> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > Н.В.БАСАРГИН: ВОСПОМИНАНИЯ... >
ссылка на XPOHOC

Басаргин Н.В.

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Николай Басаргин

Воспоминания, рассказы, статьи

МЫСЛИ О БУДУЩНОСТИ РОССИИ И ЕЕ ПОЛИТИКЕ 195)

Россия по своему географическому положению, своему пространству, своим внутренним средствам, наконец, по свойству своего народонаселения есть единственное в Европе государство, которое может не только существо­вать, но и развивать свои силы и свое благосостояние не­зависимо от внешней политики. Ей не нужно следить за каждым действием той или иной державы, за каждым европейским событием и опасаться всякую минуту нару­шения так называемого политического равновесия в Ев­ропе. Англия ли, Франция или другая какая держава возьмет случайный перевес в отношении какого-либо сов­ременного вопроса, что ей за дело до того? Ей нечего бо­яться за себя, за свою самобытность, за свои государственные интересы. При всех политических потрясениях в Европе она может спокойно идти своим путем и заниматься своим внутренним благоустройством, не обращая внимания на то, что делается вне ее пределов. Но этим пре­имуществом она может пользоваться только при одном условии: не домогаться, в свою очередь, не принадлежаще­го ей влияния на события, отказаться от политики заво­евательной, не участвовать во внутренних распрях меж­ду правительствами и подданными других государств.

// С  250

Тогда никто не подумает и не посмеет не только вмеши­ваться в ее собственные внутренние дела, но и отказать ей в том законном участии в важных европейских собы­тиях, которые ей принадлежат как одной из первенству­ющих держав земного шара.

Это выгодное положение России дает возможность ее правительству, если оно поймет его и захочет следовать нестоящим интересам своего государства, обратить боль­шую часть своего внимания и своих вещественных спосо­бов на внутренние успехи и улучшение своего народа. Оно позволяет ему не следовать примеру прочих держав как в отношении военных сил своих, так и в отношении тех огромных расходов, которых требует внешняя поли­тика при постоянном в ней участии и при желании играть главную роль. Для ограждения внутреннего обществен­ного порядка едва ли нужна и треть того числа войск, которое она содержит и теперь, а для необходимых внеш­них сношений едва ли потребна половина тех издержек, которые она должна делать при теперешнем ее участии во всех европейских событиях. Следовательно, большая часть государственных доходов, употребляемых им на эти предметы, могут служить к внутреннему устройству го­сударства, к улучшению его вещественного и нравствен­ного благосостояния.

Уменьшив армию до трети или хотя бы до половины настоящего числа и на всякий случай обезопасив себя та­кими учреждениями, которые бы могли доставить ему во всякое время для защиты государства* необходимые военные силы, русское правительство, с одной сторо­ны, подало бы этим двигательный пример другим госу­дарствам и, может быть, со временем изменило бы и их политику, а с другой — как для себя, так и для народа своего произвело бы самые счастливые резуль­таты.

Во-первых, рекрутские наборы, эта столь тягостная повинность для простого народа, были бы не так часты, как теперь. У земледелия, промышленности не отнималось бы столько молодых и полезных рук. Народонаселение гораздо бы скорее увеличивалось. Нижним чинам можно было бы сократить сроки службы и тем поселить в них

____

* Должно  предполагать,   что   при   такой   миролюбивой  и   добро­совестной  политике  это  время  никогда  не  наступит.

// С  251

уверенность возвратиться в прежний свой быт. Ныне от­ставные солдаты приходят на работу дряхлые, изувечен­ные, в тягость и себе, и своим семействам, и обществу. Тогда же, напротив, они возвращались бы из службы по­лезными, трудолюбивыми гражданами.

С уменьшением расходов на содержание войск пра­вительство избавилось бы от необходимости прибегать к таким источникам доходов, которые вредят обществен­ному благосостоянию и общественным нравам, и вместе с тем имело бы возможность приступить к мерам и пре­образованиям, согласным с пользою государства, как, на­пример, заменение откупной системы другими налогами, уничтожение крепостного состояния, образование и т. д. Все эти меры, клонящиеся к истинной пользе государст­ва, придали бы большой вес правительству в общем мнении и послужили бы к развитию народного богат­ства, народного образования, которые, в свою очередь, усилили бы государственные средства и источники его доходов.

Но, что всего важнее, такая система и такой пример могли бы совершенно изменить существующее теперь об­щее направление внешней политики, основанное на самых мирных началах, противных и нравственности, и собствен­ным выгодам каждого государства. Вместо того, чтобы жить добрыми соседями, не вредить, а помогать друг дру­гу в достижении общей цели всего человечества, европей­ские правительства существуют какими-то тайными меж­ду собою врагами, с завистью следят за каждым успе­хом, за каждым действием той или другой державы, рас­считывают использовать свои выгоды на неудачах или действиях прочих государств. Для этого они истощают свои собственные средства, содержат огромные армии, поддерживают такие правительства, которые заслужи­вают ненависть своих подданных, вступают в противные их выгодам союзы и нередко прибегают к оружию и проли­вают потоки крови для удовлетворения мелочного често­любия или для поддержания так называемого европей­ского равновесия, случайно нарушаемого или властолю­бивыми замыслами, или законченными успехами другой нации, по такому пути, которым сами не хотят следо­вать.

Каждое из правительств просвещенных обществ, и в особенности те из них, которые имеют целью не собст-

// С  252

венные выгоды, а благо народное, видят хорошо всю не­основательность такой политики, но боятся по своему по­ложению изменить ее, чтобы не ослабить средств для своей защиты в случае внешней войны или внутренних смут. Одна Россия в этом случае может взять безопас­но инициативу и мало-помалу склонить другие державы последовать ее примеру.

Нет сомнения, что она нашла бы во всех государст­вах много союзников для новой своей политики. Общест­во друзей мира, в котором участвуют благонамеренные и просвещенные люди всего света, служит доказательством, что здравый смысл, руководясь человеколюбием, стал уж прояснять общественные идеи и понял, что война — это воззвание к материальной силе, это легкий способ удержать слабейшего противника. Это ultima ratio* сильного, который чувствует свою несправедливость, есть величайшее зло и никогда не может быть оправ­дано, если предпринимается не для собственной за­щиты.

И в самом деле, во всяком спорном вопросе что мо­жет доказать успех оружия? Одно только — что или сила ваша превосходнее, или вы искуснее вашего противника, или, наконец, что средства ваши значительнее, чем у не­го. Может ли этот успех изменить свойство спорного во­проса, сделать несправедливое — справедливым и обрат­но? Зачем же прибегать к такому средству, которое ни­сколько и никогда не убеждает. Зачем предоставлять ре­шение того, что относится к умственной, нравственной принадлежности человечества, просто силе вещественной. Согласно ли это хоть сколько-нибудь со здравым смыс­лом?

Но мне возразят, может быть, что хоть война и зло, но зло необходимое, что во всяком политическом вопро­се каждая страна считает себя правою, и потому когда истощаются взаимные доводы, убеждения, то есть пре­кращаются дипломатические переговоры, то необходимо должно прибегнуть к оружию, чтобы решить спорный вопрос. Спрашивается, почему это? В частных недоразу­мениях, тяжбах, когда обе стороны не могут миролюби­во окончить дело, не прибегают же они к физической

___

* Последний довод (л а т.).

// С  253

силе*, а предают дело суду и покоряются его  решению. Почему между государствами не может быть точно так же, как   между   частными   людьми?   Почему   не   установить согласия  всех правительств  постоянный  конгресс  из  пол комочных всех держав?  Его  решению  подлежали  бы все спорные  дела, которые  не могут  окончиться  миролюбиво самими   правительствами.    Нельзя   предполагать,    чтобы такой конгресс обсудил и  решил несправедливо, тем более, что заседание и прения его могут быть гласны. С дру­гой  стороны,  нельзя  также  предполагать,   чтобы  та  держава, которая будет недовольна его решением, отказалась повиноваться ему. Имея тогда против себя общее мнени своих подданных и всего света, она не захочет вступить в состязание с целым союзом государств, а если и будет так упорна и недальновидна, что решится на такую борьбу, то скоро должна будет раскаяться в своем неблагоразумии, и пример ее послужит для всех поучительным уро ком на будущее время.

При  таком  политическом  положении   европейских  обществ нельзя сомневаться, чтобы не прекратились навсегда и    самые    войны,    и    те    бедствия,    которые    сопровож­дают их.

Но во всяком случае, если бы другие государства не захотели согласоваться с такой политикой, то Россия без всякой опасности для своей самобытности и своего мо­гущества положительно могла бы следовать ей.

И тогда какой нравственный вес имела бы Россия, ее правительство в общем мнении всего света. Будучи един­ственною державою, которая, занимаясь внутренним уст­ройством своим, своими собственными делами, не домога­ется распространять ни своего владычества, ни своего влияния на другие государства, она бы не замедлила по­жать плоды своего благоразумия и своей умеренности.

Нет сомнения, что каждая нация, каждое государство существует и развивает свой общественный быт во имя ка­кой-нибудь идеи, согласно какой-нибудь цели провидения, которое, таким образом, постепенно ведет человечество к усовершенствованию и окончательному его назначению.

___

* Я говорю здесь о просвещенных нациях. В диком состояния человек беспрестанно прибегает к силе вещественной или телесной, и это одно из лучших доказательств против войны между образо­ванными государствами.

 // С  254

Так, например, англичане, по своему положению и наци­ональному характеру, видимо, предназначены к тому, что­бы населять необитаемые земли, распространять европей­скую цивилизацию в целом мире — быть руководителями на пути промышленности и торговли, то есть на пути ве­щественного благосостояния людей. Назначение Франции состоит в развитии умственного, гражданского и общест­венного образования человечества. Италии — в усовер­шенствовании изящных наук, или, так сказать, изящного отдела цивилизации. Германские народы взяли на свою долю область отвлеченных идей и улучшение семейного быта, семейных нравов. Так, в древнем мире греки и рим­ляне, в средние века варварские народы, каждый следо­вали цели, указанной им провидением, и сошли со сцены, когда исполнили свое предназначение.

Какая же в этом отношении должна быть цель России? В чем должно состоять ее предназначение, ее за­слуга в пользу человечества?

До Петра Великого Россия, как полный жизни и здо­ровья младенец, росла, постепенно развивала свои физи­ческие силы. С его времени начинается период ее нрав­ственного и умственного воспитания согласно с направ­лением европейской цивилизации. Правда, что ее воспи­татели не всегда совестливо, не всегда удачно исполняли свои обязанности, и тем не менее она подвигалась в своем образовании и достигла таким образом взрослого возраста. До сих пор ее правители и сама она (может быть, даже согласно с целью самого провидения) имели только в виду увеличить материально ее состав, ее телес­ные силы, и потому мы видим, что преобладающая идея политической жизни России в продолжение этого послед­него полуторавекового периода была идея завоеваний военной силы, увеличения своих владений, своего имущест­ва, одним словом, все то, что в лета юности и несовер­шенной зрелости ума так льстит самолюбию, так действует на воображение. Существование ее было существо­вание ребенка, младенца, юноши под надзором опекунов и воспитателей, которые заботились о ее вещественном быте, о ее достижении, пользовались выгодами, которые доставляло им положение их, и не только не старались о ее умственном, внутреннем развитии, но даже затруд­няли его. Стало быть, до настоящего времени она жила частью для себя, для своей будущности, большей частью

// С  255

для своих правителей и ничего не сделала еще для поль­зы человечества. Но такое существование огромной дер-жавы, как Россия, не могло и не может быть неизменным назначением провидения, которое неисповедимыми путя­ми своими ведет каждый народ к общей цели всего человечества. Нельзя же предполагать, чтобы оно допустило, предназначило Россиею поглотить все прочие националь ности, основать всемирную монархию и остановить по­стоянное усиленное движение человеческого рода к сво­ему усовершенствованию. Нельзя предполагать, чтобы оно хотело основать в целом мире некоторого рода Ки­тайскую империю, подчинить лучшие принадлежности разумных существ материальной силе и обречь их на веч­ную неподвижность.

Последняя война, остановив завоевательные намерения России на востоке и западе Европы, была, кажется, последнею попыткою ее юной натуры к всемирному влады­честву. Если бы эта война была удачна, если бы Россия достигла цели своего правительства и, разрушив Турец­кую державу, овладела столицею бывшей Византийской империи, она силою самих обстоятельств принуждена бы­ла бы идти далее по этому пути, и один бог знает, какие вышли бы от этого последствия. Благодетельное провиде­ние, не допустив ее исполнить неблагоразумное желание свое и заставив ее изменить свою политику и свои виды, указало ей и ее правительству настоящее их назначение в среде просвещенных европейских держав.

Это назначение, с одной стороны, то есть относительно Европы и образованного мира, состоит, мне кажется, в том, чтобы своею рассудительной умеренностью, своим до­бросовестным поведением, согласным со справедливостью и истинными пользами государства, изменением сущест­вующей и теперь общей политики, основанной на недо­верчивости и властолюбии, ввести новые начала во вза­имные отношения образованных обществ; осуществить и развить идею политического союза, согласного с незави­симостью каждой нации и основанного не на силе вещест­венной, а на преобладании рассудка и правосудия. С другой — усваивая и распространяя успехи европейской цивилизации и правила учения внутри своего государст­ва, служить вместе с тем проводником этих правил и этой цивилизации для грубых непросвещенных народов Азии, смежных с ее границами, и, следовательно, сделаются // С 256 некоторым образом преобразователем большей части ази­атского материка. Для этого, конечно, ей случится, мо­жет быть, прибегать иногда к силе вещественной, к ору­жию и распространять свои владения, но таких завоева­ний никто не поставит ей в вину потому, что они будут оправданы необходимостью и основаны на справедли­вости и на благе самих завоеванных стран.

Итак, содействовать примером своим и законным нрав­ственным влиянием к изменению внешней политики про­свещенных наций и к основанию между ними нового, луч­шего порядка политических отношений, заняться преиму­щественно внутренним устройством своего государства и действовать с благодетельными видами на соседние племе­на Азии — вот что должно быть отныне постоянной целью русского правительства и что неминуемо доставит Россия и внутреннее благосостояние и высокое значение между образованными нациями.

Какие бы успехи могла сделать Россия по этому пути, если бы покойный император в продолжение своего трид­цатилетнего царствования вместо того, чтобы тратить способы своего обширного государства на содержание мил­лиона войск и на политические свои виды на Западе, дей­ствовал в смысле истинного назначения России. Какой бы славой озарил он свое царствование и каких благо­детельных результатов мог бы достигнуть.

Россия независимо от того значения, которое она не­обходимо имеет между первенствующими европейскими державами по своему географическому положению, по сво­ему пространству и числу своего народонаселения, обла­дает сверх того такими выгодами и преимуществами, ко­торые ставят прочие государства в некоторую даже от нее зависимость. Я хочу сказать здесь о ее плодородии и ее земледельческой промышленности. Чем был Египет для Италии во времена римского владычества, тем в насто­ящее время может статься Россия для всей Европы. В не­урожайные годы она спасает от голода европейские го­сударства, она одна не боится умножения народонаселе­ния, ибо с каждым годом может увеличивать сбыт своих произведений на европейских рынках. При усовершенст­вовании земледельческой промышленности, при уничто­жении крепостного состояния и при лучшем устройстве общественного и гражданского быта производительность ее увеличится еще более. Какое значение, какое влияние // С  257 это   одно   обстоятельство   должно  доставить  ей   в   целой Европе?

Я изложил здесь вкратце мои мысли и мои заключе­ния насчет будущности России собственно для себя, чтобы впоследствии поверил их с действительными событи­ями, которых могу быть еще свидетелем. Убежденный в сбыточности моих желаний и предположений и в полной надежде — судя по начинаниям — на новое царствование, я молю создателя, чтобы он просветил лучами всеобъем­лющего, божественного разума своего нового нашего царя и утвердил его в намерении царствовать для блага России.

Пишу эти последние строки в день, назначенный для коронации, и присоединяю мольбы мои к мольбам и бла­гословениям всей России. Да не обманутся общие надеж­ды всех россиян и да ознаменуется его царствование благодетельными подвигами к устройству, просвещению, бла­госостоянию и славе нашего драгоценного отечества.

3 сентября 1856 года*.

___

* Далее следует зачеркнутый Н. В. Басаргиным текст, доступный для прочтения: «Надежды мои на нового царя России более и более оправдываются. Великодушное его сердце обратило и на нас его милосердие. В день коронования своего он совершенно изменил нашу участь, сделав из ссыльных изгнанников свободны­ми гражданами. Итак, наша тридцатилетняя ссылка окончилась, но менее половины дожили до этого дня. Во всей Сибири осталось только 26 человек, которые воспользуются этой милостью. Собст­венно для нас в наши преклонные лета возвращение всех прежних прав не имеет большого значения, но для семейных, для детей их оно чрезвычайно важно. С моей стороны, с глубокою душевною признательностью прочел я высочайший о том манифест и вознес к всевышнему теплые мольбы мои за доброго и великодушного царя». Последующий текст так зачеркнут, что может быть прочтен лишь при помощи специальной техники.

 

 

Комментарии

195  Автограф сочинения Басаргина «Мысли о будущности Рос­сии и ее политике» хранится в ЦГАОР (ф. 279, оп. 1, д. 182). Печатается впервые.

Выделение этой части «Записок» в самостоятельное дело является следствием небрежной обработки рукописей Басаргина в архиве. Весьма существенно то обстоятельство, что текст этого сочинения начинается с 241-й страницы, проставленной рукой самого автора, и следует непосредственно за последней, 240-й, страницей IV отдела «Записок». Кроме того, органическая связь «Мыслей...» с «Записками» определяется заключительной фразой IV отдела последних, которая гласит: «Скажу еще несколько слов о том, в чем заключаются эти ожидания с моей стороны и в чем состоит, по моему мнению, истинное назначение России в судьбах всего человечества». Содержание «Мыслей...» полностью отвечает авторскому замыслу и тем самым дает основание для включения их  как  своеобразного  эпилога  в   состав  «Записок».

 

Печатается по кн.: Н.В. Басаргин. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск:    Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. В настоящей интернет-публикации использована электронная версия книги с сайта http://www.dekabristy.ru/ Гипертекстовая разметка и иллюстрации исполнены в соответствии со стандартами ХРОНОСа.


Здесь читайте:

Басаргин Николай Васильевич (1800-1861) - : состоял в "Южном обществе"  

Декабристы (биографический указатель).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС