Родственные проекты:

|


ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРА
ОТ ГОСПОДА СТОПЫ ЧЕЛОВЕКА
УСТРОЯЮТСЯ
(История моего крестника)
Совершенно необычайное направление
жизненного земного пути иеромонаха Кириака
складывалось сложно, своеобразно и
многогранно. И суждено ему было связать
свою жизнь со мной, ставшим его крестным
отцом так же, как и нескольким тысячам
других моих крестников, разбросанных по
вселенной.
В 1908 году в далекой северной окраине
Камчатской области на берегах Охотского
моря я исполнял свой пастырско-миссионерский
долг, просвещая язычников-шаманистов
верой Христовой. Над многими гижигинскими
коряками, тунгусами и чукчами,
подготовленными мной для достойного
просвещения Христовой Православной верой я
совершал Таинство Святого Крещения.
В большой толпе крещаемых подошел ко мне
гигантский коряк-язычник
и заявил, что он тоже желает креститься,
считая себя вполне подготовленным для
приняния Таинства. Я в порядке очереди
крестил его, дав православное имя Илия,
кратко пояснив житие святого пророка Божия.
Больше этого Илию я не видел, поскольку
пастырско-миссионерская жизнь требовала
постоянных разъездов. В силу этого, а также
из-за кочевой жизни местных жителей мне
редко приходилось встречать крещенных мной
камчадалов. Но по милости Божией сложилось
так, что через 52 года он, будучи уже
иеромонахом Кириаком, разыскал меня, и у нас
в I960 году наладилась заочная связь. Вот как
это было.
В августе 1960 года я получил письмо от
очень доброго и милого мирского человека
Михаила Васильевича. Он
мне сообщал, что еще в 1957 году запросил
Патриархию, и ему был дан мой новосибирский
адрес, по которому он послал целую тетрадь (исповедь
отца Кириака) и письмо, но мною они не были
получены. Спустя какое-то время он снова
пустился в розыски и получил мой новый
адрес, у нас завязалась переписка. В день
праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы
я получил письмо от соплеменников отца
Кириака, в котором они сообщали, что "радость
и ликование были велии у
нас по поводу сего", и
описывали, какое впечатление на них
произвел мой ответ. Причем они, так как были
малограмотные, обо всем сообщали своему
другу Михаилу Васильевичу, а он уже
весточки от них пересылал мне.
"Дорогой и незабвенный друг наш!
Здравствуй!
С большой радостью сообщаем тебе, что мы
получили твою посылку. В ней были письма
Высокопреосвящен-нейшего Владыки Нестора,
а также три его портрета. Как только
Валентин Николаевич вскрыл конверт и вынул
оттуда письма и портреты, так сам весь
побледнел и руки затряслись от волнения. Он
побежал бегом к постели нашего батюшки
Кириака и дал их ему. Надев очки и увидев
портрет, тот так и застонал: "Он,
он Святитель Божий! Хорошо я помню на нем
наперсный крест наградной
на ленте Георгия. Он заслужил его как Ангел
спаситель и хранитель, а теперь он -
Святитель Божий. Ох, какой я окаянный!"
Затем он попросил читать письма. А сам
плачет и плачет, как младенец. Прочтут ему
несколько слов, а он тихо скажет: "Подождите,
дайте мне насладиться этими словами. Я
маленько повспоминаю". Ждем,
а он закроет глаза и думает, потом опять
велит читать дальше. Опять остановит, о чем-то
думая. А то попросит письмо в руки и так
благоговейно, с трепетом прижмет его к
груди и держит, держит минуты две-три. А
потом целовать начнет. Раз двадцать читали
ему эти письма и стихотворение "Радостная
Пасха у прокаженных". Часто
говорил первые два-три дня так: "Снятый
многострадальный Иов, помолись
Богу за меня, окаянного! Там, там, на берегу
нашего моря, он сделал храм в честь тебя,
праведника Божия".
Мы все просили его, чтобы он сказал, какой
ответ написать великому Владыке, а он все
плачет и плачет, как ребенок, и никак не
желает или не может успокоиться.
Махнет рукою тихо и прошепчет: "Большое
дерзновение будет мне,
окаянному, писать моему господину и Божиему
Святителю. Я недостоин развязать подвязки
обуви на праведных стопах этого ангела
земного, а вы хотите, чтобы я писать велел
ему".
На четвертый день часа на четыре он впал в
беспамятство и все
говорил с закрытыми глазами. Около него
читали Библию. А когда он очнулся, мы опять
стали просить его, чтобы сказал, о чем
написать Владыке. Опять ответил: "Не
надо!" Часто впадает в
беспамятство, стал совсем как глупый
ребенок, вспоминает Макария Алтайского10,
озеро Телецкое".
Через несколько дней отец Кириак смог сам
написать мне:
"Ваше Высокопреосвященство,
Святитель Божий и многолюбивый Господин
мой! С самого начала я, многогрешный
и недостойный смиренный инок Кириак, падаю
ниц перед Вашим святительством и
испрашиваю Вашего святительского
благословения, лобызая десницу Вашу. Ваши
письма я получил, и от 25/VIII и от 28/IX с.г. А
также и портретов три, а один в
святительском облачении
и с иподиаконом. Вспомнил я, что первый раз я
видел Вас в таком облачении лет 45 назад во
Владивостоке в окружении
двух или трех архиереев в день Вашей
хиротонии. И теперь так сильно наполнилась
душа моя радостью, что я думал, сердце мое не
выдержит. Ведь не только горе, но и
неожиданная великая радость может
разволновать любого человека до потери
рассудка. А тем более такого старого, как я.
Ведь мне девятый десяток к концу подходит. И
вот сейчас, когда я пришел в себя, я и не знаю,
о чем написать Вам. Ваше письмо напомнило
мне многое из моей прошлой многогрешной
жизни еще до Вашего приезда в Гижигинский
уезд, в нашу корякскую
походную Православную миссию. Хорошо я
помню три домика на морском берегу между
сопок, в которых Вы устроили несчастных
прокаженных, и в уголку одного домика Вы
устроили для них свою церковь, как, вот
теперь только вспомнил, назвали ее в честь
многострадального Иова
из Библии. Потому что он тоже был
прокаженный. Я и всего-то один раз был в этой
церкви, но мне много говорили, как Вы
приезжали туда к прокаженным, совершали для
них богослужения и привозили
им продукты, гостинцы, священные книги и
детишкам разные забавы. Жили они, как вот
теперь и мы здесь живем, в одном домике
мужики, в другом - бабы и детишки. Только у
нас здесь нет детишек-то, а одни старики
беспомощные да калеки никудышные. Было нас
двести человек, а теперь прибавили еще
сорок. Очень тесно. Только потому я и помнил
Вас пятьдесят с лишним лет, а особенно с 1936
года, что Вы всегда стояли в моей памяти как
великий святой человеколюбец несчастных
больных и бедных больших детей природы, она
была у нас там как первозданная.
Когда Вы молодым священником приехали к
нам в Гижигу, я хорошо помню, мне было уже 35
лет, и я был такой отчаянный вор и пройдоха.
Ведь я остался сиротой лет шести. Колонисты-купцы
воспитали меня побоями в своих факториях. У
них я и научился русскому языку, а потом и
грамоте. К этим годам я на своих собаках
несколько раз изъездил всю свою Камчатку. А
когда мне было лет пятнадцать, меня прибрал
к себе купец Баранов Егор Семенович,
который взял однажды меня с собой в Императорскую гавань. И вот, помню, мы тогда
приехали в неведомое для
меня, дикаря, место, в Тьерский стан, а там
была церковь - первый раз в жизни увидел я
церковь. И как раз мы попали туда, когда
приехал архиерей (много лет спустя, я узнал,
что это был епископ Камчатский Мартиниан11).
А потом купец Баранов взял меня обратно в
Маркове.
Когда Вы приехали к нам, разговору у нас,
туземцев, было много о Вас. Особенно
ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный,
захотел над Вами посмеяться - ради забавы
принять от Вас крещение. Вы дали мне имя
Илия. И это мое надругательство над Вами
обернулось взаправду. Что-то светлое
осенило весь мой разум. Буквально я
переродился духовно в несколько дней, и мне
так сильно захотелось быть таким же, как Вы.
Но Вы быстро куда-то от нас уехали.
При помощи одного хорошо знакомого мне
торговца-купца, пошли ему, Господи, Царствие
Небесное, я в 1908 или же в 1909 году, забыл уже,
приехал в Благовещенск и отыскал там
епископа. Звали его Преосвященный Владыка
Владимир*, это я хорошо и точно помню. Меня
пропустили к нему. И я рассказал ему обо
всей своей грязной жизни, показал ему свою
хорошую грамотность, рассказал, как
крестился у батюшки Нестора, и про свое имя.
А никаких документов у меня не было. И упал я
перед ним и стал умолять записать меня в
монахи и в батюшки. Продержал он меня у себя
с месяц и всё наблюдал за мною.
А потом меня послали с другими людьми в
Казань. Там дали мне жить в Спасском
монастыре. С полгода я работал у них. Был
очень прилежным. Перечитал много священных
книг. Истово молился Богу. Голос у меня был
хороший, и я быстро научился петь на клиросе.
А еще через полгода по моей слезной просьбе
Преосвященный Алексий12 совершил надо мною
монашеский постриг. Он был еще и ректором
Академии, а архиепископом Казанским
и Свияжским был Никанор13, а Алексий
считался его Чистопольским викарием.
Архиепископа Димитрия**, про которого мне
рассказывали там, я уже не застал, ибо он
умер до меня. Ректор Алексий (фамилия его
Дородницын, после я читал
много книг, им написанных) очень сильно
полюбил меня, и я ему рассказал про свою
жизнь, про то, как к нам приехал монах,
батюшка Нестор, и как я, ради забавы, обманул
его и, думая подшутить над ним, попросил его
крестить меня, и как я после крещения
почувствовал сразу в себе какое-то светлое
обновление, как меня стало мучить желание
сделаться самому таким же, как батюшка, мой
креститель Нестор. И кто, и как мне помог
приехать сюда к ним, в Казань.
Епископ Алексий говорил мне, как ему было
трудно учиться в Московской Академии. Он
был немного старше меня. У них было два
отделения, где учили на миссионера-священника.
И он проверил мою грамотность. А потом я
целый год жил у них в монастыре, и он постриг
меня в иноческий чин. И он зачислил меня
учеником на монгольский. Год я учился, а
потом и еще полгода. И меня послали в Бийск,
это на Алтае. Но я там прожил с год, и меня
направили во Владивосток к архиепископу
Евсевию. Продержали меня там в монастыре с
полгода, а потом он призывает к себе и
говорит: "Вот я сам из
Москвы, из Тулы, где самовары делают. А все
время живу то в Сибири, то на твоей Камчатке
жил, а теперь вот здесь. Когда я закончил
учиться в Академии под Москвой, мне сказали:
"Негоже быть тебе ни в
Москве, ни в Туле. Даем тебе для несения
Божия послушания Сибирь". И
тебе, брат мой Кириак, негоже на своей
Камчатке нести послушание Божие. Я отправлю
тебя на Курилы, к японцам. По цвету кожи ты
полетать им. На первых порах ты будешь там у
Владыки Николая*** келейником.
А там уже он сам посмотрит, на какое послушание
будешь пригоден".
Я смиренно ответил ему, что готов на
послушание и поеду, куда направит меня
Божий Промысл. Но немного дней сподобился я
служить этому великому просветителю
идолопоклонников. Он был уже таким
слабеньким, хотя и высокого роста, что
месяца через два или три скончался.
Умер Владыка Николай 76 лет от роду. В Японии
он прожил 50 с лишним лет. Мирское имя его
было Касаткин Иоанн.
Помяни, Господи, во Царствии Своем Небесном
святительство его и святительство
архиепископа Евсевия, святительство
епископа Владимира, епископа Алексия,
архиепископа Никанора, наставлявших меня
на путь истины во иночестве и дававших мне
силу нести с благоговением ангельское
послушание. Восемь лет я жил там, но уже у
Владыки Сергия14, хваля имя Господне
посреди идолопоклонников. За это время два
раза посылал меня Владыка с поручением во
Владивосток. Один раз я жил там месяца
четыре. Это как раз в то время, когда в
соборе над Вами совершали хиротонию. Много,
много раз я делал над собою усилие подойти к
Вам и со слезами попросить у Вас прощения за
тот, как мне казалось, кощунственный грех,
когда ради забавы, ради того, чтобы
надсмеяться над Вами, принял от Вас во имя
Отца, Сына и Святаго Духа водное Таинство
Святого Крещения. Я до сих пор удивляюсь,
как это могло получиться, что об этом своем
кощунстве я исповедовался перед шестью
святителями, то есть перед епископами
Благовещенским Владимиром и Чистопольским
Алексием, перед архиепископами Казанским
Никанором, Владивостокским
Евсевием и Японским Николаем, а впоследствии
и перед Владыкой Сергием (в миру Тихомиров).
А вот перед Вами не смог. Что-то неведомое
мешало мне в тот период, когда Вы получили,
сподобились получить сан епископа
Камчатского. Это было осенью. Вот точно не
помню, 1915 или 1916 года, но, как мне говорили.
Вы уже вернулись с военного поля брани и
были украшены наградным наперсным крестом
с георгиевской лентой. Я до того времени не
видел еще ни у одного священнослужителя
наперсный крест на ленте.
Спустя недели две, после хиротонии, перед
отъездом в Японию, в последний раз я был
принят Владыкою Евсевием и спросил его,
почему на посвящаемом наперсный крест
висел на какой-то ленте. Он, улыбнувшись,
добродушно пояснил мне, что Владыка Нестор
удостоился этой награды
от Его Императорского Величества за
самоотверженную помощь нашим раненым
воинам на передовых позициях войны. Что-то в
таком духе пояснил он мне. Вот и теперь я
вижу на карточке тот крест и ту ленту. Какое
большое волнение чувствую я в душе своей.
Видеть то, что я видел и о чем говорил почти
полвека тому назад. Получать письма и
портреты от того человека,
над которым я надсмеялся и который крестил
меня на моей родине 52 или 53 года тому назад.
Господин мой и святитель Божий, слезно
умоляю, простите меня, окаянного, ради
Христа Иисуса.
Ох и сильно устал я говорить. Ведь два дня
наш писарь пишет это письмо, а я лежу и
говорю ему, что писать.
В 1920 году я попал через Корею в Китай, и
целый год меня продержали в городе Юн-Пинфу
при русской церкви святого Иоанна
Крестителя. А там подошло время,
что на Родину было проехать нельзя - война
везде, снова Господь Бог привел меня в
Японию.
В 1936 году меня снова потянуло на родину, но
не успел я сойти по трапу с парохода, как
меня арестовали, осудили и отправили
сначала на берег Амура, а потом на Колыму. В
1954 году освободили, но кому нужен 82-летний
старик? И вместе с другими, такими же как я,
меня поместили в инвалидный дом.
Вот кратко рассказал Вам.
Устал я, Владыко и господин мой. А хочется
так много, много сказать Вам о теперешнем
житье моем и выплакать перед Вами все свои
грехи.
Не сочтите за дерзость, милостивый
господин мой, что я попрошу Вас прислать
сюда через нашего друга книги Священного
Писания, а также еще черного сатину, материи,
хотя бы на одну или две мантии. Здесь у нас
есть наперсный крест, епитрахиль, поручи,
Типикон, Библия. В праздники совершаем
богослужения в отдельной комнатушке.
Все мы земно кланяемся Вам и испрашиваем
Вашего святительского благословения и
молитв Ваших.
Недостойные слуги Ваши - иноки Кириак,
Симеон, Никифор, Павлин и из мирян Валентин
Николаевич и Иван Павлович. Лобзаем Вашу
святительскую десницу".
По получении от него письменного
раскаяния я в своей домовой церкви прочел
ему разрешительную молитву
с величайшей благодарностью ко Господу, взыcкавшему
его, осенил его благословением в ту сторону,
где он находился.
Второе письмо он написал мне 18 октября 1960
года.
"Высокопреосвященнейший Владыко и
святитель Божий!
Высокочтимый нами господин и отец наш!
Просим Вашу милость принять от всех нас,
здесь страждущих, сыновнее лобзание во
Господе Христе Иисусе и благословить
всех нас своим святительским
благословением. Великому
господину нашему, Владыке Нестору, многая
лета, многая лета, многая лета!
Здравствуйте, Ваше святительское
Высокопреосвященство! Не
больше недели прошло с тех пор, как я послал
Вам первое письмо. Прошу у Вас прощения за
то, что я так долго не отвечал Вам. Не моя
вина была в том и не злой умысел. Радость от
получения Вашего письма, напечатанного на
трех листах, и трех портретов Ваших очень
сильно и на целый месяц лишили меня величайшего
дара Божия - рассудка. Ведь это легко
сказать только - не видеть более пятидесяти
лет того, Кто поставил меня на путь в Жизнь
Вечную, кто просветил меня ясным светом
евангельской истины, - и вдруг получить от
него доброе-доброе послание и великие знаки
Его благорасположения - три дорогих
портрета.
В первом письме я описал Вам свою жизнь. А
теперь мне очень отрадно вспомнить тот
великий день, в который я был покрыт мантией,
ризой спасения и броней правды, каковая
напоминала бы мне всю жизнь о том, что с того
самого дня я на всякое дело считаюсь
мертвым человеком, что я буду жить ради
одних только добрых дел. Богу одному только
ведомо, выполнил ли я за свою жизнь все
клятвы, какие я давал перед алтарем в час
принятия иноческого чина. Но как перед
грозным судией своим исповедуюсь перед
Вами, святитель Божий, что с того дня и до
сего старался во всем - и в деяниях, и в
мыслях - выполнять их. А там Бог знает, может,
и согрешал когда.
Я уже писал Вам, что мне дали имя великого
древнего отшельника Кириака (что значит -
господский), прожившего
весьма долгую жизнь в VI веке, так что день
моего Ангела стал уже не 20 июля, пророка
Божия Илии, а 29 сентября, а сегодня было 5
октября, и сегодня мы с братией молились
нашим русским святителям - Петру, Алексию,
Ионе, Филиппу и Ермогену. Как видите сами,
милостивый господин мой, преподобный
великий подвижник Кириак
и меня, грешного, сподобил многолетней
жизни, а также и жизнь послал мне очень и
очень тяжелую.
До сих пор мой мозг сверлят слова,
сказанные постригавшим: "Претерпиши
ли всякую тесноту и скорбь иноческого жития
ради Небесного Царствия?" И
мой твердый ответ, ответ бывшего вора и
негодяя, разбойника и
татя, вольного и свободного до принятия от
Вас Святого Крещения, как моей родной
Камчатки ветер:
"Ей, Богу содействующу, честный отче!"
Помню наставление: "Аще
убо хощеши инок быти, прежде всего очисти
себя от всякия скверны плоти и духа, в
искушениях не печалься". Ведь
никто-никто не неволил меня принимать
иноческий постриг. Три раза я подавал
ножницы в руки постригавшего, и два раза он
возвращал их мне со словами, может быть, я
одумаюсь и откажусь от него, но сила Вашего
крещения надо мной оказалась такой могучей,
такой осенительной, что я без колебания
готов был идти на всякую казнь во имя Иисуса
Христа.
Двадцать четыре пары старейших иноков
Спасского монастыря вышли из алтаря с
зажженными свечами в руках ко мне на
паперть, оттуда, накрытого мантиями, ввели
меня во храм Божий для совершения пострига.
С каким большим воодушевлением и умилением
слушал я пение "Слава в
вышних Богу", когда меня
подводили к алтарю. Какие умилительные
слезы потекли у меня из глаз, когда запели
тропарь "Объятия Отча
отверсти мне потщися. Тебе, Господи, с
умилением зову, согреших на Небо и пред
Тобою".
Надели на меня хитон, параман на грудь,
рясу, пояс, мантию, клобук, дали четки и
крест с зажженной свечой: "Тако
да просветится свет ваш пред человеки, яко
да видят ваша добрая дела и прославят Отца
нашего на Небесах".
Теперь всем нам, а особенно мне, стало
радостно, ибо Вы, многомилостивый господин
наш, утешаете нас, недостойных,
своими добрыми ласковыми письмами.
Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на
душе! Я, как и святой Симеон Богоприимец,
говорю: "Ныне отпу-щаеши,
Владыко!.. Яко видеста очи мои того, кто давным-давно
озарил мою черную душу шамана светом
евангельского учения и этим самым из
жестокого бандита и
идолопоклонника сделал верного
христианина, познавшего смысл временной
земной жизни ради Вечной Жизни на Небесах
Господа и Бога своего".
Все мы испрашиваем Ваших святых молитв о
грехах наших и, земно кланяясь Вам, сыновне
лобызаем Вашу десницу.
Простите нас, Христа и Бога нашего ради.
Ваши детки - Кириак со другими".
24 сентября было получено письмо от
Михаила Васильевича, где
он благодарил Господа за нашу письменную
связь, а также писал:
"...Много, много благодарен я своему
дорогому и милому другу за то, что он так
усердно в течение шести лет просил меня
найти Вас. Грешен я перед своим другом в том,
что после первой неудачной попытки связать
его, бедного, с Вами бессердечно
отказывался повторить поиски. Я мучаюсь и
страдаю теперь и душою, и сознанием,
что в течение четырех лет считал эти
просьбы бредом измученного, лишенного
рассудка человека. Как перед Богом каюсь
перед ним, что все эти его просьбы ко мне я
считал пустой забавой выжившего из ума
бедного друга, а поэтому еще больше
сочувствовал тому, еще теплее относился к
нему, ибо считал, что он терзается от
полного расстройства мозгов, что идеал его
больного воображения - Владыка Нестор -
несуществовавшая личность и является мифом,
созданным больным воображением
моего несчастного друга. Молю Господа Бога
простить мне этот вольный и невольный грех.,
как простил мне его милый друг. Теперь я
осознаю свою неправоту еще и тем фактом, что
на протяжении последних шести лет он
несколько раз повторял одно и то же: "Ты
обязательно запиши его мирское имя и
прозвище, это Аннсимов Николай
Александрович, а самое главное, запиши нашу
Гижигу, она одна во всем свете белом". Его больше всего мучило, как он много
раз говорил, что он не знал, молиться ли ему
о Вашем здравии или об упокоении души Вашей.
Поверьте мне, высокочтимый мною батюшка,
что он все годы говорил нам, что родители
дали ему временную жизнь, что они родили его
духовно-слепым и что только Вы переродили
его Крещением, сняли темную пелену с
духовных очей его, что Вы дали ему
возможность познать истинный свет духовной
жизни и этим самым обессмертили его душу
для Вечной Жизни. У меня имеется много
записей, сделанных мною в момент
его бесед или после. Большинство их
относится к периоду его жизни на Алтае, в
Казани, в Японии. Почти ничего не записано о
Камчатке. Он говорил, что ему очень тяжело
вспоминать свою жизнь на родине до 35-летнего
возраста, так как этот период слишком мрачный
и тяжелый для души, что эта жизнь - сплошные
грехи ради телесной похоти и многие грехи
были слишком ужасные. "Даже
воспоминание о моем первом имени приводит
меня в кошмарный трепет", - так
много раз признавался он".
1 ноября я ему писал: "... Какая
великая милость Господня и к тебе, и ко мне,
так как судил Бог дожить нам обоим до
глубокой старости и Господь примирил нас
чрез Твое искреннее покаяние. Слава Богу и
благодарение за все! А за тебя я безгранично
радуюсь и благословляю тебя заочно, но с
глубокой сердечной отеческой любовью
радуюсь со слезами умиления и, обнимая тебя,
целую архипастырским и отеческим
целованием.
Бог спас душу Твою, и ты хотя не смел лично
просить у меня прощения, когда во
Владивостоке меня посвящали во епископа
Камчатского, и не смел подойти ко мне, но
прежде суждено было тебе исповедать твой
грех надсмеяния над крещением тебя с целью
надругательства, и ты просил прощения у
шести архиереев. Знаменательно и то, что ты
прошел по моим стопам к этим архиереям, так
как ты хотел стать таким, как я. И только
через полвека Бог судил найти меня и
принести покаяние, прося простить тебя за
кощунственную дерзость. Радуешься сему ты,
радуюсь сугубо и я молитвой духовного
твоего отца в моем лице, я, твой духовник,
недостойный, ныне митрополит Нестор,
властию, данною мне от Бога, прощаю и
разрешаю тя. чадо мое Илия от купели Святаго
Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от
сокрытого греха твоего надругательства
над Святым Таинством Крещения и надо мной,
немощным, твоим
крестителем в молодые твои годы, и от всех
грехов твоих во имя Отца и Сына и Святаго
Духа. Аминь.
Теперь ты, дитя мое, чистое в покаянии,
можешь с верой и благодарением Господа Бога
молитвенно сказать и повторять постоянно
до часа твоей мирной кончины:
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи
мои спасение Твое, еже еси уготовал мне,
недостойному, пред лицем всех людей, свет во
откровении язычникам и славу христианства".
Знаменательно, что твое письмо с
покаянием я получил 16/29
октября сего, 1960, года, то есть через 44 года
после моего посвящения в сан епископа
Камчатского. В этот день 1916 года ты был в
соборе во Владивостоке, когда меня
посвящали в архиереи. Бог тебя благословит
со всеми живущими с тобой.
Любящий твой крестный отец - митрополит
Нестор".
В последующих письмах он писал:"... В своей земной жизни Господь помог
достигнуть мне желанной вершины,
и эта вершина есть испрошение прощения
великих грехов, содеянных мною в дни
языческой молодости против Вас, моего
духовного отца и учителя.
С того дня, как мне прочитали Ваше
отпущение грехов моих, мне стало весьма
легко. Теперь ничего не страшит меня и я
готов спокойно умереть и отдать свою душу
создавшему меня вечному Творцу всего
сущего.
Никогда, никогда даже в мыслях своих я не
был раскольником и отщепенцем от нашей
Русской Православной
Церкви. Помню годы, когда наша Русская
Православная Церковь здесь, в России, и за
границей переживала большие раздоры и ее
иерархи пребывали в междоусобной брани, тем
самым терзали и раздирали святое тело ее, я
оставался твердо верен каноническим
древним установлениям, я оставался верен в
своих молитвах нашему
Святейшему Всероссийскому Патриарху...
С благоговением дерзаем испрашивать
Вашего святительского
благословения.
Ваши смиренные послушники с недостойным
многогрешным
иеромонахом Кириаком".
Анализируя данные из письменных
сообщений, я провожу некоторую параллель. Я
принял монашество в 1907 году 17 апреля (ст. ст.)
в моей духовной колыбели - в Спасском
монастыре Казанского кремля. Как я понял, и
отец Кириак принял постриг там же. Во
иеродиакона я был посвящен в Казанском
кафедральном соборе 6 мая 1907 года, а в
иеромонаха 9 мая того же года посвящен
епископом Алексием (Дородницыным).
Отец Кириак также был рукоположен
епископом Алексием (Дородницыным). Все
архиереи, о коих вспоминает
отец Кириак, 16 октября (ст. ст.) 1916 года во
Владивостоке посвящали меня в сан епископа
Камчатского. И у всех
этих архиереев он брал благословение и
просил простить его. Разве это не чудо, что
Господь вел отца Кириака по моим следам?
В своих рассказах он упоминает о том, что
был миссионером; даже девочка-подросток,
дочь шамана, с глубокой верой просила у него
крещения.
В письме от 16 декабря отец Кириак писал:
"... Радуюсь я, и собратия веселятся
облачениям и особенно мантиям, ибо теперь
меня тоже похоронят в подобающем чину
облачении. Я только и сетовал об этом.
Теперь я могу произнести: "Ныне
отпущаеши раба Твоего с миром, яко видеста
очи мои спасение мое". Господи,
Господи, прими дух мой многогрешный с миром".
В феврале 1961 года было получено сообщение
о мирной кончине иеромонаха Кириака. Первым
его небесным
покровителем был Илия, который по милости
Божией колесницей добродетелей своих
вознесся к Небесам. И наш
благоговейный Илия, который также своей
добродетельной жизнью по принятии крещения
душою своею духовно возродился. Словно на
колеснице благодатной
пастырской жизни возносился он к Небесам,
исполняя истово подвиги своего послушания
в священноиноческом сане, и куда. Богом
водимый, ныне превознесен
душою по кончине своей праведной.
Да явится и в вечности он избранником
Божиим во Обители Отца Небесного. Мы же
будем хранить о нем вечную молитвенную
память, уповая, что и его бессмертная
душа молится Богу о нас, немощных.
По получении извещения я немедленно в
своем домашнем храме
отслужил панихиду, а в воскресенье была
совершена заупокойная литургия о
новопреставленном.
"За два дня до своей кончины праведной,
- пишут его собратия, - наш дорогой батюшка
как будто выздоровел. Он
стал всех узнавать, тихо беседовать с нами.
Хотя он и болел, но безболезненно. Каждый
воскресный день его приобщали Святых Тайн -
Тела и Крови Христовых.
Он даже проговорил, что сегодня празднуется
святитель Григорий Богослов и икона Божией
Матери "Утоли моя печали". Все мы зело возрадовались такому
выздоровлению нашего родного батюшки. Как
раз за два дня до того мы получили 120 рублей
и сообщение о том, что к нашему Михаилу
Васильевичу приедет келейник нашего
Владыки, отец Сергий, в гости.
Мы ему сказали об этом, и он был весьма
много обрадован и радовался, как дитя малое.
Мы все боялись, что от радости такой он
опять взволнуется и впадет в беспамятство.
Но он велел почитать ему. Прежде всего взял
в руки письмо, перекрестился, поцеловал его
и со словами "радость и
любовь Господня" велел
читать. Все прочитали ему. Он узнал, что и
нашего Владыку не минула горькая чаша таких
же страданий и он пил ее восемь лет. Он
всегда и сейчас при чтении очень волновался,
когда слышал о себе такие слова нашего
родного Владыки: "Любимый
отец мой Кириак", "родное
мое чадо духовное", "дорогой
мой батюшка, отец Кириак", "милый
мой старец" - все эти
дорогие ему названия, а читали письмо три
или четыре раза. И он говорил так:
"Хорошо, что у Михаила Васильевича
много написано про мою иноческую жизнь в
дорогой мне казанской обители, где я
познавал яркий свет евангельского учения,
и в Алтайской миссии, и в Японии, и за многие
годы каторги. И он ему все сие спишет и
отдаст, и я велел ему сделать так. А до
принятия от моего родного духовного отца
Святого Крещения вся моя жизнь темная, как
пасхальная ночь в лесу, и я сам в этой
темноте ничего не знаю и не надо знать, ибо
моя жизнь мне самому стала видной только
после Святого Крещения". Он
просил тут же писать письмо Михаилу
Васильевичу и своему господину
Владыке. Мы послали за писцом, но один из них
сильно занедужил, другого послали на кухню
делать уборку, третий тоже не смог встать с
постели. И так все. Но удалось в этот день
написать десять слов о его выздоровлении. "Ну,
- сказал он, - Бог даст, завтра напишем". И велел читать ему все письма, какие
раньше были присланы от нашего святителя
Божия. Так и закончился день за чтением их.
Радостно и хорошо всем было. В среду утром
после братской молитвы он велел читать
общую службу ко Господу по присланному
Каноннику и после - канон
Пресвятой Богородице. Днем опять велел
найти писаря написать письма. Но опять все
оказались в самом деле сильно больными. И он
об этом горько-горько сетовал. Пробовали
писать по очереди, но не получилось. А он
говорил нам слова прощальные, что на этих
днях отойдет к Творцу и Богу своему в Жизнь
Вечную. Мы ему говорили: "Поживи
с нами, мы без тебя будем сироты". Но он отвечал:
"У Бога
нет сирот. Но мне теперь так хорошо и легко,
потому что рядом со мною стоит праведный
дух моего духовного родителя и просветителя,
и он введет меня в Царствие Вечного Бога".
Затем он приподнялся, вынул из-под подушки
ящичек с портретами
нашего дорогого Владыки и стал целовать
и рассматривать их сквозь свои двойные очки.
Нам хотелось спросить его распоряжения
насчет поминовения, но
убоялись. Потом еще по разу их облобызал,
бережно сложил и сказал: "Велите
Ивану Павловичу съездить за батюшкой, я
должен еще раз приобщиться Тела и Крови
Христовых". А вечером он
заставил читать акафисты Спасителю и
Божией Матери.
На другой день, в четверг, к обеду, приехал
батюшка. Мы уже прочитали чин последования
ко Святому Причащению.
Так что все было готово. Батюшка сам исполнил
чин по Святом Причащении. Наш родной
батюшка остался один со священником - так он
сам велел. А потом вскоре позвал всех нас и
сказал, что батюшка обязательно приедет
отпевать.
Когда уехал священник, наш отец велел
опять читать ему письма Владыки. И их читали
все. И он опять говорил, как хорошо, что у
Михаила Васильевича написано много из
жизни его и он обязательно с этого сделает
список для своего Владыки. Он попросил
Капитолину Константиновну
прийти завтра пораньше, чтобы написать с
его слов небольшое письмо своему родному
духовному отцу и святителю
Божию. И еще Михаилу Васильевичу. Она
обещала.
А в пятницу рано утром отец Никифор первый
подошел к его постели, но наш дорогой
батюшка у ле не дышал. Руки держал на груди,
а под руками лежали все портреты того, кто
давным-давно просветил его светом учения
Господа нашего Иисуса
Христа. Это были портреты нашего дорогого
Владыки. И среди них был снимок Святейшего
Алексия, Патриарха нашего, из календаря.
Тут же послали санитара за врачом. Врач
сказал, что он умер без мучений, тихо. Это
было в день памяти преподобного Ефрема
Сирина. Послали за Капитолиной
Константиновной, ведь только она одна могла
уговорить мужа разрешить все сделать по-христиански.
Через два-три часа все было в порядке.
Разрешили отнести его усопшее тело в ту
самую отдельную комнату, где мы все трое -
Никифор, Симеон, Павлин - совершили над ним
положенное на погребение по чину для
монашествующих.
Никифор отер его тело теплой водой, прежде
начертав образы креста
на лице, груди, коленях, руках, ногах. Затем
его одели в подрясник. Поверх надели мантию,
присланную нашим Владыкой. Правда, по чину
пришлось ее разорвать, чтобы можно было
обвить крест-накрест. Куколь давно был сшит
Капитолиной Константиновной,
и икону Спасителя дали ему в руки. Тут же
покадили ладаном, зажгли свечи. К вечеру
принесли дощатый гроб, и санитары
благоговейно при нашем пении положили в
него тело усопшего. Мы все трое по очереди
неотступно читали над ним святое Евангелие.
А Ивана Павловича послали опять за
священником служить панихиду,
а в церкви отслужили заупокойную литургию.
В воскресенье батюшка был занят и приехал
только в понедельник утром. В этой комнате
мы установили образа и непрерывно горели
пять свечей: три у гроба, а две над образами.
В день памяти мучеников бессребреников
Кира и Иоанна похоронили его на общем
могильнике. Нам разрешили нанять лошадь и
проводить покойного всем троим. Там мы еще
раз умиленно пропели над гробом батюшки
Великий Канон "Помощник и
Покровитель бысть мне во спасение..." Весь полностью пропели. Затем все люди
помянули. Священнику уплатили все и еще - за
помин в сорокоуст, в девять дней и на целый
год..."
- Бог видел все твои страданья,
- Молитвы слышал Он твои, Исполнит
- Он твои желанья, Возьмет в обители Свои.
- И там, на лоне Авраама,
- Среди божественных красот,
- Души твоей больная рана
- Под звуки гимнов заживет.
- Ты будешь, горестей не зная,
- Творца Вселенной прославлять,
- О грешных людях вспоминая, Владыку мира
умолять.
- Проси его, чтоб дал нам силы
- Дурные страсти побеждать,
- Любить людей и до могилы
- Страданья ближних облегчать.
Примечания:
* См. примечание 8.
** См. примечание 6.
*** См. примечание 4.
Вернуться к
оглавлению
Далее читайте:
Нестор
(Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.
Епископ Нестор
Расстрел
Московского Кремля (документ).
Караулов
А. К., Коростелев В. В.
Арест экзарха // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев
В. В. Поборник церковного
единения (к 40-летию со дня блаженной
кончины митрополита Нестора) Караулов
А. К., Коростелев В. В. Экзарх
Восточной Азии // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|