Родственные проекты:

|


ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРА
ВО ВЛАСТИ ДУХОВ
Безусловно, на человека, прибывшего в
далекую, дикую, суровую, неустроенную
Камчатскую область из центра цивилизованной,
культурной России, эта удаленная окраина
производит грустное, мрачное впечатление,
пока он не освоится, не приспособится к
местным условиям.
Аборигены Камчатки долгое время
находились во власти духов темной силы
Апапеля*, своего рода языческого диктатора
коряков, чукчей и других туземцев, кои были
под постоянным страхом перед природными
стихиями этих мест - действующими
огнедышащими вулканами, грозными
тайфунами и штормами, длящимися по 8-9
месяцев в году зимними метелями и буранами,
захватывающими своими ледяными когтями
людей и животных, передвигающихся по
равнинам тундры, по пропастям и оврагам, по
крутым горным хребтам. Безлюдные,
безграничные пустыни, кустарники и редкие
леса, скрывающие хищных диких зверей.
Наконец, крайняя беспомощность населения
перед неумолимыми эпидемическими
заболеваниями, приводящими к гибели людей и
животных. А помимо всего прочего, как бы в
контраст неприютности и суровости, эта
земля богата ископаемыми, минералами,
золотом, серебром, самоцветами, нефтью,
целебными источниками, пушным зверем, рыбой.
Словом, край, где переплетаются и уживаются
между собой горе и радость, бедность и
богатство, грозный стихийный страх и
спокойствие, озаряемое красочным северным
сиянием, нужда, обида, беспомощность и терпение,
семейная примитивная радость и скромное довольство
во всем.
Май аборигены встречают как предвестник
лета, хотя до лета еще очень далеко. Каждая
хозяйка готовит дома кушанье, а затем все на
собаках выезжают на поляну - и старые и
малые. Суть же праздника в том, что за неделю
или полторы до его начала срезают ветви
багульника и ставят в теплую воду, чтобы он
к началу мая расцвел. Эти распустившиеся
веточки, с нежными лиловыми цветами, они
берут с собой на природу. И там, как символ
чистоты и девственности, они "рассаживают"
багульник на снегу. Получается дивная
картина - среди зимы островки живых цветов.
Затем разводят костер, греют чай и
веселятся, любуясь этим сказочным чудесным
ковром.
Налюбовавшись по-детски, с веселым
настроением уезжают домой, увозя часть
цветов с собой, а часть оставляют, и еще
долго смотрят на них, пока не скроются за
горизонтом.
Спокоен и осмотрителен был мой путь к
сердцам камчадалов, находившихся в те
далекие годы под влиянием шаманов. Коряки,
чукчи и другие народности поклонялись злым
духам и считали их повелителями
таинственных сил природы, а землетрясения,
извержения вулканов, северные сияния,
морские бури, снежные бураны, эпидемии,
эпизоотии**, голод и прочие беды приписывали
наветам злой силы, властвующей над
человеком. Жрецы, или шаманы, являлись
заклинателями духов, посредниками между
духами и людьми, истолкователями воли
духов.
Шаманами были как мужчины, так и женщины.
Во время языческого ритуала шаман мазал
идолов кровью принесенного в жертву оленя,
а также убивал дорогих ездовых собак и
развешивал их на кольях возле жилых юрт или
внушал то же самое проделывать главе
семейства, нанося огромный ущерб в
хозяйстве, так как ездовые собаки в тех
краях так же ценны, как для русского
крестьянина рабочая лошадь. С этим
разорительным для мирного, бедного
населения обычаем мне трудно было бороться,
но все же силой разумного убеждения иногда
удавалось добиваться его искоренения.
Мне случалось присутствовать на
шаманских радениях, грубых и крайне
неприятных. Шаманы, прежде чем начать
шаманить, съедают порцию сухих ядовитых
грибов - мухоморов. Это, помимо несомненного
отравления всего организма, вызывало
одурманивание на продолжительное время,
напоминающее дикое опьянение. Придя в такое
состояние, шаман бьет в бубен, скачет,
кривляется, и на губах его появляется пена,
после чего возникают галлюцинации. Шаман
тогда начинает "прорицать" всякий
вздор доверчиво воспринимающим его людям.
Началом шаманизма является страх, а
невежественность - главная его поддержка.
Ни храмов, ни сколько-нибудь правильной
организации жрецов у этих язычников нет.
Коряк-язычник, хотя и имеет своего
деревянного идола, но как высшему существу
ему не поклоняется, а только время от
времени как бы оказывает ему внимание,
смазывая идола жиром, мясом, манялой, а
затем опять бросает его в свой домашний
скарб. Об идоле вспоминают в случае
большого домашнего торжества.
Коряк-язычник точно так же верует в
Великого Светлого Бога, обитающего на
Небесах, почитая Его единым Богом всех
народов. Но язычник считает себя бессильным
молитвенно или жертвенно повлиять на
Светлого Бога, определяющего в загробной
жизни бытие каждой души человеческой. В
оправдание приносимых темным духам жертв
туземец говорил, что у каждого народа, в
каждой отдельной стране есть свой
всесильный дух-покровитель, невидимый
властелин над телом и душой человека,
покровитель животного мира и повелитель
над грозными стихиями природы. А потому он
умилостивляет и как бы подкупает этого
духа кровавыми жертвами в надежде таким
путем получить богатство, здоровье и
благополучие в земной жизни. Шаманизм,
таким образом, ведает только материальной
стороной жизни, а нравственного начала в
себе не несет. Зато как пышно, как прекрасно
расцветала душа язычника, когда она
познавала благодать Христову. Вот, например,
случай обращения в Православие одной
корячки.
Я совершал богослужение в Иоасафовской
церкви на берегу Тихого океана. Царила
молитвенная благоговейная тишина, когда
вдруг раздался дикий голос корячки-язычницы.
Она стояла перед распятием Христа с
предстоящими Божией Матерью и Иоанном
Богословом, рассматривая его, и вдруг
принялась кричать и топать ногами на изображение
Богородицы, приняв Ее за виновницу
страданий Христа.
- Зачем Ты повесила Его на дереве? Зачем Ты
делаешь Ему больно? Сними Его с дерева! Ты
видишь, у Него кровь?
Все это происходило в присутствии
многолюдной толпы русских матросов,
пришедших в церковь с русского военного
корабля, стоявшего в то время в бухте Корфа.
Они были поражены увиденным.
Я в это время совершал каждение по храму и,
подойдя к женщине, спокойно стал объяснять
ей на корякском языке значение страданий
Христа. Пораженная услышанным, полудикая
корячка, которая никогда в жизни не видела
ничего, кроме своей тундры и юрты, которая
никогда не слышала таких необыкновенных,
таких чудесных слов христианского учения,
вдруг озарилась его светом. Она здесь же, в
храме, у распятия стала просить, молить и
настойчиво требовать, чтобы я тотчас же дал
ей мою веру, чтобы я окрестил ее тут же,
сейчас же.
Успокоив ее и объяснив, что сейчас
невозможно ее окрестить, но что она уже эту
веру имеет, надо лишь дать ей хотя бы
начатки знаний о Христе, я продолжал
богослужение. Вскоре я стал учить ее
молиться, приезжая к ней в кочевье. В
доступной форме я рассказывал ей о Боге, о
Спасителе мира.
На Пасху, когда обычно ко мне съезжались
туземцы, она вместе со своей семьей была
окрещена и получила имя Варвара, а сын ее -
имя Иоасаф.
Можно было заметить, что туземцы глубоко
верили в силу "доброго духа",
представляя его милостивым стариком, но
неохотно о нем рассказывали.
Однажды в Гижигинск, где были церковь и
школа, приехала группа эвенов. Они просили
меня показать им православный храм. Я
выполнил их просьбу и объяснил, какие
святые изображены на иконах. Среди многих
образов их внимание привлекло изображение
Святителя Николая Чудотворца. Эвены
подошли к нему и почтительно поклонились.
Старший из них, указывая на изображение,
сказал:
- Это - наш добрый дух. Мы его знаем. Мы его
иногда видим...
И с этими словами еще раз поклонились ему
и положили на пол возле образа связку
беличьих шкурок.
- Это ему от нас, - сказал один из эвенов, -
он добрый дух, мы его почитаем.
Мой отказ принять приношение обижал
простодушных эвенов, поэтому пришлось
взять меха как пожертвование на церковь.
Помню я и трогательную жертвенность, и
искреннюю любовь обращенных язычников к
своему храму, к чтимым образам. Еще
полуязычески, по-детски, но горя святой
немудрящей любовью, коряки и тунгусы,
обращенные в христианство, приносили
приклады к иконам и храмам. Это своего рода
жертва: меха, олени, которых пригоняют к
ограде церкви, рыба, различные продукты.
Кладя их, они говорят:
- Вот это тебе, святой Николай или святой
Иоасаф.
Примечания:
* Апапель - это открытое, по их понятию и
верованиям, капище, холм, где пребывает злой
дух, держащий в тисках своего влияния
язычников. На этом холме могут лежать
жертвы в виде оленьих рогов, мяса, табака,
убитых ездовых собак, умилостивляя злого
духа.
** Широкое распространение болезней среди
животных.
Вернуться к
оглавлению
Далее читайте:
Нестор
(Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.
Епископ Нестор
Расстрел
Московского Кремля (документ).
Караулов
А. К., Коростелев В. В.
Арест экзарха // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев
В. В. Поборник церковного
единения (к 40-летию со дня блаженной
кончины митрополита Нестора) Караулов
А. К., Коростелев В. В. Экзарх
Восточной Азии // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|