> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАСАЙТ БАЗАРНОГОШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС >  
ссылка на XPOHOC

Владимир БАЗАРНЫЙ

2004 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Школьный стресс

и демографическая катастрофа России

Глава 2. Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье.

2.1 Телесная вертикаль, ритмы произвольно-волевых усилий и гравитационный ритм земли.

Специалисты в области электрофизиологии, вообще, и электроэнцефалографии, в частности, давно подметили: при вертикальном положении тела активизируется движение энергии снизу вверх. Данное явление получило название восходящей энергетической активации. К сожалению, глубже этой констатации наука подобный феномен не разрабатывала.

Комплексом выполненных под нашим руководством исследований по возрастной физиологии выявлено, что в основе восходящей активации находится высокочастотный телесно-энергетический ритм, начинающийся с подошв ступней и далее распространяющийся вверх по телу, подключая к себе все вегетативные гладкомышечные системы жизнеподдержания.

Установлено, что данный ритм через вестибуло-мозжечковый механизм несет не только феномен зарождения нервных токов, необходимых для реактивации видовых информационных «сверток», в т.ч. реализации программ жизнеподдержания, но и специфическую «соборную» функцию – функцию синхронизации («сборки») между собой всей иерархии телесных био (а точнее, информационных алго) ритмов (от высокочастотных до низких).

Установлено, что реактивационный эффект данного ритма, в т.ч. эффект «сборки» между собой различных информационных контуров прямо пропорционален оформленности и укорененности на этапах детства главного параметра нашей видовой конституции - телесной вертикали (осанны – на христианском языке). Речь идет о том, что активность (мощность) данного восходящего тока (ритма) обусловлена мерой совпадения вектора телесной вертикали относительно гравитационной земной (а в широком плане – космической) оси. При этом максимум ритмической упорядоченности и активности (мощности) высокочастотного телесно-тонического ритма выявляется при совмещении телесной вертикали с гравитационной осью земли.

И, наоборот, при отклонении вектора телесной вертикали от гравитационной оси наблюдается, во-первых, нарушение ритмического строя колебательного момента, во-вторых, рост судорожных нейромоторных спаек, в-третьих, постепенное угасание амплитуды (мощности) алгоритмов.

Нами подтвержден установленный ранее В.С. Гурфинкелем, Я.М. Коц, М.Я. Шик (1965) феномен: по мере искусственного увеличения массы тела (путем возложения на плечи дополнительного груза) колебательный момент тела не только не затухает, а, наоборот, увеличивается. Этот факт позволил нам сделать однозначный вывод: энергетика и ритмика водительства данного ритма находится за пределами нашей телесной организации. Пропорциональность же мощности и ритмичности колебательного момента тела мере совпадения телесной вертикали и гравитационной оси позволил нам считать, что в основе его происхождения находится гравитационно-колебательный момент земли (он же – электро-магнитный, он же – фотонно-гравитационный). Тот же ритм, который трансформируется в колебательный момент тела, мы определили как телесно-осевой гравитационный ритм жизни (ТОГРЖ).

С этих позиций «собрать» тело – значит собрать всю иерархию информационно-энергетических контуров телесной организации в единую синхронно сонастроенную цельность (соборность). И это возможно достичь только с помощью внешнего универсального ритма-водителя, ритма-дирижера – гравитационного ритма земли.

Установлено, что мере проникновения в «конструкцию» тела ТОГРЖ, а так же подключения к себе различных биоритмов способствует мера симпатико-тонической активации, возникающей при телесной вертикальной стойке с развернутыми плечами и гордо поднятой головой («царской осанне»). И только в таком положении отмечается вся полнота раскрытия пластичности («парусности») волновой структуры нейромоторных алгоритмов. И, наоборот, мере отключения телесных ритмов от ТОГРЖ способствует мера парасимпатической активации, возникающей при согбенности и опущенных плечах. В этих условиях наблюдается синдром «сворачивания» полноты раскрытия («парусности») волновой структуры нейромоторных ритмов, вплоть до появления спаек (рис. 1, 2).

 

 

Установлено, что ТОГРЖ имеет прямое отношение не только к поддержанию непроизвольной жизнетворной моторики, подведенной под основу функционирования всех систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, в т.ч. выделительной и т.д.), но и к формированию всего того, что возвысило нас из мира чисто вегетативной (инстинктивной) жизни. Речь идет о формировании всех произвольно-моторных, а в итоге, духовно-психических потенциалов: уверенной речи, рукотворческих, в т.ч. графических способностей и т.д.

Установлено, что все произвольно-моторные (психомоторные) способности формируются на основе наложения (подключения) низкочастотных (низко энергоемких) произвольных усилий тела (рук, речевого аппарата) на высоко энергоемкие высокочастотные непроизвольные ритмы, протекающие в организме на основе ТОГРЖ. При этом для наложения таких ритмов как минимум нужна произвольная воля и активность тела в режиме телесной вертикали.

В этих условиях эффективность наложения произвольно-волевых (психомоторных) ритмов с ТОГРЖ обусловлена двумя принципиальными моментами: во-первых, приданием произвольным усилиям строго ритмического строя, во-вторых, такой минимизации усилий во времени, при которой за каждым усилием (мышечным напряжением) должна следовать микропауза (отдых). Такой режим необходим для восстановления затраченных при усилиях пластических и энергетических веществ, в т.ч. за счет обеспечения полноценного тока крови по капиллярам и сосудам, а также минимизации «шумов», связанных с наслоением судорожной напряженности мышц. Теперь мы можем понять, какую жизнетворную основу для людей имеет художественно-пластическое рукотворчество, в т.ч. сформированный в детстве художественно-пластический почерк.

Вот почему в долгосрочном плане сформированность на этапах детства телесной вертикали, в т.ч. свободы произвольно-волевых (психомоторных) ритмов – это абсолютно необходимое условие, с одной стороны, для поддержания жизнеспособности организма, с другой, для реактивации и выведения на поверхность телесной и духовно-психической жизни видовых информационных программ. И, наоборот, несформированность на этапах раннего детства телесной вертикали, а также свободы произвольно-волевых ритмов – это способ закрепощения и заглушения жизнетворных алгоритмов, «секвестр» реализации видовых программ, а, в конечном счете, – это путь к генетической инфантилизации и угасанию жизнеспособности людей.

Теперь мы можем, наконец, осознать, какое бедствие ждет новые поколения, если с детства у них не сформировать и не укоренить главный параметр нашей видовой конституции – идеальную телесную вертикаль. Если не оформить свободу пластики и ритма произвольно-волевых усилий и, в первую очередь, речевых и графических. А предложенный сидяче-согбенный образ строительства школьной жизни детей как раз и есть не что иное, как формирование поколений с отклоненной осью телесной вертикали от гравитационного вектора земли, есть ни что иное, как разрушение базового параметра нашей видовой конституции – телесной вертикали, а в итоге, заглушение «биореактора» нашей жизнеспособности. Что касается технико-скоростных принципов образования, то это есть ни что иное, как слом и заглушение тех базовых психомоторных функций, на основе которых формируются все творческие способности, а в конечном счете, свободный творческий интеллект.

2.2. Школа хронического стресса.

Комплексом проведенных нами исследований установлено, что образование (воспитание) детей на «седалищах» – это прежде всего подавление и заглушение активности тела, в том числе усилий и силовых нагрузок на всю опорно-двигательную костно-мышечную систему. В этих условиях развитие ребенка происходит в режиме своеобразного синдрома телесно-мышечного и, как следствие, метаболического «расслабления». Это означает, что адекватно мере снятия силовых нагрузок перестраивается весь остеосинтез в направлении формирования расслабленной костной структуры. При этом, связанные в костях ионы кальция (ранее выполнявшие динамические функции) выходят в кровь, но уже в виде солей. В итоге, с одной стороны, развивается костный остеопороз, с другой – появляется повышенная циркуляция солей кальция в крови. Излишки же кальция в крови – это уже начало кальцификации клеток и тканей и, прежде всего, опорно-двигательного аппарата, сосудов и внутренних органов. Между тем, врач-педиатр выписывает ребенку, у которого выявлен остеопороз, именно соли кальция. В этих условиях остеопороз не устраняется, а излишек кальция в крови возрастает. Дозированное и постоянное наращивание силовых нагрузок на костно-мышечную систему – универсальный метод лечения массового остеопороза.

Но тело ребенка в учебном процессе пребывает не просто в режиме «седалищного» расслабления. Оказалось, что выведение из процесса развития и функциональной задействованности телесно-осевого баланса – центрального механизма «меры», на основе которого оформляются все функции координации тела, в том числе тонкие произвольно-волевые способности (дозированные усилия тела, рук, пальцев и т.д.) привело к тому, что дети при выполнении тонко координированных произвольно-волевых актов (типа письма) оказались вынужденными обращаться к древним эмбриональным уровням построения произвольных движении. А древние уровни управления произвольными движениями построены на законе «все, или ничего», т.е. на законе не управляемой, не дозированной энергозатратной мобилизации телесно-мышечных систем. Внешнее проявление таких не управляемых мышечных усилий – «разлитые» по всему телу фиксированные во времени статистические мышечные напряжения. Это состояние своеобразного тетануса («электрошока»). Этот синдром, конечно, наблюдал каждый педагог - вспомним вечно зажатых, напряженных и низко склоненных при письме детей.

Фиксированные и продолжительные по времени мышечные напряжения – это предельная мобилизация всех нейро-энергетических и гормонально-эндокринных ресурсов организма на фоне блока определенности в стратегии произвольно-волевого реагирования (поведения). Это своеобразное «короткое замыкание» между чувственным и моторным энергетическими контурами и, как следствие, залповый сброс чувственной нервной энергии в хаотическую мышечную судорожность, т.е. «в никуда», вне поступления ее извне за счет блока чувственных каналов. Это блок (внесение хаоса) в ритмически протекающие произвольные (психические) ритмы (речевые, графические и т.д.).

Установлено, что в этих условиях в состояние напряженности вовлекаются не только произвольно-волевые мышечные системы, но и гладкомышечные, на основе которых держится функциональная жизнь всех вегетативных процессов, жизнь всех внутренних органов, т.е. жизнь всех систем жизнеобеспечения и особенно системы микроциркуляции крови. В итоге – это нарушение процессов синтеза-распада веществ с накоплением недоокисленных радикалов (шлаков, солей и т.д.). Это самоотравление организма. Это погружение детей в старость и болезни старения. Кроме этого, ситуация фиксированных пролонгированных во времени напряжений – это внесение хаоса в структуру нейромоторных частот, несущих в себе информационно-генетические программы жизнеобеспечения. Вот почему спазм произвольно-мышечный трансформируется в спазм нейромоторный (нейрокинетический). А это уже спазм сердечно-сосудистый, желудочно-кишечный, дыхательный и т.д. Это своеобразный блок всех жизнеполагающих информационных био(алго)ритмов.

В этих условиях организм выходит без потерь лишь при кратковременном воздействии подобных эффектов. В случаях же продолжающихся и повторяющихся подобных реакций организм входит в режим нервно-энергетического, гормонально-эндокринологического и информационно-генетического истощения («выгорания»).

Следует особо заметить, что еще Ганс Селье (1938) показал: те пролонгированные во времени мышечные напряжения, которые не снимаются движениями (действиями), являются стрессом и оказывают такое же деструктивное влияние на организм, как и острое отравление ядом.

То, что дети систематически испытывают «школьный стресс», Всемирная организация здравоохранения констатировала еще в 1959 году. К сожалению, при наличии нескольких базовых академий у нас школьным стрессом никто по-настоящему не занимался. Исследования, ведущиеся под нашим руководством в течение 27 лет, позволяют утверждать: школа переполнена самыми разнообразными школьными стрессами. Ниже приведем лишь неполный их перечень.

Структура школьных (дидактогенных) стрессов, в которых систематически пребывают дети в учебном процессе

1. Классическая «безрукая» сигнально-левополушарная (вербальная) основа строительства учебного процесса, в которой изначально заложены:

а) стресс от подавления произвольно-волевой активности и рукотворческой деятельности;

б) стресс от расщепления и отчуждения образного эмоционально-творческого правого полушария от условно-сигнального – левого, заглушающего эмоционально-смысловое восприятие;

в) стресс от расщепления и отчуждения эмоционально-смыслового переживания от произвольно-волевого созидания.

2.  Стресс закрепощения чувственно-информационных и нейромоторных ритмов в условиях систематической обездвиженности детей:

а) напряжение от закрепощения общей телесно-моторной активности (гипокинетический стресс);

б) напряжение от закрепощения ориентировочно-поискового рефлекса из-за систематической обездвиженности головы;

в) напряжение от закрепощения энергоемких сканирующих и образовоссоздающих зрительных ритмов за счет систематической точечной фиксации взора на текстовом поле букв в режиме ближнего зрения.

3. Стресс нарастающего угасания способностей локализации и координации произвольных движений (усилий) в пространстве при «седалищном» образе строительства учебного процесса:

напряжения от выключения телесно-осевого баланса, градуирующего меру произвольных усилий во времени и пространстве;

б) оптико-рефлекторные напряжения из-за перспективного искажения букв, возникающего на горизонтальной поверхности столов;

в) Позо-статические напряжения из-за несоответствия размеров столов росту ребенка.

4. Дидактогенные стрессы:

а) стресс от расщепления слова от образа (сигнально-образного синтеза) и возникновения на этой основе неопределенности в образно-смысловых ассоциациях;

б) стресс от расщепления чувства от смысла (эмоционально-смыслового синтеза) и возникновения на этой основе эмоционально-смысловой неопределенности;

в) стресс от напряжения, возникающего при незрелости телесно-координационных сфер;

г) стресс фиксированных статических напряжений, возникающих при:

безотрывном письме;

ускоренном письме;

ускоренном чтении.

д) стресс из-за игнорирования базовым учебным планом необходимости формирования уверенной диалоговой речи, из-за чего ребенок пребывает в дидактогенной неуверенности и страхе.

5.  Стресс бесполой дидактики и пололичностной диссоциации:

стресс из-за игнорирования принципиальных различий в пололичностных установках эмоционально-смысловых сфер у мальчиков и девочек;

стресс из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности;

стресс из-за уничижения мужского начала в мальчиках перед более зрелыми по генетическому и духовному возрасту девочками.

6. Стресс из-за эмоционально-душевной депривации (депрессии), заложенной в информационно ориентируемую дидактику:

между авторитарным учителем и детьми;

между эгоцентрически сформированными детьми и учителем;

между авторитарными родителями, эгоцентрическими детьми и авторитарными учителями.

7.  Стресс хронической чувственной депривации в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды - комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:

тактильно-вегетативные депрессии-напряжения;

оптико-вегетативные депрессии-напряжения;

ауди-вегетативные депрессии-напряжения;

вестибуло-вегетативные депрессии-напряжения;

аромо-вегетативные депрессии-напряжения.

Заметим, что одним из последствий систематического воздействия стресса (и не только) является истощение («выгорание») нервной энергии, сопровождающееся увеличением щитовидной железы. Педиатры уже многие годы выражают тревогу по поводу увеличения у школьников щитовидной железы. Так, в Самаре было проведено массовое обследование учащихся. У 40 % школьников них выявлен зоб.

Причину медики видят в одном: недостаток йода в воде и пище. Между тем, еще в позапрошлом веке доктором Гильом из Нефшателе был описан «школьный зоб», который из 731 ученика был выявлен у 414. Подобный факт описал и Д.И. Писарев в 1865 г. в своей знаменитой статье «Школа и жизнь».

Наши исследования убеждают в главном: степень выраженности зоба у школьников прямо пропорциональна той напряженности ребенка, которую он испытывает в процессе письма. В частности, при незначительно выраженном синдроме склонения (внешнем проявлении внутренней напряженности детей) детей при письме (до 20 см) среди школьников 7-8 классов зоб в 80-е годы ХХ столетия выявлялся у 9,1 % детей. В тоже время при резко выраженном синдроме склонения детей при письме (12 см и ниже) среди аналогичной возрастно-половой группы школьников зоб выявлялся уже в 63,7% детей.

И еще одно открытие. Ведущий цитолог из СО РАМН профессор В.П. Новицкая вместе с В.А. Гуровым исследовали метаболизм на клеточном уровне у группы школьников 8-9 лет, учебный процесс которых строился в традиционном моторно-закрепощенном (стрессогенном) режиме, а так же сравнительно у аналогичной возрастной группы детей, учебный процесс которых строился в предложенном нами режиме моторной свободы (работа в положении стоя и свободного перемещения по классу). При этом установлено, что спустя только 2 года обучения во второй (экспериментальной) группе флуоресценция (свечение) лимфоцитарных моноаминов оказалась в 2,3 раза выше (р< 0.01)!!! А ведь свечение клеток – это та «кладовая», где хранится полевая генетическая информация (Гурвич А.Г., 1977; Любищев А.А., 1925; В.П. Казначеев, 1981; Гаряев П.П., 1994 и другие).

В этих условиях замалчивание школьного стрессогенного механизма в массовом поражении детей зобом - есть величайший обман и преступление. Со всей ответственностью утверждаю: массовое увеличение щитовидной железы у школьников – это самый грозный симптом неумолимо надвигающейся на нас видовой катастрофы, обусловленной чуждой природе ребенка методикой образования, обусловленной дидактогенными стрессами и, как следствие, истощением («выгоранием») энергоинформационных ресурсов жизни. Зоб - это последняя компенсаторная реакция организма, судорожно цепляющегося за жизнь.

Что же касается долгосрочных последствий воздействия стресса на детский организм, то они в основном известны. Это истощение гормонально-эндокринной системы, выводящей на поверхность телесной и духовной жизни видовые информационные программы жизнеобеспечения.

Это нарастающие процессы генетических мутаций.

Это распространенные сосудистые расстройства.

Это расстройство работы всех внутренних органов и систем.

На клеточном уровне – это быстрое выпадение ионов кальция, переносящих электрические потенциалы при ритмических сокращениях мышц, в соли кальция.

Это внутреннее угасание потенциала нервной энергии.

Это ранний системный склероз:

клеток;

периваскуальных структур и сосудов;

нейроглиальной системы;

нейромоторных структур;

межкостных хрящевых сочленений (типа остеохондроза с образованием остеофитов и др.).

Это всевозрастающая косность и тугоподвижность тела, т.е. прижизненное его «окостенение» («окаменение»).

Это раннее старение детей с формированием у них букетов сугубо старческих болезней.

Установлено: развитие детей в таких условиях – это изначальное разрушение детородной конституции тела из-за нарастающих:

ригидности и тугоподвижности костно-мышечных систем;

деформации развития структур малого таза;

застойно-воспалительных процессов в малом тазу;

угасания качества и эффективности детородного семени;

дезорганизации родоразрешающей силы и родоразрешающего ритма и т.д.

О том, что происходит с телами школьников за 10 лет седалищно-расслабленного «познания жизни», подробно описано в обстоятельном исследовании сотрудника нашей научной лаборатории Алифановой Л.А. (см. главу 3 настоящего издания).

Весь комплекс патологических явлений, возникающих на начальном этапе седалищного воспитания (образования) детей мы определили как синдром утомления детей (СУД). Постепенно, по мере обучения в режиме напряженности, возникает синдром прижизненной мумификации тела (СПРУТ).

С широких эволюционных позиций – это возрастающий в поколении синдром инфантильно-дегенеративной инволюции (СИДИ).

2.3. В основе демографической катастрофы России - полвека школьных реформ.

Министерство образования СССР во второй половине ХХ-го века провело целый ряд специальных реформ, направленных на углубление и усиление внутренней напряженности (стресса) детей в учебном процессе.

Это игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и строительство учебного плана на инструктивно-программируемом, «дисциплинарно-принудительном» левом полушарии. На научном официальном языке – это строительство отечественной школы на вербальной основе.

Это окончательное изгнание из базового учебного плана полноценного трудового, художественного, музыкального воспитания.

Это изгнание из базового учебного плана полноценного рукотворчества.

Это изгнание из базового учебного плана ГТО, в том числе полноценного физического и патриотического воспитания.

Это строительство учебного процесса на основе скорописи с помощью шариковой ручки.

Это внедрение для детей стандартов чтения - чтения под секундомеры вне оценки осмысленности прочитанного.

Это внедрение бесполой информационной дидактики, заглушающей адекватные природе пола чувственно-образные эмоциональные отклики, а в итоге – заглушающей развитие адекватных полу воображения, эмоций, фантазий, смыслов - т.е. пололичностной дифференциации.

Это замена ростомерной мебели на одномерную.

Это замена оптимальной для зрительного восприятия наклонной поверхности рабочих парт на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность столов.

Это замена оптимального электролампового освещения на негативное для мозга мелькающее люминесцентное.

Это дальнейшая информационная интенсификация учебного процесса.

Это грубейшие гигиенические нарушения в печатных текстах.

И т.д. и т.п.

И, как уже отмечалось выше, при такой методике так называемого «образования» уже спустя один учебный год у 60-70 % детей возникают все признаки психических расстройств, а спустя несколько лет – букеты сугубо школьных неизлечимых патологий. В итоге мы видим как день ото дня нарастают тяжелые школьные хронические недуги - атеросклероз, остеохондроз, болезни сердечно-сосудистой системы. Прямо на уроках уже случаются инфаркты и инсульты. Час великой катастрофы неумолимо приближается! Вот как об этом пишет видный демограф России – специалист, владеющий методикой крупных статистических исследований, профессор И.А. Гундаров: “...По критериям медицинской науки такие процессы определяются как эпидемия. Эпидемия - есть массовое увеличение заболеваемости или смертности, вызванное действием фактора, передающегося от человека к человеку. ...Проведенный с помощью метода исключения анализ показал, что ни один из известных социально-экономических и медицинских факторов риска и все они вместе не объясняют природы сверхсмертности в России. ...Перечисленное убеждает в том, что страна переживает не нормальный демографический переход, а демографическую деградацию. ...Перечисленное ставит Россию перед дилеммой: смириться с неизбежностью и оказаться в Красной книге истории или найти прорывные неэкономические технологии для выхода из безвыходной ситуации”.

Ему вторит бывший министр здравоохранения Ю. Шевченко: «Сложившаяся к началу 90-х годов ситуация с общественным здоровьем приблизилась к критической, вопрос коренной перестройки здравоохранения встал со всей остротой. Современные условия потребовали принятия концептуального документа, в котором были бы отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Срок исполнения первого этапа основных мероприятий по реализации Концепции закончился в 2000г., и есть все основания подвести итоги работы отрасли. На сегодня большинство планируемых мероприятий выполнено.

Каковы сегодня главные проблемы здравоохранения России?

1. Высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Ежегодно в стране регистрируется 155 – 185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. – с впервые установленным диагнозом.

2. Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость врожденными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, а также нервной и органов чувств.

3. Ежегодно в стране регистрируется от 15 до 17 млн. больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

4. В Российской Федерации зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом, из них более 500 тыс. – инсулинзависимыми формами.

5. В течение последних лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек, из них более 3 тыс. – дети, более 133 тыс. человек становятся инвалидами и около 300 тыс. умирают. В настоящее время на учете онкологической службы находится около 2 млн. больных, что составляет 1,4% населения страны.

6. Общее число психических больных за эти годы возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или на 19,1%, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26%.

7. В 2000г. в России эпидемиологическая обстановка по туберкулезу продолжала ухудшаться. Показатель смертности от туберкулеза в 2000г. составил 20,4 на 100 тыс. (в 1990г. – 7,9, в 1999г. – 20,1). Среди умерших 75% составляют лица трудоспособного населения. В целом ситуацию с туберкулезом следует оценить как крайне напряженную.

8. Крайне напряженная эпидемиологическая обстановка сложилась по заболеваниям, передаваемым половым путем. Зарегистрировано 1 млн. 165 тыс. больных, в т.ч. 271 тыс. – сифилисом и 175 тыс. – гонореей. Интенсивный показатель заболеваемости сифилисом увеличился с 4,3 случая на 100 тыс. населения в 1990г. до 277,7 случая в 1997г., т.е. в 64 раза.

9. В настоящее время проблема алкоголизма и наркомании представляет серьезную угрозу. Только за последние 9 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманиями увеличилось в 6,8 раза, в 10,7 раза возрос уровень заболеваемости наркоманиями.

10. В 2000г. в Российской Федерации погибли от травм, отравлений и несчастных случаев свыше 300 тыс. человек. Среди всех причин смертности на их долю приходится 14%. На 100 тыс. населения это составляет 214,3 случая».

Главный вывод нашего многолетнего изучения организации школьной жизни детей суров и неумолим. Игнорирование в учебном процессе образов живого мира, игнорирование собственного телесно-чувственного опыта, игнорирование рук и ног на фоне строительства учебно-познавательного процесса вне присущих полу чувств, эмоций, мечты, фантазий, мотивов – это постепенно и неумолимо нарастающее в поколениях умирание человеческой сути. Это отмирание людей, как вида.

Основная научная литература:

Аршавский И.А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: «Наука», 1982.

Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М.: «Наука», 1992.

Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: «Наука», 1991.

Базарный В.Ф. Нейрофизическое содержание неумолимо нарастающего в современном обществе синдрома физического и психоэмоционального истощения (выгорания). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 25-летию НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Красноярск, 2001.

Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты.// Российский педиатрический журнал. – 1999.

Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков.// Российский педиатрический журнал. – 2000. - №5.

Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: «Медицина», 1966.

Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. – Л-д: «Медицина», 1979.

Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: «Медицина», 1990.

Гаряев П.П. Волновой геном. – Изд-во Общ. польза, 1997.

Гурвич А.Г. Избранные труды. – М.: «Медицина», 1977.

Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. – М.: «Наука», 1965.

Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. – Новосибирск: «Наука»,1981.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: «Педагогика», 1982.

Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В., Сотниченко Т.С., Федорова К.П. Зрительные пути и система активации мозга. – Л-д: «Наука», 1982.

Куинджи Н.Н. Нормирование непрерывной длительности письма с учетом механизма утомления младших школьников. Журн. «Гигиена и санитария», №5, 1973.

Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

Лобунская Г.В. Изобразительное творчество у детей. – М.: «Просвещение», 1995.

Любищев А.А. О природе генов. – Пермь, 1925.

Орехов К.В. Экология человека и инфекционные заболевания детей Ставропольского края. Ставрополь, 1994.

Прибрам К. Языки мозга. – М.: «Прогресс», 1975.

Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Физическое развитие детей. – Красноярск, 1970.

Роль сенсорного притока в созревании функций мозга (Отв. ред. Е.В. Максимова, К.В. Шулейкина). – М.: «Наука», 1987.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: 1960.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – Изд-во политической литературы, 1947.

 

stress.jpg (14648 bytes)

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС