> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА >
ссылка на XPOHOC

Никита Муравьев

1793-1886

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

М.И. Муравьев-Апостол

Воспоминания и письма

Портрет М.И. Муравьева-Апостола прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков.

4. Ив. Дм. Якушкину 1)

И.Д. Якушкин.

Хомутец, 27 мая 1825.

Последнее время я был в раз'ездах и вот это — то и заставило меня сохранять молчание по отношению к Вам. По возвращении в деревню я нашел Ваше письмо, дорогой друг, от 13 марта — последнее, которое Вы мне адресовали. Надо признаться, что разлука у нас — дело более жестокое, чем где-либо.

// С 83

Медленность, с которою доходят письма по назначению, сама уже по себе способна отнять у переписки ту нежную пылкость, которая порою заставляет ее походить на болтовню.

Не этому ли же я обязан краткостью Ваших писем. Позвольте мне, дорогой друг, сделать Вам по этому поводу несколько упреков. Чтобы мотивировать их, я возьму за исходную точку фразу из Вашего последнего письма. Вы мне пишете: Вы, может быть, не знаете, что я способен быть лентяем. Это требовало некоторого пояснения с Вашей стороны, ибо эта фраза мне не понятна. Я спрашиваю себя, чему приписать эту склонность Вашей души к лени — и задаю себе этот вопрос тщетно. Что разумеете Вы под ленью? Ведь это же не есть источник школьного горя — та лень, строго говоря, даже и не есть лень, это действие юного, пылкого воображения, которое в нашем детстве постоянно уносит нас в даль и заставляет жить в очаровательном мире, украшенном всеми чарами надежды. То сочувствие, которое оказалось между Вами и мною, когда мы рука об руку весело выступили на жизненный путь, приводит меня к заключению, что наше детство должно быть схоже. Я боюсь разгадать смысл, который Вы связываете со словом «лень». Бога ради, старайтесь себя в этом отношении побороть и не успокаивайтесь ранее, чем Вы не одержите над собою победы. На известной ступени развития все бытие существует только в мысли. Надо допустить, что Вы сильно изменились (а этого не дай Бог) для того, чтобы подобное состояние подошло и к Вашему уму и к Вашему сердцу. Хотите, чтобы я стал еще яснее? Возьмите сочинение моего отца о Крыме 2) и прочтите письмо, приведенное там на стр. 176, если только я не ошибаюсь, не имея книги перед глазами. Вы найдете там полное раз'яснение моей мысли. Несмотря на отсутствие, дружба, которую я к Вам питаю, слишком жива, чтобы я не желал видеть Вас вполне добрым безо всякой подмеси, которая всегда негодна. — Что касается меня, я провожу время настолько приятно, чтобы не познать чувства скуки, в котором, мне кажется, таится больше суетности, чем обыкновенно думают. Я с'ездил повидаться с братом Сергеем и имел удовольствие провести с ним несколько дней. Видел я С. Трубецкого, который, основался в Киеве, как Вы о том уже вероятно знаете. Мне нечего Вам говорить, что много было между нами переговорено, и о Вас. Его жена воистину очаровательна и соединяет с значительным умом и развитием неистощимый запас доброты, что по преимуществу является типичною чертою в

// С 84

женском характере. Она о Вас отзывается, как о старом знакомом. Почему не живем мы в эпоху паломничеств — тогда вероятно Киев святой привлек бы к себе я Вас, и я несколько дней провел бы с Вами вместе. Я рассчитывал пробыть некоторое время с моими обеими сестрами Хрущевой и Капнист, которым предстоит на днях разрешиться от бремени. Но весть, сообщенная мне братом, с нарочным по эстафете, заставила меня спешно вернуться в Киев. Брат жены Трубецкого после крупной карточной игры, которую он вел в Москве, и постигшего его там проигрыша, поселился в именин матери, но и тут повстречался опять с игроками, которые и заставили его еще более увеличить тот проигрыш, которому он подвергся еще в Москве — коротко сказать это довело его до отчаяния, и он не придумал ничего лучшего, как пустить себе пулю в голову. Я трепещу за его сестру, когда она узнает эту весть, которая уже в силу религиозных ее верований покажется ей особенно страшною. Я еду к ним в Киев, и выезжаю в четверг, т. е. завтра. Вот плод даваемого у нас блестящего воспитания. Развивают в вас, елико возможно, всю суетность, которую вы можете в себе вместить и после того, как ввергнут юношу, несмотря на его сопротивление, в «свет», удивляются потом, если молодой человек наделает глупостей. Вместо того, чтобы протянуть руку помощи, думают, будто выказыванием к нему презрения можно будет с большим успехом вернуть его на прямой путь, не компрометируя самих себя. А презрение порождает лишь отчаяние и равнодушие; таким образом, на кого же падает вина, если юноша ухватится за способ, кажущийся ему наикратчайшим, чтобы сразу избавиться от гнетущего положения? Вы имеете сына, милый друг, думайте же и размышляйте побольше о его воспитании, — оно ведь повлияет на все его существование. После войны 1814 г. страсть к игре, так мне казалось, исчезла среди молодежи. Чему же приписать возвращение к этому, столь презренному занятию.

Расскажите мне подробнее о Петре Чаадаеве. Прогнало ли ясное итальянское небо ту скуку, которою он, по-видимому, столь сильно мучился в прерывание свое в Петербурге, перед выездом за границу. Я его проводил до судна, которое должно было его увезти в Лондон 3). Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которою не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину, — ну пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дела, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают, о скуке. Что делает М. Чаадаев? Видаете ли Вы его иногда? Неужели он совсем меня забыл? Он был бы не прав, ибо я всегда думаю о нем с удовольствием. Правда ли, что княгиня Елизавета ездила на свидание с братом, а тот не захотел даже ее и принять? Я видел его во время последней моей поездки в Петербург, — он был тогда довольно покоен. Идея же не желать повидаться с сестрою указывает на тревожное настроение, и это меня печалит за него, ибо он чрез это только усугубит тягостность своего положения. Опишите мне все это подробнее, ибо как Вы можете себе представить, прошу я об этом не из праздного любопытства. Поцелуйте за меня вашего

 // С 85

сына; передайте мои приветствия Вашей супруге 4). Напомните о моем существовании Вашей теще, тетушке и дядюшке поклонами от меня. Жму сердечно Вашу руку.

Матвей Муравьев-Апостол.

Примечания:

1 Письмо к старому другу и однополчанину автора. Печатается впервые по копии (в переводе с французского) из собрания П. Е. Щеголева.

 

2 «Путешествие по Тавриде», П. 1823, классическое произведение, не утратившее своего значения до настоящего времени. К путешествию в Крым И. М. Муравьев-Апостол готовился два года, занимаясь все время исключительно чтением всего, относящегося к Тавриде— от древних сочинений до новейших исследований... На стр. 176-177 этого сочинения читаем: «Удивительное чувство, которое заставляет человека и бояться опасностей и любить их; если опасности угрожают разрушением, зато они и дают человеку способность живее ощутить свое бытие; в чем единственно состоит настоящая жизнь души. Опасности миновались и жизнь война становится томною... способности души его дремлют. Переход к сему положению от деятельности есть ужаснейшее состояние на свете, от коего зарождается смертельная души болезнь— скука; источник несметных зол, нещастий и вместе бичь, какого Провидение кажется не могло избрать жесточе».

 

3 См. выше письма М. И. к М. Я. Чаадаеву.

 

4 Сын Якушкина — Вячеслав; жена его — Анаст. Вас., рожд. Шереметева; теща — Над. Ник. Шереметева, друг Гоголя и других писателей; тетушка и дядя — супруги Левашевы, смоленские помещики.

 

Печатается по кн.: Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. Предисловие и примечания С. Я. Штрайха. Издательство «Былое». Петроград — 1922. В настоящей сетевой публикации использована электронная версия книги с сайта http://www.dekabristy.ru/ Гипертекстовая разметка и иллюстрации исполнены в соответствии со стандартами ХРОНОСа.


Здесь читайте:

Муравьев-Апостол Матвей Иванович (1793-1886), участник войны, декабрист.

Муравьев-Апостол Сергей Иванович (1796-1826), участник войны, декабрист, брат Матвея.

Муравьев-Апостол Ипполит Иванович (1806-1826), участник восстания Черниговского полка, брат Матвея и Сергея.

Якушкин Иван Дмитриевич (1793-1857) декабрист

Декабристы (биографический справочник).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Союз благоденствия (справочная статья и "законоположение союза").

Движение декабристов (список литературы).

Источник и литература:

Конституция Никиты Муравьева (документ).

Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990.

"Русская Правда" П. И. Пестеля.

Нечкина М.В. Декабристы

Нечкина М.В. Декабристы.  Гл. Конституция Н. Муравьева.

Румянцев В.Б. И вышли на площадь...  (Взгляд из XXI века).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС