. Владение укрепленным замком имело все меньше и меньше стратегическое значение, но оставалось символом ранга. Лишь самые крупные даймё имели право их строить и содержать. Жизнь в донжонах совсем не была удобной. Даймё строили для себя дворцы у его подножия.

Сохранилось совсем немного резиденций крупных даймё эпохи Токугава. Все частные резиденции, которые они должны были содержать в Эдо, исчезли. В лучшем случае сохранился пруд, располагавшийся в их обширных садах или сохранившиеся как вход в Токийский университет, монументальные ворота, мон, выкрашенные в красный цвет, означавший, что хозяин этого дома выдал одну из своих дочерей за сёгуна. Чтобы представить роскошь этих жилищ, следует посмотреть роскошное оформление дворца сёгуна в Киото, замка на второй улице Нидзёдзё. Внутренние стенки составляли чаще всего раздвижные перегородки, фусума, расписанные картинами. Комнаты были устроены согласно плану. Большие жилища этого типа нередко были крыты плотной крышей из коры хиноки, имевшей изогнутые очертания.

Деревенские дома были покрыты соломенными крышами. В действительности кая, использовавшееся для покрытия крыш, — дикое растение, растущее в горах. Первые путешественники, приехавшие с Запада, которые попадали в японские деревни, восхищались этими огромными крышами, на коньке которых порой были высажены ирисы. Конструкция крестьянских жилищ существенно различалась в зависимости от региона. Некоторые объединяли все виды деятельности под одной крышей, особенно в регионах, где было много снега. Высокие четырехэтажные дома деревни Сиракава, в провинции Хида, в центре Японии, знамениты и в наши дни. В других провинциях хозяйственные постройки располагались во дворе. В регионах, где бывают тайфуны, кровлю делали из укрепленной черепицы, а дома были окружены каменными стенами.

В городе, как и в деревне, возле дома располагался сад и кура. Кура — это строение, полностью закрытое толстыми стенами. Дверь и ставни, закрывающие окно, были почти такими же толстыми, как и стены, и сделаны из глины, перемешанной с соломой. Наиболее ценные вещи, мебель, посуда для церемоний, картины, семейные документы, чтобы защитить их от воров и пожаров, хранились в кура. Это было единственное место, двери которого закрывались настоящим замком. Это также единственное место, защищенное от огня.

Дом был немыслим без сада, хотя бы самого маленького. Жилая комната выходила на веранду, энгава, которая располагалась на уровне пола и поэтому в доме, но отделенная раздвижной перегородкой от внутренней части, таким образом, снаружи. Это промежуточное пространство возможно объяснить лишь существованием сада. Образ японского сада в основном формировался в монастырях. Это был сад, которым восхищаются с энгава, не заходя туда. В реальности все было намного разнообразнее. Даймё приказывали разбивать для себя большие сады, чтобы можно было в них гулять. Сад императорской виллы Кацура в пригороде Киото может восхитить не только собственно виллой, но также и различными расположенными в нем местами для отдыха, уединения. Воины или богатые торговцы могли установить в своем саду чайный павильон и ходить туда по дорожке, искусно вымощенной камнями. Если позволяло пространство, делались водоем или несколько прудов, как в аристократических резиденциях эпохи Хэйан. В них разводили разноцветных карпов.

В городе, как и в деревне, в основном запоминаются и поддерживаются особенно красивые дома, дома знати. Жилища обычных людей можно увидеть лишь на жанровых картинках. Беднота обитала в случайных пристанищах, более похожих на палатки или хижины, чем на дома. В городах, где народ не переставал прибывать, строили длинные бараки, нагая. Колодец и туалеты были общими. Крыша была из дранки, которую для устойчивости сверху придавливали камнями. В этих убогих жилищах полы были земляными, и несколько циновок использовались для того, чтобы сидеть или разложить на них постельные принадлежности.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 307-314.

Примечания

* Основатель «Баухауса» (Высшей школы строительства и художественного конструирования и объединения архитекторов, возникшего в рамках этого учебного заведения).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС