Накануне войны
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Накануне войны

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Накануне войны

Материалы совещания высшего руководящего состава РККА

23-31 декабря 1940 г.

Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе Доклад начальника Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации П.В. Рычагова

1. Состояние современной авиатехники

Анализируя основные показатели сегодняшних самолетов, мы приходим к выводу, что летно-технические данные непрерывно растут. За последние пять лет скорость бомбардировщика увеличилась на 100 км в час, а истребителя — на 150 км в час. Скорость бомбардировщика сейчас равна 530 км в час, а истребителя — 650 км. Радиус среднего бомбардировщика вырос с 1000 до 2500 км, дальнего бомбардировщика — с 2000 до 4500 км, а истребителя — с 450 до 1000 км. Потолок также растет; применяется герметическая кабина для высотных самолетов.

Вооружение истребителя за последние пять лет по количеству пулеметов увеличилось в два-три раза (с 2 — 3 точек до 6 — 8) при повышении скорострельности с 800 до 1800 выстрелов в минуту. Растет калибр самого оружия: 7,6-мм пулемет вытесняется 12,7-мм, а 20-мм пушка — 23 — 37-мм.

Бомбовая нагрузка существенно не изменилась: у среднего бомбардировщика она равна 1000 кг, а у тяжелого — 3000 кг. Бронирование жизненных частей самолета стало обязательным явлением, особенно на штурмовике и истребителе.

Тенденции в развитии самолетостроения идут сейчас по линии дальнейшего увеличения скорости: истребителя до 750 км в час, а бомбардировщика — 650 км в час; дальности: двухмоторного истребителя до 2000 км, а бомбардировщика — до 3000 — 4000 км.

Мощность моторов увеличивается до 1600 — 2000 л. с., с уменьшением удельного веса мотора до 0,45.

Надо признать, что названные выше скорости самолетов будут достигнуты в ближайшее время в серийном производстве.

Уже сейчас авиация многих стран имеет хорошее радионавигационное оборудование, позволяющее производить полеты в любых условиях (ночью, в непогоду и туман).

Естественно, что такая техника дает и новые тактические качества самолета. За счет увеличения скорости, высотности и скороподъемности самолет становится более мощным и более маневренным. Хорошо отработаны специальные патроны — зажигательные, бронебойные; резко возросло применение крупнокалиберных и зажигательных бомб; сила заряда также улучшилась.

Наряду с качественным ростом происходит и количественный рост авиации.

2. Численность авиации

Численность боевой авиации в основных европейских государствах и Японии характеризуется следующими данными:

Страны 1937 г. 1940 г. Увеличение
Германия 2120 9600 в 4 раза
Англия 2350 7500 в 3 раза
Япония 2350 3090 в 1,5 раза
Италия 1500 2400 в 1,5 раза

Дальнейшее увеличение количества самолетов зависит от возможностей промышленности и темпов в подготовке авиационных кадров. [174]

Этим вопросом сейчас лихорадочно занимаются все страны. Несмотря на значительные потери самолетов в Англии и Германии в происходящей войне, мы все же склонны сделать вывод, что эти государства постараются сохранить численность своих воздушных флотов и, напрягая промышленность, будут стремиться усилить ее.

По последним данным, рост авиации с начала войны незаметен, но видны усилия в этих странах в перестройке промышленности и стремлении противопоставить друг другу более мощный воздушный флот, так как этот фактор будет, видимо, решающим в исходе войны Германии с Англией.

Возможно, что Германия и Англия не пускают сейчас в действие всех своих воздушных сил, производят накапливания для того, чтобы использовать их в решающих сражениях, т. е. держать какой-то скрытый резерв.

Численно относительно большие воздушные силы заставили все страны организационно оформить авиацию в дивизии и корпуса. Во многих странах создана авиация главного командования, призванная решать задачи разрушения оперативного тыла фронта и промышленности страны, чем и влиять на господство в воздухе.

3. Возможная авиационная плотность

Оперативная плотность авиации будет определяться наличием воздушных сил в стране и возможностями промышленности.

Из опыта современных прошедших и идущих войн авиационная плотность достигается до 25 самолетов на один километр фронта.

В войне немцев с Польшей эта плотность не была достигнута и, наоборот, при завоевании Франции эта плотность была достигнута, а на некоторых наиболее важных решающих участках фронта она была значительно выше.

На войне в Китае статистическая плотность на каждый километр фронта составляет один, максимум полтора самолета, но на решающих участках она в некоторых случаях доходит до 5 — 8 самолетов на один километр фронта.

Необходимо сделать вывод, что в современной войне на главном, решающем направлении в составе фронта будет действовать не менее 15 — 16 дивизий, т. е. 3500 — 4000 самолетов.

Базирование этого огромного количества самолетов потребует хорошо развитой аэродромной сети. При условии, что на каждом аэродроме в среднем будет сидеть только 25 самолетов, то в этом случае потребуется 160 хорошо оборудованных аэродромов. При этом положении авиация не будет иметь запасных аэродромов и возможности осуществлять маневр по аэродромам, что облегчит противнику вскрытие расположения авиации и уверенно поражать ее.

Следовательно, кроме основных аэродромов, на которых будет сидеть авиация, потребуется для осуществления маневра дополнительно еще не менее 80 аэродромов.

Учитывая, что авиация будет базироваться на большую глубину и по фронту и даже будет привлекаться с флангов соседних фронтов для действия по тылам в интересах операции данного фронта, общее линейное расположение всей авиации будет равняться в глубину и по фронту примерно 400 км с учетом организации подскока в некоторых случаях на решающие дни операции (схема № 1).

4. Характер современной наступательной операции

Чтобы изложить задачи и действия авиации во фронтовой наступательной операции, считаю необходимым остановиться на основных моментах современной наступательной операции.

Первая империалистическая война не дала примера взлома оперативной глубины обороны и превращения войны позиционной в маневренную. Операции этой войны всегда заканчивались тактическим прорывом и дальнейшего развития не получали вследствие того, что оборона на земле и в воздухе была сильнее, чем наступательная способность. [175]

Вызванные к жизни в процессе этой войны новые средства — авиация и танки — в силу своих ограниченных возможностей не могли дать нужного эффекта в оперативном и стратегическом масштабе и по существу были прикованы к борьбе в тактической зоне.

Развитие и совершенствование авиации, танков и авиадесантных средств и организационное оформление их в крупные соединения дали в руки командованию такое средство, при помощи которого командование в состоянии не только развить тактический прорыв в оперативный, но и превратить последний в маневренную войну, одновременно воздействуя на жизненные центры страны.

Этому мы являлись свидетелями в только что минувшие польско-германскую и франко-германскую войны, где немцы, имея все современные оперативные средства, быстро взломали тактическую оборону и перешли к маневренным действиям.

Таким образом, наличие быстроподвижных средств, авиации и воздушных десантов в армии придают иной характер современным операциям.

Характерными чертами современной наступательной операции являются: одновременное воздействие на всю оперативную глубину обороны противника; сочетание атаки с фронта с действиями по глубине расположения противника авиацией и воздушными десантами; глубокое проникновение подвижных войск в тыл противника; одновременная изоляция стратегических резервов от фронта авиацией и дезорганизация ею тыла воюющей страны. Все это осуществляется при обязательном условии завоевания господства в воздухе.

Бесспорно, что только наступательная операция дает решительные результаты в разгроме и уничтожении врага. Современная наступательная операция ведется нанесением организованных и согласованно направленных ударов.

Последние выполняются:

1) атакой всех наземных войск с фронта и флангов;

2) действиями конно-механизированных масс в глубине оперативной обороны противника;

3) высадкой и действиями воздушных десантов в тыл противника и

4) атакой и поражением всей глубины расположения противника авиацией.

Основной целью наступательной операции является разгром и уничтожение живой силы противника. С решением этой задачи легко разрешаются и все остальные. Примером в этом отношении может служить разгром армий союзников в Бельгии и Франции в 1940 году.

Глубина современной фронтовой операции будет примерно равна 300 км.

Темпы продвижения в среднем на всю глубину операции будут примерно 12 — 15 км за день боя. Длительность операции на глубину 300 км при темпе продвижения 12 — 15 км будет 25 — 30 дней.

Возможные этапы фронтовой наступательной операции:

1-й этап — подготовка наступления, включая сюда и построение боевых порядков армий;

2-й этап — прорыв тактической и оперативной глубины обороны противника и

3-й этап — развитие прорыва с разгромом и уничтожением основных группировок противника.

5. Задачи авиации в наступательной операции

Исходя из характера и этапов современной наступательной операции, задачами ВВС будут являться:

1) завоевание господства в воздухе;

2) взаимодействие с наземными войсками на поле боя;

3) прикрытие войск и отдельных районов;

4) действия по оперативным и стратегическим резервам и по войсковому и оперативному тылу противника;

5) воздушная разведка;

6) обеспечение и высадка воздушных десантов, если они будут применены;

7) питание по воздуху войск, далеко оторвавшихся от своих тылов или

имеющих нарушенное снабжение. Это может потребоваться для мотомехчастей, рейдирующей конницы и десантных частей. [176]

В период подготовки к наступательной операции действия авиации должны начинаться заблаговременно с целью изматывания противника, нарушения подвоза резервов, нарушения планомерной работы тыла и завоевания господства в воздухе.

1. Завоевание господства в воздухе

Господство в воздухе может быть стратегическое и оперативное.

Стратегическое господство достигается операциями по уничтожению действующей авиации противника, разрушением авиапромышленности, уничтожением запасов материальной части и горючего.

В оперативном масштабе господство в воздухе завоевывается только на период определенной операции и в ее районе.

Борьба с авиацией противника в каждой новой операции фронта является продолжением предшествующей боевой работы авиации, направленной на завоевание господства в воздухе. Обстановка же, сложившаяся в итоге прошлой борьбы к началу новой наступательной операции, является отправной данной, определяющей характер дальнейших действий авиации.

Из анализа возможных вариантов, обстановки к началу новой фронтовой наступательной операции возможны следующие положения:

1-е положение — завоевание господства в воздухе уже достигнуто и задача ВВС заключается только в том, чтобы не дать авиации противника ожить, продолжая сохранять господство;

2-е положение — в предыдущих операциях фронта борьба велась с переменным успехом и господство решено не было;

3-е положение — один из противников, потерпевший поражение в предыдущих операциях, за счет своих внутренних ресурсов и за счет притока свежих сил извне (союзники) вновь вступил в борьбу за господство в воздухе и

4-е положение — на этом фронте не было решительной борьбы (пассивный фронт) и задачи по завоеванию господства в воздухе могут быть рассматриваемы заново.

Следовательно, завоевание господства в воздухе является необходимым условием, обеспечивающим планомерность и успешность развития наземной наступательной операции фронта и поэтому вовлечение в нее армейской и фронтовой авиации обязательно.

Увязывая напряженность борьбы по завоеванию господства в воздухе с операциями наземных войск; приходим к следующим положениям:

1. В период подготовки к наступательной операции фронта, в течение которого сосредоточиваются войска и накапливаются запасы, противник постарается как можно скорее сосредоточить свою авиацию и ее усилиями сорвать или задержать готовящееся наступление, а это значит, что напряженная борьба в воздухе вспыхнет раньше, чем начнется наступательная операция.

2. Но может быть, что авиация по разным причинам не сможет вовремя сосредоточиться; в этом случае начало напряженной борьбы за завоевание господства в воздухе совпадет с началом операции.

Одновременно авиация фронта в период напряженной борьбы за господство в воздухе выполняет другие задачи, вытекающие из требований фронтовой операции.

Объем и характер этих задач в каждом отдельном случае определяется обстановкой. Однако, надо помнить, что из всех задач в наступательной операции завоевание господства в воздухе является одной из важнейших, так как:

1) невозможно в установленный срок надежно подготовить наступление фронта, если железные дороги и грунтовые пути все время находятся под ударами ВВС противника;

2) нельзя предохранить от ударов с воздуха подводимые к фронту новые части и особенно конные и мотомеханизированные, если воздушные силы не подавлены или, во всяком случае, не скованы;

3) невозможно быстро и планомерно осуществить прорыв укрепленной полосы противника, если не господствуешь над полем боя; [177]

4) в тяжелом положении окажется и группа, развивающая успех прорыва, если в момент ввода в прорыв и действий в оперативном тылу она будет непрерывно подвергаться атакам авиации противника.

Следовательно, нельзя хорошо подготовить и успешно начать наступательную операцию, если воздушные силы противника не подавлены или не скованы действиями наступающего.

Завоевание господства в воздухе во фронтовой операции достигается:

1) уничтожением авиации противника на аэродромах с одновременным ударом по ее тылам (фронтовые базы, ремонтные органы, склады горючего, боеприпасов);

2) уничтожением авиации противника в воздухе и над полем боя;

3) наличием превосходства в силах.

Наиболее сложной при выполнении является первая задача, так как для ее выполнения необходимо застать авиацию противника на ее аэродромах, а это при современной глубине базирования и способности авиации к маневрированию по аэродромам представляет большую трудность. Большинство таких налетов будет постигать неудача.

Лучшим способом поражения авиации на земле является одновременный удар по большому количеству аэродромов возможного базирования авиации противника. Это не позволит противнику оказать сосредоточенное сопротивление истребителями, так как для одновременного противодействия большому количеству групп, летящих в разных направлениях, потребуются очень большие силы истребителей, которых может не оказаться в целом ряде подвергаемых удару районов.

Для выполнения этой задачи следует привлекать все виды авиации: бомбардировочную, штурмовую и истребительную, выделив им для поражения аэродромы, удаленные в соответствии с их радиусом полета, организовав прикрытие своих групп на направлениях возможного базирования истребителей противника. Разумеется, подобная задача не может быть выполнена за один полет, а требует ряда повторных ударов, которые проводятся после обнаружения основных районов базирования авиации противника.

Завоевав господство в воздухе, продолжать его удерживать, взяв основной упор на работу в непосредственных интересах операции.

2. Взаимодействие с наземными войсками

Разгром живой силы противника может быть осуществлен в современной наступательной операции только усилиями всех родов войск. Задача воздушных сил при этом должна состоять в том, чтобы обеспечить продвижение наземных войск и содействовать разгрому противника.

Свое содействие наземным войскам авиация будет осуществлять непосредственной поддержкой наступления и нападением на отдельные объекты как в ближайшем, так и в глубоком тылу противника, что будет определяться обстановкой и задачами, которые поставлены армии. Приданная авиация на время операции в армию будет непосредственно поддерживать наступление стрелковых и механизированных корпусов, взаимодействуя с ними в операции. Подчиненная непосредственно армиям и фронту авиация будет решать свои задачи, связанные с замыслом и в интересах ее.

Непосредственная поддержка наступления наземных войск организуется в армиях в пределах наступательной операции. Фронтовая авиация обеспечивает успех наступательной операции ударной армий завоеванием господства в воздухе, действиями по оперативным резервам, прекращением подвоза [противником] боевых и материально-технических средств. Однако в необходимых случаях часть фронтовой авиации может быть направлена для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.

Основные задачи авиации при поддержке войск должны состоять в:

1) подавлении и уничтожении живой силы противника, его артиллерии и танков;

2) задержке тактических и оперативных резервов, выдвигающихся к месту прорыва;

3) дезорганизации подвоза противника и нарушении его управления; [178]

4) препятствии противнику производить инженерные работы по укреплению оборонительных позиций;

5) дезорганизации отходящего противника, не позволяя ему закрепиться на рубежах;

6) обеспечении действий подвижных войск, вошедших в глубину оперативной обороны противника;

7) противодействии работе ВВС противника.

Выполнение этих задач авиацией осуществляется в тесной увязке с наземными войсками. Броску пехоты и танков в атаку должен предшествовать удар крупных сил авиации по оборонительной полосе противника. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики и истребители должны действовать бомбами, пушками и пулеметным огнем возможно ближе к пехоте, по переднему краю, главным образом, с пикирования. Поэтому пехота должна быть приучена не бояться пикирующих действий авиации в непосредственной близости от своего расположения.

Этому обязательно нужно учить авиацию и пехоту практически в мирное время. Учить общевойсковые и авиационные штабы четко организовывать взаимодействие на поле боя и в операции. Учить авиацию находить на поле боя мелкие цели и поражать их.

Вопрос обозначения переднего края приобретает особо важное значение при выдвижении своих войск и при соприкосновении с противником.

Летчику при отсутствии сигналов, обозначающих свои войска во время боя, невозможно будет отличить, где противник. При этом положении не исключена возможность поражения своих войск, что может на некоторых участках фронта привести к срыву наступления. Для того, чтобы избежать этого, надо в каждом проводимом учении в наземных войсках требовать отработки сигналов с авиацией, научить пехоту, танковые части и конницу обозначать свои расположения полотнищами, цветными дымами и другими средствами. Этому надо учить постоянно, чтобы облегчить работу авиации и избежать бесполезных потерь.

Без взаимного понимания действий наземных войск и авиации, без четкой отработки сигналов практическое взаимодействие на поле боя невозможно, будет пустыми разговорами в мирное время и приведет к тяжелым последствиям во время войны.

Особенно это может сказаться при взаимодействии с мехчастями и конными группами, вошедшими в прорыв и действующими в тылу противника.

В этих случаях организация связи и взаимное опознавание друг друга будет иметь особо важное значение, так как в этот период на авиацию могут лечь задачи нацеливания своих частей на разведанного противника, подходящего для противодействия развитию успеха прорыва.

Во время борьбы пехоты и танков внутри оборонительной полосы противника необходимо, чтобы самолеты наступающего непрерывно находились над полем боя днем и ночью, атакуя артиллерию, уцелевшие очаги сопротивления, скопления пехоты, командные пункты и ближайшие резервы.

При вводе эшелона развития прорыва основной задачей авиации является удержание господства в воздухе. Для непосредственного прикрытия КМГ от нападений с воздуха должны назначаться специальные истребительные полки, а при крупном составе КМГ — дивизии. Непосредственная поддержка КМГ при вводе ее в прорыв осуществляется специально выделенной авиацией и содействием авиацией фронта.

При действиях в глубине быстроподвижных соединений, как правило, важнейшей задачей ВВС фронта будет усиление армейских ВВС по поддержке введенных в прорыв соединений. Задачи в этом случае выразятся в атаках с воздуха укреплений, мешающих продвижению, и действиях по резервам, особенно танковым соединениям, брошенным для противодействия прорыву.

Для уничтожения выдвигаемых к месту прорыва противником танковых частей необходимо применять пушечные самолеты, которые с этой задачей на данный день могут успешно справиться. Для этой цели еще при планировании операции должны быть выделены части, вооруженные пушками и нацеленные на возможные направления, где могут появиться танки. [179]

Необходимо взять упор на непрерывное изматывание противника днем, особенно ночью, держать его в непрерывном напряжении, не позволяя ему отдыхать, не допуская разведения огня для обогрева и приготовления пищи, высылать специальных патрулей для прекращения движения по дорогам.

В зимнее время делать систематические налеты на населенные пункты возможного расположения войск.

3. Прикрытие войск и тыла

В современной операции охрана войск и тыла от воздушного нападения противника является одной из сложнейших и ответственнейших задач.

Общая система ПВО армии, фронта и глубокого тыла страны должна быть построена так, чтобы ни одна группа самолетов противника, прорвавшаяся во фронтовой тыл, не могла безнаказанно выполнить своей задачи.

При полете к цели и возвращении на свою территорию противник должен быть, кроме воздействия на него зенитной артиллерии, несколько раз атакован истребителями на разных участках его полета.

Решение этих задач требует прямой надежной связи истребительных аэродромов с командными пунктами и постами ВНОС.

Обеспечение своих войск от нападения воздушного противника должно производиться во все этапы наступательной операции. Прикрытие войск и территории фронта должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить перехват авиации противника на любом направлении и достигнуть нарастания сопротивления по мере проникновения авиации противника в глубину.

За организацию противовоздушной обороны в районе армии отвечает командующий ВВС армии, который должен быть обеспечен прямыми проводами со всеми истребительными штабами и системой ВНОС своей армии.

Командующий ВВС фронта следит за организацией ПВО армии. Организует истребительную оборону фронтового тыла, увязывая это с расстановкой зенитной артиллерии и организацией системы постов ВНОС.

Истребительная авиация фронта, прикрывающая сосредоточение своих войск, действует в основном способами дежурства на аэродромах и засад на земле.

На наиболее угрожаемых направлениях может быть организовано патрулирование в воздухе. Однако способ патрулирования в воздухе, несмотря на большой расход сил и средств, придется изредка применять, а особенно в прикрытии станций выгрузки войск и при переправах. В некоторых случаях придется прикрывать особо важные мосты, железнодорожные узлы, а иногда и районы скопления войск. При организации патрулирования в воздухе необходимо иметь резерв истребительной авиации на земле для того, чтобы при завязке крупного воздушного боя решить его участь в нашу пользу.

В современных условиях войны авиация систематически ведет разведку днем и ночью.

Усовершенствованные фотоаппараты позволяют вскрывать расположение войск даже при тщательной их маскировке. Это обязывает в период сосредоточения и подготовки операции уделять исключительно большое внимание вопросам маскировки войск и скрытого их сосредоточения.

Ночное движение войск должно проводиться скрытно, без огней и там, где это возможно, вне дорог. Части, пренебрегающие маскировкой, будут быстро замечены и вызовут активные действия разведывательной авиации противника и задолго до начала операции может быть вскрыта основная группировка войск и готовящаяся операция.

С целью дезориентации противника необходимо развить активность авиации и на соседних участках фронта, чтобы не дать возможности противнику определить направление готовящегося главного удара.

4. Действия по стратегическим и оперативным резервам и по тылу противника

Вопрос питания резервами операций имел решающее значение в мировую войну 1914 — 1918 гг. Вследствие быстрого их сосредоточения к месту прорыва и медленного пробивания обороны наступление обычно захлебывалось на тактической глубине. [180] Этот вопрос имеет такое же актуальное значение и теперь, учитывая современные средства перевозки войск, позволяющие сосредоточивать резервы в более короткие сроки.

Поэтому задача задержки резервов должна быть наступающим решена, иначе разбить по частям противника не удастся, а, следовательно, не удастся осуществить и оперативный прорыв.

Выполнение этой задачи можно осуществить только фронтовой авиацией, которая непрерывными ударами должна приостановить переброску резервов как по железным, так и по грунтовым дорогам. Необходимо заставить их следовать пешком, прятаться в лесах вдоль дорог, задерживая и дезорганизуя их движение в последующем на всем пути с'тем, чтобы выиграть необходимое время, обеспечивающее разгром войск противника, действующих перед фронтом. Далее организовать воздействие ночью, заставить сократить скорость передвижения войск до минимума. Эти действия создадут наиболее выгодные условия для разгрома противника по частям.

Потребность современных операций велика не только в людском составе, но и материальных средствах. Успешное ведение операции возможно только при нормальном подвозе из тыла. Поэтому нарушение работы тыла противника создает ему большие затруднения. Эту задачу также может провести только фронтовая авиация. Она еще задолго до начала операции своими ударами должна последовательно уничтожать склады, станции снабжения, действовать по подвозу всех видов [снабжения] и дезорганизовать систему управления тылом. Успешное выполнение этих действий приведет к материальному истощению противника до начала операции и будет способствовать его разгрому наземными войсками.

5. Воздушная разведка

Воздушная разведка — важнейшее условие обеспечения успеха действий наземных войск и авиации. Без разведки успешное осуществление современной операции немыслимо.

Она ведется всеми без исключения видами авиации как специально разведывательной, так и боевой. Воздушная разведка дает результаты только тогда, когда она ведется непрерывно, целеустремленно, организованно, при четкой и конкретной постановке задач.

Воздушная разведка должна охватывать всю глубину расположения противника, вскрывать его группировку, тактические, оперативные и стратегические резервы и расположение авиации.

Особенно надо усиленно вести разведку при развитии успеха, чтобы вовремя отыскать, откуда и какие выдвигаются резервы [противника] для противодействия прорыву, чтобы вовремя можно было нацелить [на них] авиацию и механизированные части, действующие в тылу противника.

Оперативная воздушная разведка организуется штабами фронта (армии) на всю глубину. Для армейской разведки в среднем глубина воздушной разведки составит около 150 км и для фронтовой 300 — 400 км.

Воздушная разведка оборонительной системы должна установить наличие и глубину предполья, начертание переднего края и полосу главного сопротивления.

Воздушная разведка, вскрывающая оперативное построение обороны, должна в результате дать данные, чтобы определить боевой порядок противника и его группировку.

При наступлении на УР целесообразно централизовать фоторазведку в армейском масштабе, так как ее проведение требует значительных сил авиации и достаточно продолжительного времени.

Когда подвижные войска прорвались и вышли в оперативную глубину, воздушная разведка непрерывно должна предшествовать их движению, устанавливать, где находится противник, какие препятствия и оборонительные сооружения он воздвигает.

6. Обеспечение высадки десанта

Учитывая опыт войны на Западе, выброска и высадка воздушных десантов во фронтовой наступательной операции может быть проведена в различных этапах. [181] Авиация, обеспечивающая воздушно-десантную операцию, должна выполнять следующие задачи:

а) провести разведку и фотографирование района выброски десанта;

б) прикрыть погрузку десантируемых частей от нападения авиации противника и от его воздушной разведки;

в) прикрыть полет десантных самолетов к району выброски;

г) упреждающим ударом по аэродромам авиации противника захватить господство в воздухе в районе выброски и действий десанта;

д) подавить наземные войска и ПВО противника в районе выброски;

е) не допустить подхода частей противника, выдвигаемых для противодействия нашему десанту;

ж) обеспечить доставку по воздуху боеприпасов, снаряжения, а в некоторых случаях и продовольствия.

Для обеспечения взаимодействия с воздушными десантами должны выделяться специальные части и соединения авиации.

Основное условие обеспечения успеха воздушно-десантной операции — достижение господства в воздухе. Без этого она неосуществима.

7. Управление авиацией во фронтовой наступательной операции.

Управление боевой деятельностью авиации во фронтовой наступательной операции заключается в:

а) постановке задач и планировании действий авиации;

б) изменении и перераспределении задач в ходе операции;

в) организации взаимодействия фронтовой авиации с конно-механизиро-ванной группой в период развития прорыва;

г) согласовании действий с дальнебомбардировочной авиацией Главного командования и авиацией армий;

д) постоянном контроле за боевыми действиями авиации;

е) организации материально-технического обеспечения боевых действий авиации;

ж) организации и проведении разведки.

Исходным документом для планирования боевых действий авиации является общая директива командующего фронтом, на основании которой командующий ВВС фронта планирует действия авиации.

Боевая деятельность авиации армий и фронта планируется на всю операцию. Планирование состоит из:

1) распределения авиации по боевым задачам;

2) определения напряжения боевой работы по этапам операции;

3) определения исходного и последующего аэродромного базирования;

4) распределения тыловых органов.

Задачи авиации на первый этап операции должны быть определены командующим фронтом наиболее точно. Одновременно командующие ВВС армий должны быть ориентированы о характере предстоящих задач.

Для организации непрерывного управления авиация должна располагать мощными подвижными средствами связи. Связь должна обеспечить непрерывное управление авиацией, а отсюда организация ее должна быть тщательно продумана.

Особое значение связь приобретает в период перебазирования авиасоединений, при взаимодействии авиации с вводимой в прорыв и действующей в глубине конно-механизированной группой и в подготовительный этап, когда авиация будет действовать с удаленных или находящихся в стороне от намеченного для прорыва участка аэродромов.

В подготовительный этап с целью маскировки предстоящего прорыва использование радиосвязи должно быть сведено к минимуму и центр тяжести перенесен на проволочную связь и самолеты.

Заканчивая свой доклад, в итоге должен отметить:

1) современную наступательную операцию без мощной авиации проводить невозможно;

2) основное условие, обеспечивающее успех современной наступательной операции, это завоевание господства в воздухе; [182]

3) такое же значение имеет и непрерывная поддержка наземных войск, способствующая быстрому разгрому врага;

4) надо добиться четкого взаимодействия авиации с наземными войсками в бою и операции, отработать вопросы управления авиацией и организации ее тыла;

5) отработать вопросы подготовки аэродромной сети и вопросы снабжения при быстром продвижении армии вперед;

6) восстановление убыли самолетов в операции является одним из важных условий сохранения наступательной возможности фронта и должно быть решено широким применением полевого ремонта;

7) учитывая огромный расход боеприпасов и горючего авиацией фронта, командующий фронтом и командующий ВВС должны непрерывно заботиться о пополнении и накоплении запасов.

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 57, л. 1 — 24.

Выступления по докладу Рычагова П. В.

Козлов Д. Т., генерал-лейтенант, начальник Главного управления противовоздушной обороны Красной Армии

Попов М. М., генерал-лейтенант, командующий 1 -и Краснознамённой армией Дальневосточного фронта.

Птухин Е. С., генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Киевского особого военного округа.

Гусев К. М., генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Дальневосточного фронта.

Кравченко Г. П., генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Прибалтийского особого военного округа.

Куцевалов Т. Ф., генерал-майор авиации, командующий ВВС Забайкальского военного округа.

Смушкевич Я. В., генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии по ВВС.

Кузнецов Ф. И., генерал-лейтенант, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа.

Пуркаев М. А., генерал-лейтенант, начальник штаба Киевского особого военного округа.

Хрюкин Т. Т., генерал-майор авиации, заместитель генерал-инспектора ВВС Красной Армии.

Заключительное слово Рычагова П. В.

 

К оглавлению


Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. Электронная версия текста с сайта militera.lib.ru/docs/da/sov-1940/index.html


Далее читайте:

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941), военачальник.

Документы 1940 года XX века (исторические источники).

Основные события 1940-го года (хронологическая таблица).

Документы и материалы кануна Второй мировой войны 1937-1939 гг. В 2-х томах. Москва. Политиздат. 1981.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС