Бочарова З. С. |
|
-- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Бочарова З. С.РУССКИЕ БЕЖЕНЦЫ: ПРОБЛЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ, УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ. (1920-1930-е годы)(Сборник документов и материалов) ХОДАТАЙСТВО,возбужденное 29 и 31 марта 1923 г. Берлинским Отделением Комитета Съездов русских Юристов перед германскими министерствами внутренних и иностранных дел, по вопросу о введении в Германии для русских беженцев паспорта Лиги Наций […] государств, где сосредоточились по преимуществу лишившиеся своей родины русские граждане. Съезд для дальнейшей работы по правовой защите русских беженцев избрал из своей среды постоянную организацию в лице т. н. Комитета Съездов Юристов и его отделений. Берлинское Отделение Комитета, имеющее в своей среде профессоров права, сенаторов, судей прокуроров, адвокатов и чинов бывшей администрации, в настоящее время сорганизовалось и приступило к работам, причем в первую очередь ему пришлось заняться одним из наиболее важных для эмиграции вопросов – легитимацией беженцев путем получения т. н. паспортов Лиги Наций. Комитету еще по работам съезда, а потом и по дальнейшим совещаниям Нансеновской комиссии, имевшим место в Женеве и Париже, известно общее содержание выработанных положений о снабжении русских беженцев паспортами типа Лиги Наций; в последнее время ему стало известным, что германское правительство склонно также установить паспорта этого типа для русских беженцев, пользующихся гостеприимством Германии. В силу этого Комитет позволяет себе полагать, что его соображения по этому вопросу могут помочь правильной постановке дела и поэтому будут встречены правительством Германии. Для правильной постановки вопроса о видах на жительство русских беженцев Комитет считает необходимым раньше всего определить, что такое представляет собой с правовой точки зрения группа русских граждан, признаваемых германским правительством «беженцами» и какими признаками правового или фактического характера определяется состояние беженства. В этом отношении Берлинское отделение пользуется как материалом документами, исходящими от Германского Правительства, а именно, Циркулярами Имперского Министра Внутренних Дел от 20-го июня 1922 г., 6-го июля 1922 г. (за № 11 3867.в). Последний действует и поныне для руководства правительств, входящих в состав Германской Империи стран. В первом Циркуляре, устанавливающем в виде общего правила обязательность для всех русских граждан, проживающих в Германии, иметь национальный русский паспорт, выданный правительством признанного Германией правительства РСФСР и только в тех случаях, когда проситель достоверно докажет невозможность получения им советского паспорта или же, что он по особым причинам обратиться к советским властям не может, германские власти должны выдать ему «Personalausweis», как замену паспорта. Под этими особыми причинами явно подразумевалась, невозможность обращения к советскому представительству со стороны лиц, являющихся политическими эмигрантами и проживающих в Германии по праву политического убежища, установленному и признанному международным правом цивилизованных государств. Второй же циркуляр идет еще далее. Он, опираясь на декрет советского правительства от 15-го декабря 1921 г., признает, что проживающие в Германии русские беженцы в подавляющем большинстве принадлежат к группам потерявших русское подданство граждан и что таким образом они должны быть признаны бесподданными (Staatenlos). Для установления их состояния беженства циркуляр рекомендует довольствоваться в качестве рекомендаций удостоверениями «Vertrauensstelle fur russische Fluchtlinge», как учреждения вполне компетентного в вопросах русского беженства и стоящего в связи с русскими беженскими организациями. Таким образом, Германское Правительство установило, что юридическим признаком состояния беженства и связанной с ним бесподданости является подведение беженца под группу предусмотренных декретом от 15-го декабря 1921 г. лиц, а фактическим доказательством соответственное удостоверение Vertrauensstelle c тем, что данному лицу обращение к советской власти nicht zugemutet sein kann. Это положение при вопросе о снабжении русским беженцев паспортами по типу Лиги Наций, думается Комитету, должно быть пересмотрено и расширено. […]ограничивать круг лиц, признающихся германским правительством беженцами и бесподданными только группой походящей под декрет 15-го декабря явится неправильным и лишит права политического убежища лиц, которым удалось выбраться из России после этого или какого-либо другого срока, или которые для выхода из России воспользовались документами, придающими их выезду из России легальный или псевдолегальный характер. Поэтому для установления состояния беженства нельзя устанавливать внешнего признака, что само советское правительство исторгло то или иное лицо из русского гражданства. Правом убежища, а следовательно и возможностью получить паспорт, должно пользоваться каждое лицо, вошедшее в конфликт с советским правительством по причинам политического свойства и поэтому, для признания беженца таковым, необходимо только представление им от организации по защите интересов русских беженцев в Германии доказательств, что причиною оставления им России, или причиною невозможности в нее вернуться является гонение советской власти или опасность, или отсутствие серьезных гарантий при возвращении. Для установления этих обстоятельств Комитет признает предусмотренный циркуляром путь – рекомендацию Vertrauensstelle вполне достаточным и представляющим полную гарантию в правильности предварительного обследования каждого отдельного случая. Таким образом, при определении круга лиц, которые имеют право на получение паспортов по типу Лиги Наций, Комитет полагает не ограничивать этот круг ни каким-либо сроком оставления ими России, ни подведением их под категорию предусмотренных декретом от 15-го декабря 1921 г. группы. По вопросу о том, кто имеет право на получение паспорта Лиги Наций по месту происхождения, Комитет пришел к убеждению, что все граждане бывшей Российской Империи, которые не оптировали подданства новообразовавшихся на ее территории государств и которые подходят под понятие «беженец» имеют это право. Один факт рождения, скажем на территории Польши, не является еще признаком принадлежности к польскому государству. Сплошь да рядом рождение в том или ином месте Империи носит часто случайный характер – как то служба родителей, их профессиональная деятельность или даже временное пребывание. Приписка, т. е. формальная принадлежность к общине, тоже далеко не всегда является доказательством принадлежности к коренному населению той или иной части бывшей Российской Империи. Существовавший в России сословный характер приписки и бывшие затруднения при перечислении из одного сословия или общества в другое приводили часто к тому, что лицо, приписанное к какому-либо обществу в нынешней Польше, Литве или Латвии фактически постоянно проживало в другом месте и ничего с местом своей приписки, кроме паспорта, не имело. Наконец, остается место постоянного жительства (Wohnsitz). Но во многих случаях установление места постоянного жительства явится затруднительным в виду отсутствия у беженцев документов или иных доказательств. К тому же место жительства многих вызывалось их службой, (например, офицеры русской армии, расположенной в большей своей части в нынешней Польше), а не принадлежностью к местному населению. Наиболее правильным с правовой точки зрения признаком принадлежности к вновь образовавшемуся государству является оптация, т. е. волеизъявление лица на принадлежность к этому государству, и пока такового волеизъявления не было, означенное лицо остается тем, чем оно было до образования нового государства, т. е. русским гражданином. Только в таких случаях, когда международными договорами или законами вновь образовавшегося государства установлено противное, может быть речь об обязании лица, не признающего себя, скажем поляком, представить доказательства непринадлежности к Польше. При этом надо добавить, что по опыту Vertrauensstelle установлено, что требование таких лиц, родившихся в Польше, ставит просителей в безвыходное положение, ибо польские власти таких удостоверений не выдают. В силу указанных соображений Комитет полагает считать русскими беженцами всех тех, кои во время оставления родины были русские и росле оставления никакого другого подданства не принимали. Aufenthaltsbewilligung[xviii]. Наиболее важным вопросом для каждого русского беженца, лишенного возможности вернуться на родину, и пребывающего в Германии по праву убежища, является его право на жительство и на свободное передвижение в стране. Ныне существующий порядок, по которому получение Personalausweis'а не предполагает еще права на жительство в Германии и связанная с этим положением необходимость для убежища добиваться у местных полицейских властей еще отдельного разрешения на проживание в определенной местности, ведет к невероятным трудностям для беженцев. Весь смысл паспортов Лиги Наций заключался, как то видно из протоколов Нансеновсокго Комитета, именно в том, что лица, допущенные к проживанию в определенной стране, имели там, благодаря легитимации их беженского положения, право проживания и свободного передвижения, и, в случае желания покинуть страну, возможность получения на их документах виз, включая сюда и обратные визы на въезд в страну, в которой беженцы осели. Германское правительство само признало беженцев бесподданными. Состояние бесподданства предусмотрено и определено германскими законами и общими положениями международного права. По германским законам положение бесподданных определяется не только по отношению их прав, но и обязанностей к стране, их приютившей. Так, они, например, поставлены в одинаковое с немцами положение по отношению налогов и сборов, а по закону от 22-го июля 1913 г. подлежали отбыванию воинской повинности в германских войсках наравне с природными немцами. Это положение – людей, не имеющих родины, и потому фактически даже не могущих быть высланными, ибо выдача из России противоречила бы принципу убежища, а высылка в другие страны должна презюмировать согласие последних на их прием, логически ведет к выводу, что им должно быть предоставлено право свободного передвижения по стране и право выбора в ней местожительства. Поэтому Комитет полагает, что, если целью выдачи паспортов Лиги Наций является действительно желание облегчить положение беженцев, и вместе с тем облегчить работу органов Fremdenpolizei, то было бы весьма целесообразным соединить право проживания (Aufenthaltsbewilligung) с самою выдачею паспорта, что и должно быть отмечено в тексте самого паспорта. Комитет, конечно, не претендует на сообщение беженцам каких-либо особых прав, не предусмотренных общими германскими законами, или противоречащих настоящему положению страны. Паспорта выдают те же полицейские органы, которые ведают разрешением жительства. Надо только соединить оба производства в одно, и установить, что выдача паспорта равносильна предоставлению права на жительство на срок паспорта или bis auf weiteres[xix]. Что касается срока, на который будет выдаваться паспорт, ныне установленный для Personalausweis'а, то трехмесячный срок крайне обременителен, как для беженцев, так и для властей, выдающих паспорта. Для беженцев это соединение с бесполезной тратой времени, денег, с бесконечной волокитой, с постоянным страхом опоздать, просрочить и даже не получить возобновления; для органов власти с бесполезной тратой времени и расходами. Понятною явилась бы такая выдача краткосрочных паспортов для лиц, имеющих краткосрочные визы, проживающих в Германии долгое время, или даже «bis auf weiteres” это неудобно и непрактично. Если вопрос идет о контроле над беженцами, то осуществление такового вопрос чисто технический, и Fremdenpolizei имеет все способы его осуществления без этой обязательной явки для возобновления паспорта. По этим соображениям Комитет полагает, что минимальным сроком паспорта было бы желательно установить годовой. Остается еще один вопрос: является ли выборка такого паспорта обязательной для беженца. При обсуждении этого вопроса в Лиге Наций верх взяло мнение, что выборка таких паспортов должна быть факультативной. Комитет разделяет это мнение. ГА РФ. Ф. 5908. Оп. 1. Д. 14. Л. 48-49.
Примечания:
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |