Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 Автор

УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

 Глава I. Экология. Вариации на современную тему

В течение последних 20 лет экология из слова-термина превратилась в слово-идол сознания, обеспокоенного (или делающего вид, что оно обеспокоено) зависимостью существования человека от сущности мировой цивилизации. В это тревожное время громко появилась и тихо умерла не одна глобальная модель мирового развития, все то, что удалось найти самопроизвольными движениями ума. "Ощупью во тьме" - так оценивают первое десятилетие глобального моделирования Д.Медоуз, И.Брукман и Рихардсон1. Тьма не рассеялась, но какие-то слова (например, "экология", "глобальное моделирование" и "выживание") стали привычными и почти священными. В них откладывался высокий смысл и упаковывалась видимость понимания сущности насущных проблем. Видимость можно приготовить заранее (до понимания) тиражированием определенных слов. Средствами массовой информации этот "темный" продукт был выставлен на всеобщее обозрение. Экология как тема сознания стала доступной каждому и каждый при желании мог пребывать около мысли и высказывать о мире любое: от экологии болотной кочки до экологии города и культуры. Околомыслием производились (как в нашей стране, так и за рубежом) статьи и монографии любопытных словесных конструкций. В них зарождалась потребность в новых словах и воспроизводилась привязанность к старым мыслям. Неразличенность понимания и видимости понимания разрушала условия того, чтобы мы вообще могли что-либо понимать. Под знаком "экологии" возникла и осуществляется усилиями многих людей новая задача: знать, не понимая, т.е. строить знание вне зависимости от того, понимаем ли мы знаемое или не понимаем. Конечно, каждый человек попадает время от времени в такое состояние души, в котором ему нужны не мысли, а слова. Случается и не такое. Были бы слова, а мысли появятся. Однако слова, которые налипли вокруг экологии, заставляют усомниться в том, что мысли еще появляются и люди еще могут быть на уровне умом создаваемых вещей. Многоглаголение об одном и том же (даже если оно разбавлено экологической любовью к тому, что будет после нас) не дает, видимо, никаких гарантий углублению понимания феномена экологии. Мы можем просто не успеть что-либо понять. Помешает антропологическая катастрофа, относительно которой че- ловек продвинулся довольно далеко, называя это продвижение "цивилизационным сдвигом".

Обращение к философии как "технике" разрешения экологических сомнений предполагает, что философией извлекаются из нашего бытия и обозреваются предметы, которые иным образом извлечь и рассмотреть нельзя. Эти предметы "беспредметны", т.е. они существуют, если люди к ним относятся как к чему-то действительно существующему. Если они и позволяют человеку обнаружить себя, то потому, что у людей могут быть глаза души, а не только телесное зрение. Возника- ющие при этом предметы всегда одни и те же. Но показывают они себя в разных масках (каждой маске свое время) и в неожиданных местах. Эта разность имеет решающий характер для понимания связей человека и экологии.

Экология, к сожалению, всего лишь одна, но своевременная маска ускользающего бытия. Такие маски не столько скрывают то, что за ними (за ними нет спрятанного бытия), сколько раскрывают то, что перед ними. Экология приоткрывает нам структуру забвения бытия, которую мы не можем не понять, если подумаем, и которой не можем не ужаснуться, если земля еще не ушла у нас из-под ног. Ужасаясь и понимания, мы хотим, чтобы бытие ускользало, не ускользнув. Однако для этого нам нужно поймать не трансцендентную сущность экологии, а вот то, что пониманием этой сущности вытаскивается из мира наших действий и смотрит на нас как объективная реальность. Вызывает опасение не при- рода-Золушка, не возможный перцептивный (нам неведомый) мир лягушки. Страшна не экология как маска забытого бытия. Настораживает человек, узнающий в этой маске самого себя. Для того, чтобы цивилизационный сдвиг закончился антропологической катастрофой, нужно было всего лишь предположить, что бытие исчерпывается знанием о бытии.

Философствуя на свой страх и риск, мы только и можем справиться с пониманием того, что понятия - не "светлица", а, как говорил Флоренский, "тюрьма природы". Экология коренится в человеческом бытии. Явлением этой стороны выявляется сущность экологии, а также состояние ума, ведущее нас к технологическому разладу с природой, от которой мы получаем сегодня вести Эриний - богинь раздора.


1 Meadows D., Richardson J., Bruckman I. Groping in the dark. The first decade of global modelling. Chichester etc.: Willy, 1982.

Оглавление

Перепечатывается с сайта

http://www.philosophy.ru 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003